Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 7
1.1 Анализ рабочей программы 7
1.2 Обзор источников по теме исследования 11
1.2.1 Анализ литературы 11
1.2.2 Анализ интернет-источников 15
1.2.3 Технология разработки электронного учебного пособия 17
1.3 Требования к электронным учебным пособиям 22
1.4 Обзор существующих разработок 26
1.5 Необходимые видео поддержки 28
1.6 Технология обработки видео 31
2 Описание электронного учебного пособия 36
2.1 Педагогический адрес 36
2.2 Аппаратные и программные требования 36
2.3 Структура электронного учебного пособия 36
2.4 Средства реализации 39
2.5 Интерфейс и навигация 41
2.6 Рекомендации по использованию электронного учебного пособия 48
2.7 Апробация 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение
В настоящий период развития информационных технологий в образовании является актуальной разработка программных средств и приложений, реализующих те или иные методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, работой с известными математическими пакетами, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и пр.
В своем большинстве эти идеи воплощаются в виде интерактивных программ и электронных учебников. В простом случае такие учебники представляют собой гипертекстовые файлы, подготавливаемые в редакторе Word, загружаемые с сервера при помощи стандартного браузера сети Интернет или локальной сети. Иллюстрации подготавливаются в одном из графических редакторов и вставляются в текст непосредственно. Гипертекстовые ссылки используются в основном для организации навигации по главам (оглавление) и для предъявления контекстной подсказки (комментарии, термины).
Достоинство такой методологии разработки электронного учебника состоит в том, что минимизируются усилия по погружению методического материала в стандартную работоспособную электронную форму. Недостатком является отсутствие обратной связи (контроль качества подготовки или усвоения), статичность иллюстраций, пассивность учащегося [25].
Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, во-вторых, резко вырос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: [22]
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, а именно повышение эффективности и качества процесса обучения, повышение активности познавательной деятельности, увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе и развитие коммуникативных способностей, развитие умений моделировать задачу или ситуацию, формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации.
3. Работа на выполнение социального заказа общества, такая как подготовка информационно грамотной личности, подготовка пользователя к использованию компьютерных средств, осуществление психологопедагогической работы в условиях глобальной информатизации.
Электронное пособие не может и не должно заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронное пособие принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного пособия не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать обучающегося взяться за книгу.
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности.
В настоящие время все более актуальной становиться проблема создания качественных электронных учебников, пособий, лабораторных практикумов, справочников на базе современных компьютерных технологий. Средства гипертекста и мультимедиа (графика, анимация, видео, аудио) позволяет представить учебный материал в интерактивной и наглядной форме, обеспечить быстрое нахождение необходимой информации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей: «Психология образования», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и социальная педагогика», «Психология профессионального образования» дисциплине «Социальная психология».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы — учебные материалы по дисциплине «Социальная психология».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Социальная психология».
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать учебную документацию по данной дисциплине, литературу и интернет-источники по данной теме.
2. Отобрать и обработать учебный материал.
3. Выбрать средства реализации.
4. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Социальная психология».
В рамках выпускной квалификационной работы разработано электронное учебное пособие для студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования», изучающих дисциплину «Социальная психология».
Пособие включает в себя теоретический материал, материалы для прохождения методик и диагностик, глоссарий, список ученых психологов, видеоматериал.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Проанализирована рабочая программа дисциплины «Социальная психология» с целью определения содержания дисциплины и количества часов, отведенных на нее.
2. Проанализированы литература и интернет-ресурсы, с целью отбора учебного материала, определения требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям.
3. Найдены и проанализированы имеющиеся аналоги, с целью выявления соответствия заданным критериям (требованиям), предъявляемым к электронным пособиям.
4. Отобран, систематизирован и структурирован учебный материал по дисциплине «Социальная психология».
5. Отобран видеоматериал по дисциплине «Социальная психология».
Пособие реализовано в электронном виде и содержит следующие разделы:
• «Главная»;
• «Теоретическая часть»;
• «Практическая часть»;
• «Глоссарий»;
• «Ученые психологи»
• «Видеоматериал».
Разработанное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами:
• облегчает понимание изучаемого материала благодаря использованным способам подачи материала (индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.);
• способствует лучшему усвоению изученного материала за счет использования видеоматериала.
6. Проведена апробация электронного учебного пособия со студентами группы ПСО-203, в результате которой была подтверждена его работоспособность.
Таким образом, все поставленные задачи решены в полном объеме, а цель достигнута.