Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №155708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы61
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития практических умений у обучающихся в процессе изучения предмета биологии 6
1.1. Понятия практические умения и роль в процессе обучения биологии 6
1.2. Особенности формирования практических умений обучающихся при
изучении биологии 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию практических умений у обучающихся в 5 классе в процессе изучения биологии 19
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы 19
2.2. Фрагменты уроков биологии по формированию практических умений в
5 классе 21
2.3. Рабочая программа учебного предмета «Практическая биология» для
обучающихся 5 класса по формированию практических умений 34
2.4. Анализ результатов исследования 46
Выводы 51
Список литературы 52
Приложение 55

Одной из задач, стоящих перед российской системой образования на современном этапе, является формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Ключевые компетенции всегда определяются через систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Определяя компетентность как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, мы делам акцент на развитие умений и навыков в той или иной деятельности. Именно через термин «умение» наиболее полно выражается понятие «компетенция». «Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение». В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест.
Практическая деятельность позволяет формировать у обучающихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении обучающимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.
Развитие умений школьников составляет часть содержания образования, в том числе биологического. Реализация стандартов образования на основе компетентностного подхода в учебный процесс предполагает создание системы работы по формированию предметных умений, навыков как основы будущих компетенций и изменений в содержании образования и организации учебного процесса.
Цель исследования - выявить, обосновать, экспериментально проверить методику развития практических умений обучающихся в системе практических работ при изучении биологии в 5 классах.
Объект исследования - процесс обучения биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование практических умений у обучающихся в 5 классе в процессе изучения биологии.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие практических умений при проведении практических работ по биологии в 5 классе будет эффективным, если:
• определена система практических умений и навыков, позволяющих реализовать практико-ориентированную направленность школьного курса биологии;
• конкретизирована структура умения, четко определено, из каких элементов оно складывается; какова последовательность этих элементов;
• выдержана структура проведения практической работы и осуществляется контроль над точностью ее исполнения, последовательностью выполнения действий, составляющих практические умения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи.
1. Проанализировать современное состояние литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методику формирования практических умений на уроках биологии.
3. Разработать программу «Практическая биология» по биологии в 5 классе с учетом развития практических умений.
4. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Базой исследования являлась МАОУ СШ «Комплекс Покровский» г. Красноярска. Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, учебно­методической литературы по исследуемой теме.
Эмпирические - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий), диагностика, статистические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении понятия «практические умения»; выявлении путей развитии практических умений в системе практических работ при изучении курса биологии в 5 классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что определена методика развития практических умений в системе практических работ при изучении курса биологии в 5 классе общеобразовательной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сформированы следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов и образовательной практики позволил сделать вывод о том, что в литературе широко рассмотрена проблема исследования. В ходе анализа были выявлены основные требования к формированию практических умений в процессе изучения биологии.
2. Разработана экспериментальная методика проведения уроков биологии в 5х классах направленных на формирование практических умений в школьном курсе биологии.
3. Разработана программа «Практическая биология» по биологии в 5 классе направленная на развитие практических умений во внеурочное время.
4. Установлено положительное влияние систематического использования практической деятельности в процессе проведения уроков биологии в 5 классе на развитие биологических знаний и практических умений.


1. Антипова Н.М. Эколого-биологический практикум. Белгород: Издательство БелГУ, 2023. 153 с.
2. Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня. 2023. № 5. С. 43-47.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
4. Башев В. В. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2021. 157 с.
5. Биология: учебник / А. А. Каменский [и др.]. М.: ЭКСМО, 2003. 640 с.
6. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. 347 с.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2023. № 10. С.35-42.
8. Бруновт, Е. П. Самостоятельные работы учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 2024. 253 с.
9. Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Лабораторные и практические работы
как форма обучения биологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 2(23). [Электронный ресурс]. URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30479 (дата обращения: 09.10.2019).
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 240 с.
11.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия», 2021. С. 68-74.
12.Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся. М.: Знание. 1981. 140 с.
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2020. с. 58
14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 20022. (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2018.
... всего 33 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ