Помощь студентам в учебе
Повышение эмоциональной устойчивости у педагогов посредством тренинговых упражнений
|
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости у педагогов 8
1.1. Общетеоретические подходы к определению понятия
«эмоциональная устойчивость» 8
1.2. Основные направления изучения проблемы эмоциональной устойчивости 13
1.3. Анализ исследований эмоциональной устойчивости у педагогов 17
1.4. Формы и методы повышения эмоциональной устойчивости у педагогов 25
Вывод по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование эмоциональной устойчивости у педагогов 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Особенности проявления эмоциональной устойчивости у педагогов
(констатирующий этап) 35
2.3. Методическое обоснование и описание программы по повышению
эмоциональной устойчивости у педагогов (формирующий этап) 37
2.4. Определение эффективности программы с элементами тренинговых
упражнений в повышении эмоциональной устойчивости у педагогов (контрольный этап) 43
Вывод по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 56
Глава 1. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости у педагогов 8
1.1. Общетеоретические подходы к определению понятия
«эмоциональная устойчивость» 8
1.2. Основные направления изучения проблемы эмоциональной устойчивости 13
1.3. Анализ исследований эмоциональной устойчивости у педагогов 17
1.4. Формы и методы повышения эмоциональной устойчивости у педагогов 25
Вывод по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование эмоциональной устойчивости у педагогов 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Особенности проявления эмоциональной устойчивости у педагогов
(констатирующий этап) 35
2.3. Методическое обоснование и описание программы по повышению
эмоциональной устойчивости у педагогов (формирующий этап) 37
2.4. Определение эффективности программы с элементами тренинговых
упражнений в повышении эмоциональной устойчивости у педагогов (контрольный этап) 43
Вывод по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 56
В определение «эмоциональная устойчивость», исходя из мнения различных исследователей, входят разнообразные эмоциональные явления. Но все же не существует одного общего определения эмоциональной устойчивости.
В свое время огромное значение в понимание эмоциональной устойчивости внесли такие исследователи как, Л.М. Аболин (1987), К.К. Платонов (1985), Я. Рейковский (1979), В.Э. Мильман (1983), О.А. Черникова (1967) и др. Некоторые исследователи понимают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям.
При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».
Современные общественные реалии требуют от человека повышенных эмоциональных ресурсов. При этом ускоренный ритм жизни и предъявляемые требования приводят к тому, что психоэмоциональный уровень напряжения начинает возрастать. Следствием этого часто являются такие психические состояния, как раздражительность, тревога и депрессивные состояния (Л.М. Аболин, 1987).
Исследования в сфере эмоциональной устойчивости помогают разработать методики, способные диагностировать уровень эмоциональной устойчивости и помогающие повысить устойчивость к стрессогенным факторам.
Одной из основных проблем при изучении эмоциональной устойчивости на данный момент является то, что при существовании большого количества научных теорий, исследующих эмоциональную устойчивость, до сих пор нет единого понятия, характеризующего её.
Актуальность проблемы эмоциональной устойчивости педагога обусловлена:
во-первых, значимостью этого качества для работников данной системы в связи с гуманистической направленностью их профессии; во-вторых, с напряженным характером педагогического труда специалистов, вызывающим состояние эмоциональной напряженности, ухудшение профессионального здоровья при недостаточном уровне развития эмоциональной устойчивости;
в-третьих, недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.
Цель исследования: изучение особенностей проявления и повышение эмоциональной устойчивости у педагогов.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость педагогов. Предмет исследования: процесс повышения эмоциональной устойчивости у педагогов.
Гипотеза исследования:
- эмоциональная устойчивость педагогов имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики;
- тренинговые упражнения способствуют повышению эмоциональной устойчивости педагогов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы эмоциональной устойчивости;
2) изучить особенности проявления эмоциональной устойчивости педагогов;
3) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение эмоциональной устойчивости педагогов;
4) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении эмоциональной устойчивости педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование (Анкета оценки нервно-психической (эмоциональной) устойчивости «Прогноз», «Тест на уравновешенность и эмоциональную устойчивость» Г.Ю. Айзенка), формирующий эксперимент; методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных; интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Теньгинская СОШ» с. Теньга Онгудайского района Республики Алтай. В исследовании приняли участие педагоги, общий объем выборки составил 19 человек.
Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных организаций, направленной на повышение эмоциональной устойчивости педагогов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Березикова И.С. К проблеме эмоциональной устойчивости [Электронный ресурс] / И.С. Березикова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018 - 641с. - С. 304-307.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости у педагогов» и практической «Экспериментальное исследование эмоциональной устойчивости у педагогов»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы и рисунки).
В свое время огромное значение в понимание эмоциональной устойчивости внесли такие исследователи как, Л.М. Аболин (1987), К.К. Платонов (1985), Я. Рейковский (1979), В.Э. Мильман (1983), О.А. Черникова (1967) и др. Некоторые исследователи понимают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям.
При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».
Современные общественные реалии требуют от человека повышенных эмоциональных ресурсов. При этом ускоренный ритм жизни и предъявляемые требования приводят к тому, что психоэмоциональный уровень напряжения начинает возрастать. Следствием этого часто являются такие психические состояния, как раздражительность, тревога и депрессивные состояния (Л.М. Аболин, 1987).
Исследования в сфере эмоциональной устойчивости помогают разработать методики, способные диагностировать уровень эмоциональной устойчивости и помогающие повысить устойчивость к стрессогенным факторам.
Одной из основных проблем при изучении эмоциональной устойчивости на данный момент является то, что при существовании большого количества научных теорий, исследующих эмоциональную устойчивость, до сих пор нет единого понятия, характеризующего её.
Актуальность проблемы эмоциональной устойчивости педагога обусловлена:
во-первых, значимостью этого качества для работников данной системы в связи с гуманистической направленностью их профессии; во-вторых, с напряженным характером педагогического труда специалистов, вызывающим состояние эмоциональной напряженности, ухудшение профессионального здоровья при недостаточном уровне развития эмоциональной устойчивости;
в-третьих, недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.
Цель исследования: изучение особенностей проявления и повышение эмоциональной устойчивости у педагогов.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость педагогов. Предмет исследования: процесс повышения эмоциональной устойчивости у педагогов.
Гипотеза исследования:
- эмоциональная устойчивость педагогов имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики;
- тренинговые упражнения способствуют повышению эмоциональной устойчивости педагогов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы эмоциональной устойчивости;
2) изучить особенности проявления эмоциональной устойчивости педагогов;
3) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение эмоциональной устойчивости педагогов;
4) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении эмоциональной устойчивости педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование (Анкета оценки нервно-психической (эмоциональной) устойчивости «Прогноз», «Тест на уравновешенность и эмоциональную устойчивость» Г.Ю. Айзенка), формирующий эксперимент; методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных; интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Теньгинская СОШ» с. Теньга Онгудайского района Республики Алтай. В исследовании приняли участие педагоги, общий объем выборки составил 19 человек.
Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных организаций, направленной на повышение эмоциональной устойчивости педагогов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Березикова И.С. К проблеме эмоциональной устойчивости [Электронный ресурс] / И.С. Березикова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018 - 641с. - С. 304-307.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмоциональной устойчивости у педагогов» и практической «Экспериментальное исследование эмоциональной устойчивости у педагогов»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы и рисунки).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
Исследование разнообразных подходов к проблеме эмоциональной устойчивости, предоставило возможность дать общее значение определения «эмоциональная устойчивость», под которой определяют умение успешно выполнять сложную и ответственную работу в напряженной, эмоциогенной атмосфере, без значительного негативного действия последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность (Л.М. Аболин, 1974).
Эмоциональная устойчивость контролирует поведение, поддерживает его, призывает преодолевать возникающие преграды. Эмоциональная неустойчивость, при умеренной интенсивности, может быть весьма опасной и, в итоге, привести к физическим или душевным расстройствам.
Эмоциональная устойчивость педагога значится главным фактором воздействия и взаимодействия в педагогическом труде. От нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учеников, мотивирует их к действиям, улучшает их интеллектуальную активность.
Помимо этого, эмоционально устойчивый педагог оказывает огромное воздействие на весь климат образовательного учреждения. Как показал проведенный нами теоретический анализ по данной проблеме, для большого количества педагогов свойственны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и напряженность.
Смена уровня эмоциональной устойчивости педагога в реальном педагогическом процессе возможно только тогда, если меняется восприятие и осознание им себя самого, своих жизненных позиций. Поэтому выбор технологий и методов повышения эмоциональной устойчивости у педагогов зависят от особенностей специфической деятельности тех, кому необходима помощь.
Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей проявления и повышение эмоциональной устойчивости у педагогов.
В качестве основных задач, реализуемых на разных этапах исследования, были выделены следующие:
1) изучить особенности проявления эмоциональной устойчивости педагогов (констатирующий этап);
2) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение эмоциональной устойчивости педагогов (формирующий этап);
3) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении эмоциональной устойчивости педагогов (контрольный этап).
Результаты констатирующего этапа показали, что 10 педагогов имеют высокую вероятность нервно-психических (эмоциональных) срывов и низкий уровень эмоциональной устойчивости.
Исходя из этого, нами была реализована программа по повышению эмоциональной устойчивости у педагогов посредством тренинговых упражнений.
Результаты повторной диагностики на контрольном этапе показали позитивные изменения показателей эмоциональной устойчивости. Данный факт позволил сделать вывод о том, что программа с использованием элементов тренинговых упражнений способствует повышению эмоциональной устойчивости педагогов.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные задачи решены, гипотеза доказана.
Эмоциональная устойчивость контролирует поведение, поддерживает его, призывает преодолевать возникающие преграды. Эмоциональная неустойчивость, при умеренной интенсивности, может быть весьма опасной и, в итоге, привести к физическим или душевным расстройствам.
Эмоциональная устойчивость педагога значится главным фактором воздействия и взаимодействия в педагогическом труде. От нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учеников, мотивирует их к действиям, улучшает их интеллектуальную активность.
Помимо этого, эмоционально устойчивый педагог оказывает огромное воздействие на весь климат образовательного учреждения. Как показал проведенный нами теоретический анализ по данной проблеме, для большого количества педагогов свойственны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и напряженность.
Смена уровня эмоциональной устойчивости педагога в реальном педагогическом процессе возможно только тогда, если меняется восприятие и осознание им себя самого, своих жизненных позиций. Поэтому выбор технологий и методов повышения эмоциональной устойчивости у педагогов зависят от особенностей специфической деятельности тех, кому необходима помощь.
Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей проявления и повышение эмоциональной устойчивости у педагогов.
В качестве основных задач, реализуемых на разных этапах исследования, были выделены следующие:
1) изучить особенности проявления эмоциональной устойчивости педагогов (констатирующий этап);
2) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение эмоциональной устойчивости педагогов (формирующий этап);
3) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении эмоциональной устойчивости педагогов (контрольный этап).
Результаты констатирующего этапа показали, что 10 педагогов имеют высокую вероятность нервно-психических (эмоциональных) срывов и низкий уровень эмоциональной устойчивости.
Исходя из этого, нами была реализована программа по повышению эмоциональной устойчивости у педагогов посредством тренинговых упражнений.
Результаты повторной диагностики на контрольном этапе показали позитивные изменения показателей эмоциональной устойчивости. Данный факт позволил сделать вывод о том, что программа с использованием элементов тренинговых упражнений способствует повышению эмоциональной устойчивости педагогов.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные задачи решены, гипотеза доказана.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань: КГУ, 1987. - 261с.
2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - №5. - 1988. - С. 29-36.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. М.: «Смысл», 2002. - 414с.
4. Ашихмина, О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации [Текст] / О.А. Ашихмина. дисс. канд. психолог. наук.- М.: МГППИ, 2010.- 219с.
5. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность [Текст] / А.С. Батуев. - Москва, 1991. - 208с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издат. Дом «Филинъ», 1996. - 327с.
7. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл, 2006. - 544с.
8. Вагин, И.О. Научи себя смеяться. Смехотерапия по-русски [Текст] / И.О. Вагин, А.И. Глущай. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. - 298с.
9. Варданян, Б.Х. Категории, принципы и методы психологии. [Текст] / Б.Х. Варданян. Психические процессы. - М., 1983. - 177с.
10. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» [Текст] / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. Под ред. И.Б. Гриншпуна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. - 464с.
11. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Издательство «Ось-89», 2007. - 256с.
12. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 120с.
13. ВоДопьянова, Н.Е. Психическое «выгорание» [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Мир Медицины. - 2001. - №7. - С. 17-18.
14. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности [Электронный ресурс]: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 173с. - Режим доступа:
http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/334 (15.02.2018).
15. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / М.И. Дьяченко, В.И. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 106-113.
16. Егорова, М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста- психолога для системного образования [Текст] / М.А. Егорова // Психологическая наука и образование. - 2003. - №4. - С. 45-57.
17. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман Очерки психологии труда оператора // Под ред. Е.А. Милеряна. - М., 1974. - С. 138-172.
18. Изард, И. Эмоции человека [Текст] / И. Изард. - Москва, 1980. - 678с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2001. - 752с.
20. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432с.
21. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640с.
22. Кузнецова, О.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагогов в период модернизации образования [Текст] / О.В. Кузнецова // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 367-369.
23. Курышова, Л.А. Эмоциональная устойчивость, как важная составляющая
психологической компетентности [Электронный ресурс] / Л.А. Курышова // Психологи на b17.ru. - 2014. - Режим доступа:
https: //www.b17.ru/article/imocionalnaya_ustoichivo st/ (дата обращения
11.12.2017) .
24. Кручинин, С.А. Эмоционально-волевая устойчивость сотрудников спасательных формирований МЧС России к профессиональным стрессовым воздействиям [Текст]: дисс. канд.пед.наук./ С.А. Кручинин. - Санкт-Петербург: СПбУГПС МЧС РФ, 2012. - 149с.
25. Марищук, В.Л. Напряженность в полете [Текст] / В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Т.А. Плетницкий. - М.-Л.: Воениздат, 1969. - 317с.
26. Мильман, В.Э. Стресс и тревога в спорте. [Текст] / В.Э. Мильман. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - 263с.
27. Митина, Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика [Текст] / Л.М. Митина // Школа здоровья. - 1995. - №1. - С. 25-32.
28. Москаленко, О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека [Текст] / О.В. Москаленко // Мир психологии. - 2004. - №4. - С. 168-178.
29. Музыченко, М.В. Критерии эмоциональной устойчивости студентов- психологов [Текст] / М.В. Музыченко // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №12. - С. 12-15
30. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / А.Т. Немчин. Психические состояния // Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 364-378.
31. Ольшанская, Н.А. Техника педагогического общения [Текст]: практикум для учителей и классных руководителей / Н.А. Ольшанская. - Волгоград: Учитель, 2005. - 74с.
32. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека [Текст] / В.М. Писаренко // Психологический журнал. - 1986. - Т.7. - №5. - С. 62-72.
33. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. М.: Изд-во «Наука», 1985. - 297с.
34. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте [Текст] / В.А. Плахтиенко, Ю.М Блудов // Физкультура и спорт. - М., 1985. - С. 78-79.
35. Пономаренко, В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости
[Электронный ресурс] / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1998. - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901106.htm (дата обращения
21.12.2017) .
36. Прихожан, A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192с.
37. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. - СПб.: «Речь», 2005. - 224с.
38. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. - 392с.
39. Рокицкая, Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов [Текст]: дисс. канд. психол. наук / Ю.А. Рокицкая. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 215с.
40. Рубштейн, Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе [Текст] / Н. Рубштейн. - М.: Эксмо, 2008. - 224с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713с.
42. Савина, Т.А. Формирование эмоциональной устойчивости будущего педагога [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т.А. Савина. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://pandia.ru/144237/ (дата обращения
22.12.2017) .
43. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: Психотерапия, 2006. - 192с.
44. Сафонова, Н.А. Особенности эмоциональной устойчивости педагогов в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / Н.А. Сафонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.10. - С.
211-215. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95086.htm (дата обращения 19.12.2017).
45. Семёнова, Е.М. Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук // Е.М. Семёнова. - Ярославль, 2006. - С. 12-13.
46. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. - 224с.
47. Сиротин, О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов [Текст] / О.А. Сиротин // Вопросы психологии. - 1973. - №1. - С. 129-133.
48. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение,1976. - 341с.
49. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1984. - 328с.
50. Сюртукова, Е.Ю. Индивидуально-личностные и организационные детерминанты развития психического выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Е.Ю. Сюртукова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова // Сер.: Гуманитарные науки. - 2013. - № 1. - С. 117-120.
51. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст] / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М.: Класс, 1988. - 268с.
52. Чебыкин, А.Я. Исследование эмоциональной устойчивости и
психологические средства ее формирования у спортсменов [Текст] / А.Я. Чебыкин, Л.М. Аболин // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - С. 83¬89.
53. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития
эмоциональной устойчивости будущего учителя [Электронный ресурс]: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / А.А. Черникова. - Барнаул, 2009. - 237с. - Режим доступа: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-psihologo-
pedagogicheskie-usloyiya-razvitiya-emotsionalnoy-ustoychiyosti-buduschego-
uchitelya (дата обращения 18.12.2017).
54. Чумакова, М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов. [Текст]: программа и конспекты занятий с педагогами / М.И. Чумакова, З.И. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 135с.
55. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов [Текст] / Л.Н. Шепелева. - СПб.: Питер. - 2007. - 160с.
2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - №5. - 1988. - С. 29-36.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. М.: «Смысл», 2002. - 414с.
4. Ашихмина, О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации [Текст] / О.А. Ашихмина. дисс. канд. психолог. наук.- М.: МГППИ, 2010.- 219с.
5. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность [Текст] / А.С. Батуев. - Москва, 1991. - 208с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издат. Дом «Филинъ», 1996. - 327с.
7. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл, 2006. - 544с.
8. Вагин, И.О. Научи себя смеяться. Смехотерапия по-русски [Текст] / И.О. Вагин, А.И. Глущай. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. - 298с.
9. Варданян, Б.Х. Категории, принципы и методы психологии. [Текст] / Б.Х. Варданян. Психические процессы. - М., 1983. - 177с.
10. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» [Текст] / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. Под ред. И.Б. Гриншпуна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. - 464с.
11. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Издательство «Ось-89», 2007. - 256с.
12. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 120с.
13. ВоДопьянова, Н.Е. Психическое «выгорание» [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Мир Медицины. - 2001. - №7. - С. 17-18.
14. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности [Электронный ресурс]: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 173с. - Режим доступа:
http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/334 (15.02.2018).
15. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / М.И. Дьяченко, В.И. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 106-113.
16. Егорова, М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста- психолога для системного образования [Текст] / М.А. Егорова // Психологическая наука и образование. - 2003. - №4. - С. 45-57.
17. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман Очерки психологии труда оператора // Под ред. Е.А. Милеряна. - М., 1974. - С. 138-172.
18. Изард, И. Эмоции человека [Текст] / И. Изард. - Москва, 1980. - 678с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2001. - 752с.
20. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432с.
21. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 640с.
22. Кузнецова, О.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагогов в период модернизации образования [Текст] / О.В. Кузнецова // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 367-369.
23. Курышова, Л.А. Эмоциональная устойчивость, как важная составляющая
психологической компетентности [Электронный ресурс] / Л.А. Курышова // Психологи на b17.ru. - 2014. - Режим доступа:
https: //www.b17.ru/article/imocionalnaya_ustoichivo st/ (дата обращения
11.12.2017) .
24. Кручинин, С.А. Эмоционально-волевая устойчивость сотрудников спасательных формирований МЧС России к профессиональным стрессовым воздействиям [Текст]: дисс. канд.пед.наук./ С.А. Кручинин. - Санкт-Петербург: СПбУГПС МЧС РФ, 2012. - 149с.
25. Марищук, В.Л. Напряженность в полете [Текст] / В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Т.А. Плетницкий. - М.-Л.: Воениздат, 1969. - 317с.
26. Мильман, В.Э. Стресс и тревога в спорте. [Текст] / В.Э. Мильман. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - 263с.
27. Митина, Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика [Текст] / Л.М. Митина // Школа здоровья. - 1995. - №1. - С. 25-32.
28. Москаленко, О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека [Текст] / О.В. Москаленко // Мир психологии. - 2004. - №4. - С. 168-178.
29. Музыченко, М.В. Критерии эмоциональной устойчивости студентов- психологов [Текст] / М.В. Музыченко // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №12. - С. 12-15
30. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / А.Т. Немчин. Психические состояния // Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 364-378.
31. Ольшанская, Н.А. Техника педагогического общения [Текст]: практикум для учителей и классных руководителей / Н.А. Ольшанская. - Волгоград: Учитель, 2005. - 74с.
32. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека [Текст] / В.М. Писаренко // Психологический журнал. - 1986. - Т.7. - №5. - С. 62-72.
33. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. М.: Изд-во «Наука», 1985. - 297с.
34. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте [Текст] / В.А. Плахтиенко, Ю.М Блудов // Физкультура и спорт. - М., 1985. - С. 78-79.
35. Пономаренко, В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости
[Электронный ресурс] / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1998. - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901106.htm (дата обращения
21.12.2017) .
36. Прихожан, A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192с.
37. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. - СПб.: «Речь», 2005. - 224с.
38. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. - 392с.
39. Рокицкая, Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов [Текст]: дисс. канд. психол. наук / Ю.А. Рокицкая. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 215с.
40. Рубштейн, Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе [Текст] / Н. Рубштейн. - М.: Эксмо, 2008. - 224с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713с.
42. Савина, Т.А. Формирование эмоциональной устойчивости будущего педагога [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т.А. Савина. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://pandia.ru/144237/ (дата обращения
22.12.2017) .
43. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: Психотерапия, 2006. - 192с.
44. Сафонова, Н.А. Особенности эмоциональной устойчивости педагогов в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / Н.А. Сафонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.10. - С.
211-215. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95086.htm (дата обращения 19.12.2017).
45. Семёнова, Е.М. Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук // Е.М. Семёнова. - Ярославль, 2006. - С. 12-13.
46. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. - 224с.
47. Сиротин, О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов [Текст] / О.А. Сиротин // Вопросы психологии. - 1973. - №1. - С. 129-133.
48. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение,1976. - 341с.
49. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1984. - 328с.
50. Сюртукова, Е.Ю. Индивидуально-личностные и организационные детерминанты развития психического выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Е.Ю. Сюртукова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова // Сер.: Гуманитарные науки. - 2013. - № 1. - С. 117-120.
51. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст] / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М.: Класс, 1988. - 268с.
52. Чебыкин, А.Я. Исследование эмоциональной устойчивости и
психологические средства ее формирования у спортсменов [Текст] / А.Я. Чебыкин, Л.М. Аболин // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - С. 83¬89.
53. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития
эмоциональной устойчивости будущего учителя [Электронный ресурс]: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / А.А. Черникова. - Барнаул, 2009. - 237с. - Режим доступа: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-psihologo-
pedagogicheskie-usloyiya-razvitiya-emotsionalnoy-ustoychiyosti-buduschego-
uchitelya (дата обращения 18.12.2017).
54. Чумакова, М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов. [Текст]: программа и конспекты занятий с педагогами / М.И. Чумакова, З.И. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 135с.
55. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов [Текст] / Л.Н. Шепелева. - СПб.: Питер. - 2007. - 160с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- Формирование позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством общей
физической подготовки с элементами художественной гимнастики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика психоэмоционального напряжения у подростков средствами психологического тренинга (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социальной активности старшеклассников средствами
школьного пресс-центра
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017