Реферат
Введение 4
1. Обзор источников информации по теме исследования 6
1.1 Применение электронных учебных пособий в образовательном
процессе 6
1.2 Понятие электронного учебника 6
1.3 Основные этапы разработки электронного учебника 7
1.4 Принципы разработки электронных учебных пособий 8
1.5 Обоснование потребности в электронных учебных пособиях 9
1.6 Выбор программного средства для разработки 11
1.7 Проектирование интерфейса электронных средств обучения 12
2. Описание электронного учебного пособия «Плазма - XXI век» 15
2.1 Выбор программных средств для реализации электронного учебного
пособия 15
2.2 Этапы разработки электронного учебного пособия 24
2.2.1 Подбор литературы 25
2.2.2 Структуризация 25
2.2.3 Программные решения 27
2.2.4 Настройка серверов и программ 28
2.2.5 Заполнение контентом 28
2.2.6 Навигация и содержание 34
2.2.7 Экспортирование и тестирование 34
2.3 Методические рекомендации к электронному учебнику 35
2.4 Навигация в документе 37
Заключение 44
Список используемых источников 46
Приложение 1 49
Приложение 2 51
Возможности информационных и телекоммуникационных технологий резко возросли и расширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования. Использование электронных средств обучения (ЭСО), относимых к ним образовательных электронных ресурсов, в том числе и размещенных в сети Интернет, начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития инновационных методов обучения. Быстрыми темпами происходит внедрение электронных средств в учебный процесс в общеобразовательной школе. В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой, так или иначе, не применялись бы электронные издания или ресурсы.
Актуальность темы в том, что в последнее время физика плазмы - активно развивающаяся область науки, в которой по сей день совершаются удивительные открытия, наблюдаются необычные явления, требующие понимания и объяснения. Открытия в этой сфере позволят улучшить качество жизни человека: организовать переработку отходов; производство альтернативной энергии; производство микросхем; увеличение прочности металлов; изобретение новых плазменных двигателей; победить вредные микробы; улучшить качество цветных изображений в плазменных панелях; объяснить эволюцию Вселенной и т. д. Выбранная тема дипломной работы «Разработка электронного учебного пособия на примере дисциплины «Физика» для изучения темы «Плазма - XXI век», является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебном пособии, несомненно, есть, а самих учебных пособий по данной дисциплине либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно.
Объектом исследования процесс обучения по разделу «Плазма — 21 век» дисциплины физика.
Предметом исследования учебные материалы по разделу «Плазма — 21 век» дисциплины физика.
Цель — разработать электронное учебное пособие по теме «Плазма - 21 век».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• изучить литературу по тематике исследования;
• анализ технологий создания ЭУП;
• выбор программного средства для разработки ЭУП;
• создание оболочки для электронного учебного пособия;
• создание электронного учебного пособия.
Web-технология полностью перевернула наши представления о работе с информацией, да и с компьютером вообще. Оказалось, что традиционные параметры развития вычислительной техники производительность, пропускная способность, емкость запоминающих устройств - не учитывали главного «узкого места» системы интерфейса с человеком. Устаревший механизм взаимодействия человека с информационной системой сдерживал внедрение новых технологий и уменьшал выгоду от их применения. И только когда интерфейс между человеком и компьютером был упрощен до естественности восприятия обычным человеком, последовал беспрецедентный взрыв интереса к возможностям вычислительной техники.
На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных учебных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие даёт больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбрать глубину изучения темы. Также важное значение электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично меняющейся парадигмы образования.
Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счёт иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.
Студентам, пропустившим занятия, электронные учебные пособия помогают самостоятельно освоить пропущенный материал. Также, электронные пособия позволяют студентам быстро и эффективно подготовится к уроку, докладу, контрольной работе и экзамену.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что правильно составленное электронное учебное пособие является ключевым дидактическим звеном информационно-коммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов XXI века. А также, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.
На основе изученной методики по созданию электронных образовательных ресурсов была разработана концепция электронного учебного пособия по физике «Плазма». По разработанной концепции создано и наполнено электронное учебное пособие в CMS Joomla.
В рамках преддипломной практики была разработана структура и интерфейс электронного учебного пособия по физике, на тему «Плазма».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• изучить литературу по тематике исследования;
• анализ технологий создания ЭУП;
• выбор программного средства для разработки ЭУП;
• создание оболочки для электронного учебного пособия;
• создание электронного учебного пособия.
Таким образом, можно считать, что задачи выпускной квалификационной работы полностью решены, а цель достигнута.
1. Администрирование сайта Joomla 3 [Электронной ресурс]. — Режим доступа: http://joomla3-x.ru (дата обращения: 20.05.2016).
2. Алекшина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] /О. В. Алекшина //Молодой учёный. — 2012. — № 11. — С. 389-391.
3. Артемова Ф.Ш. Некоторые аспекты разработки обучающих программ. Уч.Записки: Сб.научн.тр. - Уфа, БГПУ, 2001.
4. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. [Текст]/ Башмаков А.И. // М.: ИИД «Филинъ» — 2003. — 616 с.
5. Беляев М. И. Технология создания электронных средств обучения. [Текст]: учебник / М. И. Беляев, В. В. Гриншкун и Г. А. Краснова. — Под общ. ред. Н. А. Савченко. Санкт-Петербург, 2007 — 130 С.
6. Бондаренко А.Н. Электронный учебник: теория и практика / Сибирский государственный университет путей сообщения. — 2001.
7. Вуль. В. Электронные издания [Текст]: учебник / В.А. Вуль. - СПб.: Петербургский институт печати, 2001. - 308 с.
8. Глушаков С.В. Программирование Web-страниц [Текст] / С.В. Глушаков, И.А. Жакин, Т.С. Хачиров. - Харьков: Изд-во Фолио, 2002. — 169 с.
9. Глушаков С.В. Программирование Web-страниц. [Текст] / С.В. Глушаков - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 345 с.
10. Денвер [Электронной ресурс]. — Режим доступа:
http://soft.mydiv.net/ (дата обращения: 02.06.2016).
11. Доли бесплатных CMS по данным itrack.ru [Электронной ресурс]. — Режим доступа: http:// itrack.ru / (дата обращения: 02.06.2016).
12. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. [Текст] / Зайнутдинова Л.Х. //Монография. Астрахань.: Изд-во ЦНЭП,
1999. — 364 с.
13. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст] / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013. — 336 с.
14. Электронные учебники: рекомендации по составлению. [Электронной ресурс]. — Режим доступа: http://www.calameo.com (дата обращения: 024.06.2016).
15. Как скачать сайт? [Электронной ресурс]. — Режим доступа: http://pavelmakarov.ru/ (дата обращения: 02.06.2016)....31