Реферат
Введение 6
1 Анализ источников по учебному предмету «Информатика и информационнокоммуникационные технологии» 8
1.1 Анализ рабочей программы учебного предмета «Информатика и
информационно-коммуникационные технологии» 8
1.2 Анализ литературных источников по учебному предмету «Информатика и
информационно-коммуникационные технологии» 12
1.3 Анализ интернет-источников по учебному предмету «Информатика и
информационно-коммуникационные технологии» 15
1.4 Анализ источников по созданию электронных учебных пособий 16
1.5 Общие сведения об электронном учебном пособии 17
1.5.1 Понятие электронного учебного пособия 17
1.5.2 Структурная организация электронного учебного пособия 18
1.5.3 Дидактические требования к электронным учебным пособиям 20
1.5.4 Технологические требования к электронным учебным пособиям 21
1.5.5 Технология разработки электронных учебных пособий 22
1.5.6 Преимущества использования электронных учебных пособий 28
2 Описание электронного учебного пособия «Информатика и информационнокоммуникационные технологии» 30
2.1 Технологии и программные средства для реализации пособия 30
2.2 Описание продукта 32
2.2.1 Общие сведения 32
2.2.2 Функциональное назначение 32
2.2.3 Описание структуры и интерфейса электронного учебного пособия . 33
2.2.4 Описание содержания электронного учебного пособия 39
2.2.5 Инструкция по работе с электронным учебным пособием 44
2.3 Инструкции по использованию учебного пособия 45
2.3.1 Инструкции по использованию электронного учебного пособия для
обучаемых 45
2.3.2 Инструкции по использованию электронного учебного пособия для
преподавателя 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 54
В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных предметов создаются электронные учебные пособия.
Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет-технологий, является непростой технологической и методической задачей. Тем не менее индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно-ориентационной системы обучения.
В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепции построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебных пособий.
Электронное учебное пособие - это основной инструмент обучения, книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащий систематическое изложение знаний, подлежащий обязательному усвоению обучающимися.
Электронное учебное пособие - это методический комплекс, предназначенный для изучения курса материала. Он является интегрированным средством, содержащим теорию, практику, задачи и другие компоненты.
В отличие от классического «бумажного» варианта учебника, электронное учебное пособие предназначено для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Учебноинформационный текст электронного учебного пособия должен быть четко иерархически сконструирован по содержанию. Верхний уровень иерархии отражает основные понятия и концепции предметной области. Более низкие уровни должны последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия. При этом необходимо четко обозначить определения, примеры, объекты и утверждения. Многоуровневость позволит изучать предмет с различной степенью глубины.
Разработка электронного учебного пособия «Информатика и ИКТ», является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебном пособии, несомненно, есть, а самих электронных учебных пособий по данному предмету недостаточно.
Объектом данной работы является процесс обучения школьников 10 классов общеобразовательного учреждения по учебному предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка электронного учебного пособия «Информатика и информационнокоммуникационные технологии».
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической документации по курсу «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
2. Проанализировать научную литературу и интернет-источники по теме работы.
3. Спроектировать структуру и интерфейс электронного учебного пособия.
4. Наполнить электронное учебное пособие содержанием.
Информационные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у обучающихся навыков рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Данное пособие предназначено для оптимизации работы учителя-предметника и для самостоятельной работы обучающихся.
Изучение информатики в общеобразовательном учреждении призвано обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Принципиально важным являются практические навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности обучающихся для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности и самообразовании, ориентации в информационном пространстве, автоматизации коммуникативной деятельности, эффективной организации индивидуального информационного пространства, дальнейшей профессиональной ориентации. Использование электронного учебного пособия при организации образовательного процесса в полной мере способствует формированию и развитию таких практических навыков.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Информатика и ИКТ» для учителей-предметников, методистов и обучающихся общеобразовательных учреждений. Пособие включает в себя теоретический раздел, практические работы, контрольные задания и задания для подготовки к государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Информатика и ИКТ».
В ходе работы решены следующие задачи:
1. Выполнен анализ рабочей программы учебного предмета «Информатика и ИКТ» для обучающихся общеобразовательного учреждения на базовом уровне.
2. Проанализированы литературные и интернет-источники по теме исследования, вследствие чего был подобран, структурирован и систематизирован учебный материал для электронного учебного пособия.
3. Проанализированы литературные и интернет-источники по созданию электронных учебных пособий.
4. На основании анализа литературных и интернет-источников, а также рабочей программы учебного предмета «Информатика и ИКТ» разработано электронное учебное пособие «Информатика и ИКТ».
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Воронина Н.В. «Методические рекомендации по созданию электронного учебного пособия» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //pi. sfedu. ru/rspu/structure/university_departments/math_faculty/site/stud_materi als/Voronina/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4.html (дата обращения: 19.05.2016).
2. Дидактические материалы по информатике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://comp-science.narod.ru (дата обращения: 26.05.2016).
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 11.05.2016).
4. Ильина М.А. Электронные учебные пособия и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/artic- les/87/ (дата обращения: 19.05.2016).
5. Информатика, 10 класс. Информация и информационные процессы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yaklass.ru/p/informatika (дата обращения: 19.05.2016).
6. Ланкин В. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы [Текст] / В. Ланкин, О. Григорьева // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 130 - 134.
7. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ [Текст] / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПБ.: Питер, 2008. - 160 с.: ил.
8. Овчинникова К. Электронный учебник как модель образовательного процесса [Текст] / К. Овчинникова // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 101 - 105.
9. Официальный сайт программы WebSite X5 evolution 12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.websitex5.com/ru/evolution-12.html (дата обращения: 19.05.2016).
10. Подготовка к ЕГЭ по информатике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kpolyakov.spb.ru (дата обращения: 19.05.2016).
11. Прохоренок Н.А. HTML, JavaScript, PHP и MySql. Джентельменский набор Web-мастера [Текст]: учебник / Н.А. Прохоренок. - СПб.: БХВ- Петербург, 2010. - 869 с.
12. Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник [Текст] / Г.А. Сапрыкина. // Школьные технологии. - 2004. - № 6. - С. 79 - 83.
13. Свалов Е.А. Электронный учебник как средство обеспечения продуктивного типа познавательной деятельности, учащегося [Текст] / Е.А. Свалов // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 62 - 70.
14. Селеменев С.В. Каким должен быть электронный учебник? [Текст] / С.В. Селеменев // Информатика и образование. - 2012. - №1. - С. 40 - 44.
15. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: методическое пособие [Текст] / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 102 с. : ил....27