Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления и повышение эмпатических способностей у педагогов

Работа №15567

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
540
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмпатических способностей педагогов 8
1.1. Основные направления изучения проблемы эмпатии в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Значение эмпатических способностей в профессиональном
саморазвитии личности педагога 14
1.3. Содержание эмпатийного способа взаимодействия и его место в
педагогической деятельности 20
1.4. Формы и методы повышения эмпатических способностей педагогов 27
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатических способностей педагогов 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Особенности проявления эмпатических способностей у педагогов
(констатирующий этап) 37
2.3. Методическое обоснование и описание программы по повышению
эмпатических способностей педагогов (формирующий этап) 40
2.4. Определение эффективности программы с элементами тренинговых
упражнений в повышении эмпатических способностей педагогов (контрольный этап) 45
Вывод по 2 главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 56


В настоящее время существуют четкие требования к личности педагога образовательного учреждения. Педагогу необходимо иметь навыки достаточно развитых индивидуально-психологических свойств, характеризующих успех и эффективность его педагогической деятельности.
В последнее время психологическая наука открыла множество теоретических и практических находок на пути формирования деятельности педагогов и образовательного процесса в общем. Нужно заметить, что сложность и динамизм педагогической деятельности недостаточно позволят говорить о завершенности исследований в этой области.
Профессиональный долг педагога запрашивает повышенные и весьма особенные требования к желающим работать в ней. Несомненно, имеет место разногласие между качеством подготовки в педагогическом вузе и потребностями в высококвалифицированных педагогах. Наблюдается дефицит психологического ресурса личности педагога, который наиболее ярко проявляется в ходе его профессиональной деятельности. Это делает актуальной проблему саморазвития будущих учителей на этапе обучения в педагогическом вузе.
Анализ научных исследований показывает, что ситуация профессионального саморазвития будущих педагогов является широко представленной в различных психолого-педагогических исследованиях. Сократив персонификацию и рассмотрев пути в целом, заметим, что подходы к исследованию профессионального саморазвития и объяснению природы рефлексивного развития, самоактуализации и самореализации человека особенно полно показали сторонники гуманистического и антропологического направлений в конце XIX - начале XX веков.
Отечественные психологи советского периода (В.Б. Бондарев, А.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, М.И. Смирнова, Е.Б. Старовойтенко, А.В. Суворова и многие др.) определили теоретическую базу саморазвития человека и направления для дальнейших исследователей. Научные публикации таких авторов как, Д.Ю. Ануфриева, Б.М. Мастеров, В.Д. Николаева, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др., отражают рефлексивную природу самодвижения человека и его саморазвития в профессиональной деятельности.
По проблеме эмпатийного поведения педагогов, существует большое количество работ (С.Б. Борисенко, Т.Т Кадиев, Р.Б. Карамуратова, Г.Ф. Михальченко, А.Н. Насифулина, Н.И Осухова, К Роджерс, Р. Берне др.). Исследователями рассматривается феномен эмпатии в педагогической деятельности, его специфика и особенности; эмпатийная культура личности педагога; указаны пути оптимизации эмпатии будущих педагогов в целях формирования профессионального мастерства.
Большое количество эмпирических наблюдений и результатов многих исследований в феноменологическом аспекте не только дополняют друг друга, но и в некоторых случаях контрастируют между собой, не всегда оказываясь достаточно четкими. Кроме того, мало уделено внимания таким вопросам как: способы целенаправленного развития эмпатийных способностей будущих педагогов; роль и место эмпатии в процессе становления саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности педагога.
Решение этой проблемы даст возможность максимально повысить процесс саморазвития личности педагога через его специфический механизм эмпатии; улучшить качество педагогического труда.
Цель исследования: изучение особенностей проявления и повышение эмпатических способностей у педагогов.
Объект исследования: эмпатические способности педагогов.
Предмет исследования: процесс повышения эмпатических способностей у педагогов.
Гипотеза исследования:
- эмпатические способности педагогов имеют особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики;
- тренинговые упражнения способствуют повышению эмпатических способностей педагогов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы эмпатических способностей;
2) изучить особенности проявления эмпатических способностей у педагогов;
3) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение эмпатических способностей педагогов;
4) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении эмпатических способностей педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование (Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна; методика диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко), формирующий эксперимент; методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных; интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Теньгинская СОШ» с. Теньга Онгудайского района Республики Алтай. В исследовании приняли участие педагоги, общий объем выборки составил 19 человек.
Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных организаций, направленной на повышение эмпатических способностей педагогов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Куйрукова Я.Н. К проблеме проявления и повышения эмпатических способностей у педагогов [Электронный ресурс] / Я.Н. Куйрукова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018 - 641с. - С. 394-397.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмпатических способностей педагогов» и практической «Экспериментальное исследование эмпатических способностей педагогов»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы и рисунки).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование эмпатического метода взаимодействия до уровня профессиональной установки способствует продуктивному педагогическому взаимодействию. Данную профессиональную установку, изменяющую метод взаимодействия, мы определяем как «профессиональная установка педагога на эмпатический метод взаимодействия» и определяем данный метод взаимодействия как один из принципов педагогического взаимодействия.
Профессиональная установка педагога на эмпатический метод взаимодействия соединяет трехкомпонентную структуру педагогического взаимодействия и эмпатии как профессионально необходимого личностного свойства педагога в общее целое и включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Влияние уровней формирования компонентов эмпатии на профессиональную установку педагога на восприятие учащихся разнообразно при разных ее типах. Уровни формирования компонентов эмпатии, определяются действующими факторами итога профессиональной установки на восприятие учащихся, а она, в свое время, определяет использование эмпатии как метода взаимодействия.
Механизмами эмпатийного метода взаимодействия педагога на уроке обозначаются похвала, подбадривание, принятие идей со стороны учащихся и реализация условий для сотрудничества учащихся друг с другом. Данные механизмы способствуют развитию доверительных отношений, появлению элементов сотрудничества, формируют условия для свободного выражения собственных мыслей и идей учащимися, а также приводят к изменению формы потенциально продуктивной паузы на уроке.
Исследование литературы по проблемам эмпатии и педагогической социальной перцепции позволяет подвести итог, что действенная педагогическая эмпатия-профессионально-значимое качество личности педагога, определяющее успешность межличностного взаимодействия. Эмпатия выражается и развивается в ситуациях диалогического общения и взаимодействия, в совместной творческой деятельности педагога и учеников. Главной функцией педагогической эмпатии определяется оказание такой помощи ученику в разрешении его проблемы, которая способствует формированию его личности.
Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей проявления и повышения эмпатических способностей у педагогов.
Данные экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу о том, что эмпатические способности педагогов имеют особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики; тренинговые упражнения способствуют повышению эмпатических способностей педагогов.



1. Агавелян, Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности [Текст] / Р.О. Агавелян. -М., 1995. - 16с.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие [Текст] / В.С. Агеев. - М.: Просвещение, 1990. - 240с.
3. Басов, М.Я. Личность и профессия [Текст] / М.Я. Басов. - М.: Просвещение, 1986. - 198с.
4. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256.
5. Беребин, М.А. Факторы риска развития пограничных нервно¬психических расстройств у педагогов общеобразовательных школ. [Текст] / Теория и практика медицинской психологии и психотерапии // М.А. Беребин. - СПб.: Издание Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 1994. - С. 188-192
6. Бобкова, М.Г. Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия [Текст] / М.Г. Бобкова. - М.: Просвещение, 2001. - 139с.
7. БоДалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1982. - 365с.
8. Джрназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях [Текст] / Л.Н. Джрназян. - Тбилиси, 1984. - 235с.
9. Ерошенко, А.А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством [Текст] / Психология учителя // А.А. Ерошенко. - М.: МГУ, 1989. - С. 17.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752с.
11. Карамуратова, Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе [Текст] / Р.Б. Карамуратова. - М.: Просвещение, 1984. - 234с.
12. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломенский. - Минск, 1976. - 118с.
13. Коржова, Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности [Текст] / Е.Ю. Коржова. - СПб.: Балтийская педагогическая академия, Институт психологии человека,
1996. - 159с.
14. Консторум, С.И. Опыт практической психотерапии [Текст] / С.И. Консторум. - М., 1959. - 581с.
15. Кроль, Л.М. Человек - оркестр. Микроструктура общения [Текст] / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. - М., 1993. - 479с.
16. Кулагина, Е.И. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов [Текст] / Е.И. Кулагина, Т. В. Корнинова // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С. 105-108.
17. Лютова, Е.К. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию [Текст] / Е.К. Лютова // Вопросы психологии. - 2004. - №7. - С. 13-21.
18. Майерс, А. Социальная психология [Текст] / А. Майерс. - СПб.: Питер Ком, - 1999. - 688с.
19. Маликова, Е.В. Гармонизация эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы [Текст] / Е.В. Маликова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №1. - С. 180-182.
20. Маралова, В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми [Текст] / В.Г. Маралова. - М., 2005. - 211с.
21. Маркова, А.К. Психология профессионала [Текст] / А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1991. - 255с.
22. Маркова, А.Н. Психология труда учителя [Текст] / А.Н Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.
23. МенДжерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затруднённого и незатруднённого общения в ситуациях затруднённого взаимодействия: [Текст] / Ю.А. Менджерицкая. - Ростов на/Д., 1998. - 189с.
24. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л.М Митина. - М.: «Дело», 1994. - 216с.
25. Новгородцева, А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей [Текст] / А.П. Новгородцева. - М., 1989. - 322с.
26. Орлов, А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 68.
27. Орлов, А.Б. Роджерс и современный гуманизм [Текст] / А.Б. Орлов // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 1999. - №2. - С. 26.
28. Петровский, А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1981. - №1. - С. 34.
29. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Аспект-пресс, 2001. - 208с.
30. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К.Платонов. - М.: Просвещение, 1989. - 199с.
31. Прихожан, A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192с.
32. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. - СПб.: «Речь», 2005. - 224с.
33. Реан, А. Факторы стрессоустойчивости учителей
[Текст] / А. Реан // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - С. 45.
34. РоДжерс, К. Психология эмоций. [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288с.
35. Ромэн, А.С. Самовнушение и его влияние на организм [Текст] / А.С. Ромен. - Алма-Ата, 1970. - 481с.
36. РуДестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. - М., 1993. - 372с.
37. Руковишников, А.А. Опросник психического выгорания для учителей [Текс] / А.А. Руковишников. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»,1997. - 593с.
38. Руковишников, А.А. Шкала эмоциональной возбудимости [Текст] / А.А.
Руковишникова, М.В. Соколова. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»,1996. - 487с.
39. Рожнова, В.Е. Руководство по психотерапии. [Текст] / В.Е. Рожнова - Ташкент, 1985. - 474с.
40. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности [Текст] / А.А. Реан. - М.: Академия, 2000. - 324с.
41. Соложенкин, В.В. Принципы групповой психотерапии личностно-средового взаимодействия [Текс] / В.В. Солонежкин // Вестник гипнологии и психотерапии. - 1992. - №2. - С. 56-57.
42. Столин, В.В. Самосознание личности [Текс] / В.В. Столин. - М., 1983. - 533с.
43. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1984. - 328с.
44. Тимохина, А.В. Исследование эмпатических возможностей
старшеклассников и учителей [Текст] / А.В. Тимохина, С.Б. Борисенко // Психология - практика обучения и воспитания. - 1990. - №3 - С. 106.
45. Фромм, Э. Искусство быть [Текст] / Э. Фромм. - Москва: Изд-во АСТ, 2015. - 352с.
46. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст] / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М.: Класс, 1988. - 268с.
47. Цыцарев, С.В. Мотивы обращения к психотерапевту [Текст] / С.В. Цыцарев // Психотерапия: от теории к практике. - Спб. - 1995. - С. 174.
48. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов [Текст] / Л.Н. Шепелева. - СПб.: Питер. - 2007. - 160с.
49. Эверли, Д.Ж., РозенфельД, Р. Стресс: природа и лечение [Текст] / Д.Ж. Эверли, Р. Рознефельд - М., 1985. - 376с.
50. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] / В.А.Якунин. - М.: Академия, 1998. - 296с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ