Введение 3
Глава I. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках хореографии как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Становление творческих способностей детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Приемы и способы развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 31
Выводы по Главе I 36
Глава II. Экспериментальное развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках хореографии 38
2.1. Организация и методическое обеспечение констатирующего
эксперимента 38
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 43
2.3. Рекомендательная программа групповых занятий по
хореографии с младшими школьниками по развитию творческих способностей 49
Выводы по Главе II 57
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение
В настоящее время в России осуществляется становление новой системы образования, внедряется ФГОС НОО. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности - учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.
Психологические аспекты развития творческих способностей освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Гилфорда, Э.П. Торренса, В.Н. Дружинин и др.
В педагогике и педагогической психологии существует ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие), теория воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).
Изучение научной литературы с целью определения степени разработанности темы и анализ наблюдений за педагогической практикой показывает, что «развитию творческих способностей учащихся начальных классов в хореографической деятельности все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе и сложностями в определении педагогических условий».
Актуальность темы данной работы обусловлена потребностью общества в творчески развитых «креативных» людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом, направленным на развитие творческих способностей младших школьников в хореографической деятельности.
В организации ведущей, учебной деятельности младшего школьника вносятся элементы деятельности направленные на творческое развитие и самовыражение в литературно-художественной деятельности и средствами русского языка и литературы. Однако, потенциал вида деятельности связанного с телом младшего школьника - занятий по хореографии используется явно недостаточно.
Поэтому нами и была выбрана следующая тема исследования «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках хореографии».
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках хореографии.
Объект: творческие способности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности способностей детей младшего школьного возраста на уроках хореографии.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста будет успешным, если на уроках хореографии будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
- проведение занятий с использованием элементов импровизации;
- проведение занятий с элементами актерского мастерства (пантомимы);
- включение каждого ученика в процесс создания танцевальной постановки;
- использование специальных раскрасок с костюмами разных народов.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого - педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Определить критерии и уровни проявления творческих способностей детьми младшего школьного возраста.
3. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Описать актуальный уровень и особенности проявления творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
5. Определить способы развития творческих способностей младшего школьника в процессе проведения хореографических занятий.
6. Разработать рекомендательную программу по развитию творческих способностей младших школьников на занятиях хореографии .
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- практические: Методика творческой импровизации в танце (Панько Н.В.); Диагностика творческого мышления (тест креативности Торренса); Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной).
Экспериментальная база исследования: Частная детская танцевальная студия «Zima dance», возраст детей 6-7 лет, в количестве 12 человек (3 мальчика и 9 девочек).
Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности.
Низкий уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста является одной из наиболее острых проблем для педагогики и психологии на сегодняшний день. Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества - это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.
На основании психолого-педагогической литературы было выявлено, что в настоящее время низкий уровень развития творческих способностей, является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Низкий уровень развития творческих способностей негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества. Вопросами развития творческих способностей, ее особенностями, причинами ее возникновения и ее формирования занимались: Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Е. Торренс, В. Д. Шадриков Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц М. А. Блох, В. Н. Дружинин, Н. Н. Кириллова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.
Однако проведенный анализ развития творческих способностей показывает, что несмотря на множество исследований, до сих пор нет единогласного мнения об этиологии и механизмах развития творческих способностей детей. Становление творческого потенциала детей сложный и многосторонний процесс, в котором действует множество факторов. Творческое воспитание определяется влиянием семьи и общением со сверстниками, информационными инновациями.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный на изучение особенности развития творческих способностей.
В ходе исследования было выявлено, что проявление творческих способностей у младших школьников представлено тремя уровнями: низким, средним, высоким. Среди младших школьников к низкому уровню проявления развития творческих способностей относится - 16,6%, к
среднему уровню относится - 8 3,4%, к высокому - 0%.
По данным проведенных методик на среднем уровне: у мальчиков он составляет 25%, а у девочек - 58,4%. То есть, мы наблюдаем, что у девочек преобладает уровень развития творческих способностей, в отличие от мальчиков.
Делая общий вывод мы можем утверждать, что у детей младшего школьного возраста средний уровень развития творческих способностей. Эти результаты исследования дали нам основания для составления рекомендательной программы по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников». Москва .ред. 2008 г.
2. Барышевой Т. А.. - СПб.: Изд-во. ВВМ, 2014. - 380 с.
3. Бебик М.А. Использование двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 2011, 100 с.
4. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1998. 60стр.
5. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1999 №1. стр. 17-19.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 320с.
7. Бореев Ю.Б. «Эстетика» - Феникс, 2004.
8. Васильева-Рождественская М. «Историко-бытовой танец». - М.200 3.
9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. - М.: Академия, 1 997. - 496с.
10. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 2002. №4. стр. 5-9.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 200 3. - С.807-819.
12. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 2010. N 4. С. 50-63.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2000. - 3 36с.
14. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная
импровизация. - Альманах 1. - 2013.
15. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2014.
16. Годфруа Ж. Психология, изд. В 2т., том 1. - М.: Мир, 1992. - С.
435-442.
17. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2014, 219 с.
18. Гришон А. "Танцевальная импровизация", М., 2014.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2006.- 368 с.
20. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2016 - 345 с.
21. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
22. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-хологии. - 1999 №2. стр. 54-58.
23. Запора Р. Импровизация присутствует. - Альманах 1. - 2012.
24. Захаров Р.В. «Записки балетмейстера». - М.:Искусство,2004 г.
25. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. Учебное пособие. - Челябинск. - 2010.
26. Келдыш Ю.В. «Музыкальная энциклопедия». -М.: Советская энциклопедия. - 2013.
27. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. - 200 3, № 7. - С. 66-71.
28. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1999. №№ 7,8. стр. 11-20.
29. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. -1998. № 9 стр. 5 2-59, № 10 стр. 6 2-69.
30. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. - 1998, № 3. - С. 113.
31. Левин, В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1995. - С. 14.
32. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак // Педагогика. - 200 9, № 4. - С. 58-61.
33. Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст.
Педагогика, 1995.-280 с.
34. Лук А.Н. Психология творчества. - М.,Наука, 1989. - 125 с.
35. М.Загорц «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». - М. 2004.
36. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 200 3. - 592 с.
37. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. - с. 9-18. Искусство в школе № 2. - М. 1996.
38. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Европа, 2015. - 4 32 с.
39. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в
саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,
“Академия развития”, 1999г.
40. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. - М.: «Треугольник», 1998.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., - Академия. - 2016.
42. Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1998. - 376с.
43. Панько Н.В. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 19. - М., - Академия. - 2016.
44. Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1998. 50стр.
45. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2001. - 280 с.
46. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2003. №5. стр. 21-27.
47. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина - СПб., Питер, 2003. - 656с.
48. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей
танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования. - М.: Владос. - 2005. 2.
49. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 2006.
50. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2006. - 928 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1995г.
52. Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 239с.
53. Рунин Б. М. "О психологии импровизации", М., 2011.
54. Рунин Б.М. "Современные и эстрадные танцы"(5). Май. М., 2012.
55. Рунин Б.М. "Танцевальный клондайк" (12). Декабрь. М., 2014.
56. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 876 с.
57. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин - М.: Политиздат, 1998. - 303 с.
58. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
59. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
60. Шадриков В.Д. Способности человека. - М., Институт
практической психологии, 1997. - 288с.