Введение
Глава 1. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмпатических способностей педагогов 8
1.1. Основные направления изучения проблемы эмпатии в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Значение эмпатических способностей в профессиональном
саморазвитии личности педагога 14
1.3. Содержание эмпатийного способа взаимодействия и его место в
педагогической деятельности 20
1.4. Формы и методы повышения эмпатических способностей педагогов 27
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатических способностей педагогов 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Особенности проявления эмпатических способностей у педагогов
(констатирующий этап) 37
2.3. Методическое обоснование и описание программы по повышению
эмпатических способностей педагогов (формирующий этап) 40
2.4. Определение эффективности программы с элементами тренинговых
упражнений в повышении эмпатических способностей педагогов (контрольный этап) 45
Вывод по 2 главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 56
В настоящее время существуют четкие требования к личности педагога образовательного учреждения. Педагогу необходимо иметь навыки достаточно развитых индивидуально-психологических свойств, характеризующих успех и эффективность его педагогической деятельности.
В последнее время психологическая наука открыла множество теоретических и практических находок на пути формирования деятельности педагогов и образовательного процесса в общем. Нужно заметить, что сложность и динамизм педагогической деятельности недостаточно позволят говорить о завершенности исследований в этой области.
Профессиональный долг педагога запрашивает повышенные и весьма особенные требования к желающим работать в ней. Несомненно, имеет место разногласие между качеством подготовки в педагогическом вузе и потребностями в высококвалифицированных педагогах. Наблюдается дефицит психологического ресурса личности педагога, который наиболее ярко проявляется в ходе его профессиональной деятельности. Это делает актуальной проблему саморазвития будущих учителей на этапе обучения в педагогическом вузе.
Анализ научных исследований показывает, что ситуация профессионального саморазвития будущих педагогов является широко представленной в различных психолого-педагогических исследованиях. Сократив персонификацию и рассмотрев пути в целом, заметим, что подходы к исследованию профессионального саморазвития и объяснению природы рефлексивного развития, самоактуализации и самореализации человека особенно полно показали сторонники гуманистического и антропологического направлений в конце XIX - начале XX веков.
Отечественные психологи советского периода (В.Б. Бондарев, А.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, М.И. Смирнова, Е.Б. Старовойтенко, А.В. Суворова и многие др.) определили теоретическую базу саморазвития человека и направления для дальнейших исследователей. Научные публикации таких авторов как, Д.Ю. Ануфриева, Б.М. Мастеров, В.Д. Николаева, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др., отражают рефлексивную природу самодвижения человека и его саморазвития в профессиональной деятельности.
По проблеме эмпатийного поведения педагогов, существует большое количество работ (С.Б. Борисенко, Т.Т Кадиев, Р.Б. Карамуратова, Г.Ф. Михальченко, А.Н. Насифулина, Н.И Осухова, К Роджерс, Р. Берне др.). Исследователями рассматривается феномен эмпатии в педагогической деятельности, его специфика и особенности; эмпатийная культура личности педагога; указаны пути оптимизации эмпатии будущих педагогов в целях формирования профессионального мастерства.
Большое количество эмпирических наблюдений и результатов многих исследований в феноменологическом аспекте не только дополняют друг друга, но и в некоторых случаях контрастируют между собой, не всегда оказываясь достаточно четкими. Кроме того, мало уделено внимания таким вопросам как: способы целенаправленного развития эмпатийных способностей будущих педагогов; роль и место эмпатии в процессе становления саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности педагога.
Решение этой проблемы даст возможность максимально повысить процесс саморазвития личности педагога через его специфический механизм эмпатии; улучшить качество педагогического труда.
Цель исследования: изучение особенностей проявления и повышение эмпатических способностей у педагогов.
Объект исследования: эмпатические способности педагогов.
Предмет исследования: процесс повышения эмпатических способностей у педагогов.
Гипотеза исследования:
- эмпатические способности педагогов имеют особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики;
- тренинговые упражнения способствуют повышению эмпатических способностей педагогов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы эмпатических способностей;
2) изучить особенности проявления эмпатических способностей у педагогов;
3) составить и реализовать программу с элементами тренинговых упражнений, направленную на повышение эмпатических способностей педагогов;
4) определить эффективность программы с элементами тренинговых упражнений в повышении эмпатических способностей педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование (Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна; методика диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко), формирующий эксперимент; методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных; интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Теньгинская СОШ» с. Теньга Онгудайского района Республики Алтай. В исследовании приняли участие педагоги, общий объем выборки составил 19 человек.
Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных организаций, направленной на повышение эмпатических способностей педагогов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Куйрукова Я.Н. К проблеме проявления и повышения эмпатических способностей у педагогов [Электронный ресурс] / Я.Н. Куйрукова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018 - 641с. - С. 394-397.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эмпатических способностей педагогов» и практической «Экспериментальное исследование эмпатических способностей педагогов»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы и рисунки).
Формирование эмпатического метода взаимодействия до уровня профессиональной установки способствует продуктивному педагогическому взаимодействию. Данную профессиональную установку, изменяющую метод взаимодействия, мы определяем как «профессиональная установка педагога на эмпатический метод взаимодействия» и определяем данный метод взаимодействия как один из принципов педагогического взаимодействия.
Профессиональная установка педагога на эмпатический метод взаимодействия соединяет трехкомпонентную структуру педагогического взаимодействия и эмпатии как профессионально необходимого личностного свойства педагога в общее целое и включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Влияние уровней формирования компонентов эмпатии на профессиональную установку педагога на восприятие учащихся разнообразно при разных ее типах. Уровни формирования компонентов эмпатии, определяются действующими факторами итога профессиональной установки на восприятие учащихся, а она, в свое время, определяет использование эмпатии как метода взаимодействия.
Механизмами эмпатийного метода взаимодействия педагога на уроке обозначаются похвала, подбадривание, принятие идей со стороны учащихся и реализация условий для сотрудничества учащихся друг с другом. Данные механизмы способствуют развитию доверительных отношений, появлению элементов сотрудничества, формируют условия для свободного выражения собственных мыслей и идей учащимися, а также приводят к изменению формы потенциально продуктивной паузы на уроке.
Исследование литературы по проблемам эмпатии и педагогической социальной перцепции позволяет подвести итог, что действенная педагогическая эмпатия-профессионально-значимое качество личности педагога, определяющее успешность межличностного взаимодействия. Эмпатия выражается и развивается в ситуациях диалогического общения и взаимодействия, в совместной творческой деятельности педагога и учеников. Главной функцией педагогической эмпатии определяется оказание такой помощи ученику в разрешении его проблемы, которая способствует формированию его личности.
Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей проявления и повышения эмпатических способностей у педагогов.
Данные экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу о том, что эмпатические способности педагогов имеют особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики; тренинговые упражнения способствуют повышению эмпатических способностей педагогов.