ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ КРУГОВУЮ ТРЕНИРОВКУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
развития физических качеств у обучающихся старшего школьного возраста 6
1.2 Метод круговой тренировки в современной практике физкультурного
образования 13
1.3 Методика проведения уроков физической культуры с применением
круговой тренировки в средней школе 16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методы исследования 22
2.3. Результаты исследования 30
3. ОБОСНОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГИМНАСТИКЕ В 10 КЛАССЕ, И ОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность исследования: С введением ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования изменяется подход к содержанию и результатам образовательной деятельности обучающегося. ФГОС требует улучшения физической подготовленности подрастающего поколения.
По данным исследователей было выявлено что последние годы происходит резкое снижение уровня здоровья и физического развития подрастающего поколения, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Согласно литературным данным ежегодно увеличивается количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены от уроков.
Развитие силовой выносливости в старшем школьном возрасте занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании школьников, т.к. различными исследованиями доказано, что при воспитании выносливости целесообразно в 16-18 лет выйти на нормативный уровень, потому что именно на этот возраст приходится второй сенситивный период в развитии силы.
К сожалению, проблема развития выносливости, несмотря на значительные успехи науки и практики, еще далека от своего решения. Современными исследователями выясняются все новые и новые детали. Поэтому необходима огромная целенаправленная работа ученых и практиков, для того чтобы обобщать, анализировать и правильно понимать выявляющиеся факты, организовывать новые исследования и создавать систему знаний, составляющих научную основу методики развития силы [4, 44].
В целях развития силовой выносливости у обучающихся в настоящее время значительное число авторов, занимающихся проблемой поиска новых средств и методов для занятий физической культурой в школе, рекомендуют использовать метод круговой тренировки, который имеет большую популярность применения в области спорта. Значительному числу обучающихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, значительно возрастает моторная плотность урока, что также положительно сказывается на более успешном развитии силовых качеств. На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования.
Актуальность использования круговой тренировки обусловлена:
- возрастанием гиподинамии школьников, интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;
- массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов.
Круговая тренировка по сравнению с другими методами более полно позволяет реализовать образовательную направленность урока в сочетании с высокой моторной плотностью и служит эффективным способом в комплексном развитии физических качеств. Кроме того, включение в соответствующий комплекс разнообразных по своей форме и структуре гимнастических упражнений способствует формированию у школьников интереса к урокам физической культуры. [6]
Таким образом, возникает противоречие между заказом государства - воспитание здорового поколения - и не достаточным методическим сопровождение использования круговой тренировки на уроках физической культуры
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы «Развитие физических качеств обучающихся средней школы посредством круговой тренировки на уроках физической культуры».
Цель исследования - Разработать и апробировать методику развития силовой выносливости обучающихся 10 класса, методом круговой тренировки при изучении учебной программы по гимнастике
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Применить методику развития силовой выносливости, при изучении учебной программы по гимнастике, методом круговой тренировки для обучающихся 10 класса.
3. Провести эксперимент с целью определения эффективности влияния круговой тренировки на развития силовой выносливости обучающихся 10 класса.
Гипотеза исследования: Предполагается, что применение круговой тренировки, при изучении учебной программы по гимнастике, позволит развить силовую выносливость различных мышечных групп.
Представленная методика апробирована на базе МАОУ Средняя школа комплекс Покровский
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс физического воспитания в 10 классе
Предмет исследования: силовая выносливость обучающихся 10 класса
Методы исследования: теоретический - анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические - тестирование, педагогический эксперимент.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. При изучении и анализе научной литературы можно смело сказать, что круговая тренировка это хороший и один из наиболее эффективных способов развития силовой выносливости у обучающихся в возрасте 16-18 лет. При анализе литературных источников удалось разобраться, какие методы и способы развития силовой выносливости у обучающихся старшего школьного возраста существуют и применяются специалистами и преподавателями на уроках физической культуры. Возраст 16-18 является благоприятным периодом для развития силовой выносливости у обучающихся старшего школьного возраста.
2. Применение метода круговой тренировки дало положительный результат, при изучении учебной программы по гимнастике, метод позволил повысить моторную плотность урока, а так же заинтересованность обучающихся в учебном процессе.
3. За период эксперимента произошли положительные изменения в результатах всех тестов у обучающихся как контрольной, так и экспериментальной группы:
- в тесте «подтягивание на перекладине» у контрольной группы прирост составил 2,1%,тогда как у экспериментальной группы 10,6%;
- в тесте «поднимание и опускание туловища из и. п. лёжа на спине за 45 сек» у контрольной группы прирост был 0,6%, в экспериментальной 6,7%;
- в тесте «отжимания на параллельных брусьях/от пола» у контрольной группы изменений не произошло, в экспериментальной - 11,2%;
- в тесте «тест для оценки силы разгибателей коленного и тазобедренного суставов» у контрольной группы прирост составил 0,9%, в экспериментальной группе - 7,9%
4. Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы можем утверждать, что гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, применение круговой тренировки, при изучении учебной программы по гимнастике на уроках физической культуры, позволит развить силовую выносливость различных мышечных групп обучающихся средней школы.
1. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. - Камянец - Подольский: П П Буйницкий О.А., 2011, С-73 - 81.
2. Бальсевич В.К. «Здоровье - в движении!», Москва, «Советский спорт»,1988, с.-3-4.
3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -- 1996. -- № 1. -- С. 23 - 25.
4. Бартош О.В. «Сила и основы методики её воспитания», методические рекомендации/Владивосток:Мор. гос. ун-т; 2009,С - 47.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. -- М.: Просвещение, 1986. -- 128 с.
6. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка: Пер.с англ. / Глен. Доман; Сост., вступ. ст. В. Дольникова. -- М.: Аквариум, 1996. -- 442 с.: ил.
7. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов. -¬Ростов н/Д: Феникс, 2002. -- 382 с.
8. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учеб. пособие для пед. вузов. -- М.: Академия, 2004. -- 269 с.
9. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А., «Энциклопедия физической подготовки», Методические основы развития физических качеств/ под общей ред. Карасёва А.В.-М.:Лептос, 1994, С. 61 - 134.
10. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 196 с.
11. Зибаров О.И. «К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях» // Теория и практика физической культуры, - 1997, - № 7, С. 234 - 247.
12. Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура, 3-е издание -- М.: ИНФРА, 2003. -- 437 с.
13. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / Комков А.Г., Кириллова Е.Г. -- // Физ.культура:воспитание,образов.,тренировка. -- 2002. -- №1. -- С. 2¬
5.
14. Конеевой Е.В. Физическая культура: учебн. Пособие / Под общ. ред. Е.В. Конеевой. -- Ростов н/Д: Феникс, 2006. -- 558 с.: ил.
15. Коростелёв Н.Б. «Найденное время», Москва «Физкультура и спорт», 1988, С - 56.
16. Круцевич Т.Ю. «Теория и методика физического воспитания», Олимпийская литература; Киев 2008, С 8 - 13.
17. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -- М.: Советский спорт, 2003. -¬464 с.
18. Лях В.И. Журнал «Физическая культура в школе» № 6, 2005 г. 36 с.
19. Лях В.И. Мой друг -- физкультура. -- М.: Просвещение, 2001. -- 192 с.
20. Лях В.И., Зданевич.А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-Х! классов. -- М.: Просвещение, 2003. -- 296 с.
21. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г. Б. Физическая культура. -
- М.: Просвещение, 1998. -- 155 с.
22. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений. -
- М.: Просвещение, 1989. -- 222 с.
23. Приходько С.Е. //Влияние учебного процесса на уровень здоровья и заболеваемость школьников и студентов // «Теория и методика физического воспитания и спорта» научно-теоретический журнал для специалистов в отрасли физического воспитания и спорта, научных работников, преподавателей ВУЗ, тренеров, докторов, аспирантов, студентов, спортсменов № 2.2010г., С-81 - 83.
24. Солоха Л.К. Спортивная физиология // методических указания к теоретическому изучение курса. -- Симферополь , 2003. -- С. 49-60.
25. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. училищ / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.М. Минаев и др.; Под ред. Б.М. Шияна. -- М.: Просвещение, 1988. -- 224 с.: ил.
26. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-х т.). -- М.: Физкультура и спорт, 1976. -- 304 с.: ил.
27. Теория и методики физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др; Под ред. Б.А. Ашмарина. -- М.: Просвещение, 1990. -- 287 с.: ил.
28. Хорунжий А.Н. Развиваем силу // Физическая культура в школе.
29. Гуревич И.И. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. М., Высшая школа, 1980
30. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств /И.А. Гуревич ipls bsu ru|...| op07|sport|usypova.pdf
31. Кряж В.Н., Кряж З.С. Учебно- методическое пособие для преподавания в 8-х классах образовательных школ. Минск НИО 2001
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Издательство Ф.К. ИС 1991
33. Григорович Е.С., Кряж В.Н. Место круговой тренировки в занятиях с девушками- гимнастками. Тезисы докладов Кяэрику 1972г