Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей

Работа №155658

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития умений конструктивного разрешения конфликтов
У подростков-правонарушителей 6
1.1 Понятие конфликта и конструктивного разрешения конфликта... 6
1.2 Особенности поведения в конфликте подростков-
правонарушителей 16
1.3 Условия развития умений конструктивного разрешения конфликтов
у подростков-правонарушителей 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков- правонарушителей 35
2.1 Диагностика сформированности умений конструктивного
разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей 35
2.2 Программа по развитию умений конструктивного разрешения
конфликтов у подростков-правонарушителей 43
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения

Актуальность исследования. Важность темы подтверждена вниманием психологов и педагогов, направленного на проблему предупреждения конфликтного поведения подростков-правонарушителей. Эта проблема находится в одной плоскости с учебно-воспитательным процессом, в котором особое место уделено воспитанию, обозначенному в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека» [1].
Центральное место в социальном и духовном развитии подростков занимают отношения, которые складываются с родителями, сверстниками и учителями. Приоритетной задачей, определенной Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. является формирование высоконравственной личности, поэтому воспитание подростков рассматривается как «стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [3].
Проблема воспитания и социализации подростков-правонарушителей стоит особенно остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, а также социальные явления нередко становятся причиной конфликтных реакций в подростковой среде. Зачастую подростки бунтуют против несправедливости или навязанных моральных принципов. Этот протест может перерастать в опасные формы, которые приносят вред не только «революционеру», но и всему обществу. Конфликтное поведение подростков- правонарушителей является девиантным, то есть отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Данное поведение является нарушением невротического характера, которое оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие, но и на их социализацию. В этой связи важным является развитие умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей при применении эффективных методов снижения конфликтного поведения, благодаря которым может реализовываться работа по предупреждению конфликтного поведения подростков-правонарушителей.
Актуальность данной темы подтверждена тем, что психическое развитие подростков-правонарушителей имеет свои особенности. При возникновении конфликтного поведения необходимо проводить диагностику психологического состояния и заботиться об эмоциональном здоровье подростков. Уровень конфликтности подростков-правонарушителей требует применения корректирующих методов, способствующих росту умений конструктивного разрешения конфликтов.
Объект исследования: процесс развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
Предмет исследования: условия развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить и реализовать условия развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков- правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
2. Теоретически обосновать условия развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
3. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
4. Разработать программу по развитию умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
Гипотеза исследования: развитию умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей будут способствовать следующие условия:
1. будет выявлен уровень сформированности умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
2. разработана и реализована программа по обучению подростков- правонарушителей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций с применением игровых технологий и кейс-метода.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: экспериментальная диагностика выявления показателей конфликтного поведения подростков-правонарушителей;
3. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы.
Методологическая основа. Конфликтное поведение подростков- правонарушителей как психолого-педагогическая проблема анализируется в трудах: Л. И. Божович, Н. В. Бордовской, В. П. Зинченко, Е. Е. Копченовой, М. А. Панфиловой, и других ученых. Особенности поведения подростков- правонарушителей рассмотрены в работах: В. М. Кроль, Л. Э. Кузнецовой, и других авторов. Условия развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей проанализированы в трудах таких ученых, как: М. И. Гуслова, Н. В. Матяш, и других авторов. Несмотря на широкое освещение методов снижения конфликтного поведения подростков- правонарушителей, вопросам развития умений конструктивного решения подростков уделено недостаточное внимание.
База исследования: КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Нижнеингашский», отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания выпускной квалификационной работы были сформулированы основные результаты.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия; столкновение противоположно направленных тенденций в психике людей, обусловленное различием взглядов и интересов; активные взаимно-направленные действия каждой из конфликтующих сторон, окрашенные эмоциональными переживаниями; проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
По природе компонентов, входящих в состав конфликта, выделяют три вида среды конфликта: физическую, общественно-психологическую, социальную, которые проявляются как на микро-, так и на макроуровнях системы и служат не только в качестве условий протекания конфликта, но и в качестве объекта.
Подростковый возраст считается кризисным и обусловлен множественными качественными изменениями в психологическом развитии ребенка, поскольку на данном этапе формируются кардинальные и достаточно интенсивные изменения в организации подростка, ведущие к зрелости и половому созреванию. Конструктивное разрешение конфликтов подростков зависит от основных факторов: адекватность восприятия конфликта; открытость и эффективность общения; создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; определение существа конфликта.
В основе профилактической и коррекционной работы конфликтного поведения подростков-правонарушителей лежат методы, основанные на социально-педагогических технологиях, сущность которых заключена в выполнении социальных, педагогических, и воспитательных функций. Исход конфликта зависит от психологической позиции участников взаимодействия, обусловленной психологическими качествами подростков.
В процессе работы нами проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Нижнеингашский», в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подростков. Выборка: 15 подростков отделения в возрасте 15-17 лет.
Работа состояла из этапов: констатирующий; формирующий; контрольный. С целью выявления подростков с конфликтным поведением и критериев выраженности тенденции к проявлению формы поведения в конфликте проведен констатирующий этап опытно-исследовательской работы. Применена методика К. Томаса, которая позволяет рассмотреть приверженности личности к проявлению стиля поведения в конфликтной ситуации.
Анализ показал, что в группе подростков-правонарушителей обозначен ведущий параметр - соперничество. Данный тип поведения является доминирующим в процессе разрешения конфликтной ситуации, что является нормой для подростков-правонарушителей. Полученные данные по средним и низким показателям «сотрудничество». «компромисс», «избегание» и «приспособление» свидетельствуют о среднем параметре тенденции к проявлению формы поведения в конфликте, что является сигналом для работы с подростками (и с детьми высокой степени конфликтности). Таким образом, выявлены неотличные показатели по данным критериям, что говорит о том, что существуют проблемы в коммуникатировании подростков-правонарушителей, что обусловлено социальной средой общения.
На основе полученных результатов применены педагогические технологии, направленные на снижение и предупреждение конфликтного поведения: игровая технология; кейс-технология; проектная технология.
Дополнительно разработана программа, направленная на развитие умений конструктивного решения конфликтов у подростков-правонарушителей. Задачи программы: научить подростка приемам самоконтроля; снизить проявление характеристик, ведущих к: конфликтам, враждебности, негативным межличностным отношениям, депрессивного состояния; способствовать формированию умений конструктивного решения конфликтов.
Занятия рассчитаны на работу в групповом сотрудничестве. Программа рассчитана на 14 занятий. Проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 30-40 минут. Программа позволит: сформировать положительный уровень эмоциональной компетенции подростков; развить умения конструктивного поведения в конфликтной ситуации; совершенствовать умения межличностного общения; повысить компетентности педагогов и родителей, что приведет к достижению цели: повысить умения конструктивного поведения у подростков- правонарушителей в ситуации конфликта.
На контрольном этапе сформулирована цель - выявление показателей сформированности умений разрешения конфликтной ситуации у подростков- правонарушителей после проведенных мероприятий. Для исследования сформированности умений конструктивного решения конфликтов у подростков- правонарушителей повторно применена методика определения стиля поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.
На контрольном этапе нами выявлены наибольшие показатели по критерию «соперничество». Положительным является то, что критериальные показатели по данному параметру снижены. Снижение конфликтных ситуаций свидетельствует о том, что проведенные занятия и сформированная программа по снижению конфликтности среди подростков являются эффективными. Очевидно изменение количественных показателей, связанных с проведенной работой, направленной на снижение конфликтности подростков-правонарушителей путем формирования умений конструктивного поведения.
В процессе написания выпускной квалификационной работы решены задачи исследования:
1. Рассмотрены теоретические аспекты развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
2. Теоретически обоснованы условия развития умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей.
3. Экспериментальным путем выявлен уровень сформированности умений конструктивного решения конфликтов у подростков-правонарушителей.
4. Разработана программа по развитию умений конструктивного решения конфликтов у подростков-правонарушителей.
Наша гипотеза доказана: формирование умений конструктивного разрешения конфликтов у подростков-правонарушителей будет успешным, если:
1. определены критерии проявления конфликтного поведения подростков- правонарушителей;
2. технологизация процесса направлена на обучение подростков- правонарушителей конструктивным способам выражения гнева, формированию конструктивных умений общения с помощью включения в такие социально - педагогические технологии, как: игровая технология; кейс-технология; проектная технология;
3. разработана комплексная программа по формированию умений конструктивного разрешения конфликтного поведения подростков - правонарушителей.
Таким образом, задачи работы решены. Цель достигнута. Гипотеза доказана


1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons(дата обращения: 03.03. 2021).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего образования» URL: http://av.disus.ru/programma(дата обращения: 03.03. 2021).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL:http://docs.cntd.ru/document/420277810(дата обращения: 03.03. 2021).
4. Нацепив А. Я. Конфликтология. - М.: Омега-Л, 2016. - 124 с.
5. Бабосов Е. М. Конфликтология: учебное пособие / Е. М. Бабосов. - Минск: Право и экономика, 2017. - 357 с.
6. Бернс Р. «Я - концепция». - М.: Аст-Пресс, 2018. - 100 с.
7. Бизяева А. А. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2015. - 302 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2016. - 386 с.
9. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: учебн. Пособие. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
10. Веснин В. Д. Технологии и методы разрешения конфликтов. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/02000024166(дата обращения: 03.03. 2021).
11. Громова О. Н. Конфликтология. - М.: Просвещение, 2017. - 100 с.
12. Гусева А. С. Конфликт: структурный анализ. - М.: РАГС, 2017. - 152 с.
13. Дмитриев А. В. Введение в общую теорию конфликтов, изд-е 2, перер. - М.: Знание, 2016. - 228 с.
14. Захаренко Т. С. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. - 2016. - № 27 (131). - С. 780 -786.
15. Зинченко В. П. Философия психологии. - М.: Политическая
энциклопедия, 2016. - 340 с.
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПБ: Питер, 2017. - 128 с.
17. Карпов А. В. Психология механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 100 с.
18. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Аус- Пресс, 2018. - 88 с.
19. Ковалев С. В. Команда нашего «Я». - М.: Профит Стайл, 2016. - 400 с.
20. Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. - М.: Эксмо, 2018. - 200 с.
21. Козер Л. Функции социального конфликта. изд. 3-е, перер. - М.: Идея- Пресс, 2016. - 416 с.
22. Копченова Е. Е. Что стоит за агрессивностью. - М.: Знание, 2017. - 134 с.
23. Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2016. - 188 с.
24. Котельникова Н. П. Портрет современного подростка // Молодой ученый.
- 2015. - № 5 (85). - С. 587-589.
25. Кузнецова Л. Э. Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 646 - 648.
26. Куликова Н. Е. Роль школы в снижении подростковой девиации / Молодежь XX века: образование, наука, инновации. - 2019. - С. 66- 67.
27. Куликова Н. Е. Агрессивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема / Молодежь XX века: образование, наука, инновации. - 2020. - С. 61-62.
28. Лакреева А. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 141-146.
29. Лето Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). - С. 770-772.
30. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебн. пособие, изд-е 2-е, перераб. - М.: Гардарики, 2016. - 269 с.
31. Меньшиков Л. С. Сценарии поведения участников конфликта. - М.: Высшая школа, 2018. - 218 с.
32. Михайлова Е. С. К вопросу о копинг-стратегиях // Молодой ученый. - 2018. - № 48 (234). - 257-258 с.
33. Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. - 2016. - № 15 (119). - С. 413-415.
34. Мухина В. С. Психология. - М.: Просвещение, 2018. - 240 с.
35. Некрасова Е. А. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков // Молодой ученый. - 2017. - № 8 (142). - С. 291-295.
36. Нижегородцева Н. В. Психология обучения. - М.: Знание, 2015. - 100 с.
37. Ньюком Т. Теория коммуникативных актов. - М.: Академия, 2016. - 96 с.
38. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 5-18 с.
39. Павлова М. А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. - М.: Учитель, 2019. - 190 с.
40. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Академия, 2016. - 96 с.
41. Пиаже Ж. Педагогика. - М.: Знание, 2016. - 120 с.
42. Подласный И. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2016. - 100 с.
43. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Знание, 2016. - 168 с.
44. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: МОДЭК, 2015. - 124 с.
45. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным
поведением. - М.: Владос, 2017. - 120 с.
46. Семаго Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Знание, 2017. - 208 с.
47. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2017. - 576 с.
48. Стеценко И. А. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: Знание, 2015. - 100 с.
49. Сурова Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый. - 2018. - № 6 (192). - С. 154¬157.
50. Сухарева Г. Е. Психология детства. - М.: Просвещение, 2017. - 98 с.
51. Торкова Л. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразов. учреждений. - М.: Знание, 2015. - 120 с.
52. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные труды. изд. 2-е, перераб. - М.: Дрофа, 2016. - 140 с.
53. Фомин А. Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 128 с.
54. Фомина О. С. Психологические особенности образа Я // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 497-500.
55. Фурманов И. А. Агрессивность. Психодиагностика и коррекция, изд-е 2-е, перераб. - М.: Академия, 2016. - 148 с.
56. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. - Мн.: Университетское, 2017. - 230 с.
57. Цукерман, Г. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2015. - 148 с.
58. Чаркова М. Л. Особенности развития свойств внимания под влиянием мотивации // Молодой ученый. - 2019. - № 5. - С. 17-19.
59. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Владос, 2016. - 200 с.
60. Эванс П. Как справиться с вербальной агрессией. изд. 2-е, перераб. - М.: Астрель, 2016. - 230 с.
61. Журнал «Вестник образования России». URL: http:ZZvestniknews.ru/ (дата обращения 12.03.2021).
62. Педагогический терминологический словарь URL: https://rus-pedagogical- dict.slovaronline.com/(дата обращения 08.02.2021).
63. Словарь психологических терминов URL: http://azps.ru/ (дата обращения 08.04.2021).
64. Тест К. Томаса. URL: http://nmc-pto.zp.ua/wp-content/uploads/2017/04/Test- Tomasa.pdf(дата обращения 08.02.2021).
65. Электронная версия журнала «Справочник педагога-психолога». URL: http://www.proflit.ru/ (дата обращения 07.03.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ