ВВЕДЕНИЕ 7
РАЗДЕЛ 1. СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ
РАСТЕНИЙ 9
1.1 Размножение черенками 9
1.2 Размножение ползучими побегами 15
1.3 Размножение отводками 16
1.4 Размножение подземными видоизмененными побегами 17
1.5 Размножение прививкой 23
1.6 Размножение культурой тканей 24
1.7 Значение вегетативного размножения в природе 25
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ 27
2.1 Ретроспектива формирования практических умений в методике обучения
биологии 27
2.2 Психолого-педагогические основы формирования практических умений 30
2.3 Методические условия формирования практических умений у сельских
обучающихся 35
2.4 Эффективность экспериментальной методики по формированию
практических умений у сельских обучающихся 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
На текущем этапе развития общества требования, предъявляемые к процессу и результатам образования и воспитания школьников, должны неуклонно повышаться, чтобы соответствовать актуальным социальноэкономическим условиям; учащиеся должны не просто получать предметные знания, но и приобретать навыки аналитико-синтетического мышления, позволяющие расширять свои знания самостоятельно, заниматься самообразованием. Именно за счёт таких навыков подрастающее поколение обогащает свою деятельностную, образовательную и социальную сферы, на сознательном уровне усваивает поведенческие стандарты и получает возможность эффективной социализации.
Одна из наиболее значимых задач сельской школы состоит в том, чтобы привить ученикам искреннюю любовь к своей земле и стремление к продуктивному сельскохозяйственному труду; законы биологии в этом контексте приобретают особую значимость.
Освоение учениками практических навыков растениеводства в настоящей работе рассматривается на примере темы различных типов и методов размножения цветковых растений.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования практических умений сельских обучающихся в школе при изучении темы «Размножение цветковых растений».
Предмет исследования: методика формирования практических умений школьников.
Цель работы - развитие практических умений обучающихся при изучении школьного курса биологии в 6 классе на примере темы «Размножение цветковых растений».
Задачи исследования:
1. Изучить способы вегетативного размножения цветковых растений;
2. Изучить современное состояние уровня формирования практических умений школьников в процессе обучения биологии;
3. Подобрать методические условия направленные на формирование практических умений обучающихся;
4. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
В работе применяются следующие методы исследования: теоретические, эмпирические - педагогическое наблюдение и статистические.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МОБУ «Благовещенская СОШ» Ирбейского района Красноярского края. В эксперименте участвовали обучающиеся 6 класса.
В работе использован метод теоретического исследования источников, метод сравнения и сопоставления, педагогического наблюдения, статистических расчетов, обобщения.
Этапы:
1. Изучить способы вегетативного размножения цветковых растений;
2. Изучить современное состояние уровня формирования практических умений школьников в процессе обучения биологии;
3. Подобрать методические условия направленные на формирование практических умений обучающихся;
4. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
По итогу работы можно сделать следующие выводы.
1) Покрытосеменные растения размножаются как половым, так и вегетативным путем. В природе вегетативное размножение происходит корневыми отпрысками, отводками, усами, корневищами, клубнями, луковицами, листьями.
2) Исследование текущего уровня сформированности у обучающихся практических навыков в рамках школьного курса биологии позволило определить, что школьная практика существенно отстаёт от последних достижений методологии и педагогики.
3) Наиболее эффективные методические условия:
содержание практико-ориентированного биологического материала учебника; использование на уроках биологии преимущественно практических и наглядных методов обучения; работа на пришкольном учебно-опытном участке; тесные связи биологии и сельскохозяйственного труда.
4. Педагогический эксперимент показал тесную взаимосвязь теоретических знаний и практических умений. Наблюдается повышение коэффициента уровня сформированности умений (по А.А.Кыверялгу) от 0,10 до 0,71 вместе с коэффициентом усвоения знаний 0,78.
Для подтверждения верно выбранных методических условий, в работе был проведен эксперимент с обучающимися 6 класса МОБУ «Благовещенская СОШ» Ирбейского района Красноярского края.
1. Ачекулова Л.И. Биологические знания как основа формирования практических умений у сельских школьников: монография / Л.И. Ачекулова. Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. - 212 с.
2. Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. - М. : Вентана-Граф, 2017. - 88 с.
3. Биология. 5-9 классы : Рабочие программы к линии : учебнометодическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2016. — 382, [2] с.
4. Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. - М.: Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Изд-во АСТ», 2006. - 640 с.
5. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. - М.: Дрофа, 2009. - 400 с.
6. Вегетативное размножение. Электронный ресурс. Режим доступа:
[http: //honeygarden.ru/garden/pruning_grafting/121. php]
7. Вегетативное размножение. Электронный ресурс. Режим доступа:
[https: //www.bookvoed.ru/files/3515/17/78/39.pdf]
8. Вегетативное размножение: сущность, природные и искусственные
способы, черенкованиею. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://animals- world.ru/vegetativnoe-razmnozhenie/]
9. Верзилин Н.В. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
10. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умении у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - С. 61- 72.
11. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
12. Естественное вегетативное размножение. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://egevideo.ru/stati/rasteniya-v-ege-po-biologii/estestvennoe-vegetativn oe-razmnozhenie/]
13. Естественное вегетативное размножение. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://all-begonias-tamaravn.blogspot.com/2015/09/blog-post_8.htm]
14. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1985. - 121 с.
15. Кемп П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. - М.: Мир, 2008. - 671 с.
... всего 40 источников