Введение 4
1 Основные подходы к разработке электронного учебного пособия «Педагогическая психология» 7
1.1 Анализ нормативной документации для направления подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Педагогическая психология» 7
1.2 Анализ литературных и интернет-источников по теме
«Педагогическая психология» 9
1.2.1 Анализ литературных источников 9
1.2.2 Анализ интернет-источников по теме «Педагогическая
психология» 11
1.2.3 Требования, предъявляемые к наполнению электронного
учебного пособия 12
1.2.4 Достоинства и недостатки электронных пособий 16
1.2.5 Технология разработки электронного учебного пособия 20
2 Электронное учебное пособие «Педагогическая психология» 29
2.1 Педагогический адрес 29
2.2 Описание разработки программного продукта 29
2.2.1 Общая характеристика электронного учебного пособия
«Педагогическая психология» 29
2.2.2 Интерфейс электронного учебного пособия «Педагогическая
психология» 30
2.2.3 Структура и содержание электронного учебного пособия
«Педагогическая психология» 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 47
В настоящее время развитие цивилизованного общества характеризуется процессом информатизации. Информатизация общества - это мировой социальный процесс, характерная черта которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере общественного производства считается сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе передовых средств вычислительной техники. Внедрение информационных компьютерных технологий открывает огромные возможности в практической деятельности психолога, органично дополняя классические формы работы психолога, расширяя возможности взаимодействия с иными участниками образовательного процесса.
Обучаемый должен активно подключаться к процессу обучения и перестать быть объектом воздействия. Большие возможности для реализации данной задачи помогают воплотить в жизнь компьютерные технологии.
Основной задачей образовательной политики становится достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и страны. Важным моментом процесса информатизации образования является создание и применение на практике электронного учебного пособия [2].
Переход общества к информационной эпохе своего развития выставляет в качестве одной из главных задач, стоящих перед системой образования, задачу повышения уровня подготовки будущего специалиста в сфере практического применения информационных технологий. Процесс повышения уровня информационной подготовки невозможен при отсутствии во всех формах современной образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий.
Внедрение информационных технологий в работу преподавателя повышает качество обучения, увеличивает доступность образования. Применение информационных технологий в учебном процессе не только модернизирует, повышает эффективность, мотивирует обучающихся, но и дифференцирует процесс обучения с учётом личных особенностей каждого. Тем самым, переводит работу службы практической психологии в системе образования на совершенно другой уровень.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что существует огромное количество средств, которыми имеет возможность воспользоваться психолог в своей работе, благодаря электронному пособию педагог сможет применять те или иные технологии для различного вида деятельности. Благодаря развитию информационных технологий, реализация подготовки в педагогической психологии предполагается с помощью создания особого учебного сопровождения, которое называется электронное учебное пособие «Педагогическая психология».
Электронное учебное пособие — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность автономного изучения учебного курса либо его большого раздела. Электронное учебное пособие представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочную информацию, задачи, лабораторные работы, системы диагностики и другие элементы. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию рабочей программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном университетом порядке.
Электронные пособия имеют большую практическую ценность. С помощью них можно сообщать информацию, подкрепленную иллюстрациями, наглядно показывать различные процессы, которые сложно или невозможно продемонстрировать на практике. Еще одной особенностью электронных пособий является то, что педагог имеет возможность быстро редактировать текстовый и иллюстративный контент при возникновении такой необходимости. Положительным моментом является то, что обучаемый может пользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя.
Объект исследования — процесс обучения студентов всех форм обучения профиля подготовки «Педагогическая психология» направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Предметом исследования являются учебные материалы по дисциплине «Педагогическая психология».
Цель работы — разработать электронное учебное пособие «Педагогическая психология».
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
• проанализировать литературу и интернет-источники по теме «Педагогическая психология» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, рассматривающих те или иные технологии, используемые в деятельности психолога;
• проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию;
• спроектировать структуру и интерфейс электронного учебного пособия «Педагогическая психология».
Данный программный продукт может быть использован как для сопровождения процесса изучения дисциплины «Педагогическая психология», так и для организации самостоятельной работы студентов.
В рамках дипломной работы создано электронное учебное пособие «Педагогическая психология», которое включает в себя теоретические и практические сведения по вопросам психических явлений, возникающих в условиях целенаправленного педагогического процесса. Электронное учебное пособие дает представление о психологических проблемах целенаправленного формирования познавательной деятельности и социально значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимся, а также внутри учебных групп.
На первом этапе дипломной работы был проведен анализ литературы и интернет-источников, который выявил преимущества и необходимость электронного учебного пособия. Проведенный анализ позволил выявить список требований, предъявляемых к структуре и содержанию современных образовательных ресурсов, к разработке интерфейса электронного учебнометодического продукта.
На основе анализа нормативной документации был идентифицирован состав общекультурных, профессиональных и профильноспециализированных компетенций, формирование которых необходимо для получения информационно компетентного профессионального обучения.
На следующем этапе подготовки дипломной работы был отобран и систематизирован учебный материал, включенный в электронное учебное пособие «Педагогическая психология».
Далее был разработан дизайн и интерфейс электронного учебного пособия «Педагогическая психология» с учетом требований эргономики расположения и представления учебного материала, что в дальнейшем влияет на психологическое состояние обучающегося, его мотивацию к обучению, ско
рость восприятия учебного материала, утомляемость и ряд других важных показателей.
На завершающем этапе разработке электронного учебного пособия «Педагогическая психология» была разработана методика наиболее эффективного применение пособия для подготовки обучения к педагогической психологии.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Аветисян Д. Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников [Текст] / Д. Д. Аветисян // Открытое образование. - 2001. - № 4. - С. 26-29.
2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391
3. Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных
изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/uch_materialy/hist/3_kurs/II_Balykina/ B_KI.pdf (дата обращения: 19.03.2016).
4. Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст]: учебное пособие / А. И. Башмаков. - 4-е изд. - М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 2012. - 616 с.
5. Бекренев А. Н. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования [Текст]: учебное пособие / А. Н. Бекренев, В. Н. Михельке- вич. - 3-е изд. - М.: Библиогр, 2010. - 50 с.
6. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст]: учебное пособие / В. П. Беспалко. - 2-е изд. - М.: Московского психолого-социального института, 2012. - 352 с.
7. Библиотека психологического форума MyWord.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.myword.ru (дата обращения: 19.05.2016).
8. Виртуальная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru (дата обращения: 19.05.2016).
9. Геркушенко Г. Г. Программно-методический комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов [Текст]: учебное пособие / Г. Г. Геркушенко, А. М. Дворянкин, С. А. Овчинников. 4-е изд. - М.: ВНТИЦ, 2012. - 145 с.
10. Григорьев С. Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения [Текст]: научное издание / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. И. Макаров. - 2-е изд. - Самара: Самарской государственной экономической академии, 2011. - 321 с.
11. Долинер Л. И. Психолого-педагогические основы использования ИКТ в обучении [Текст]: учебное пособие / Л. И. Долинер, Д. Б. Нечкин. - 2е изд. - Екатеринбург: Российский государственный профессиональный- педагогический университет, 2012. - 344 с.
12. Ибрагимов И. М. Основы компьютерного моделирования наносистем [Текст]: учебное пособие / И. М. Ибрагимов, А. Н. Ковшов, Ю. Ф. Назаров. - 2-е изд. - СПб.: Лань, 2010. - 376 с.
13. Кириленко Т. А. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-30.html (дата обращения: 15.05.2016).
14. Макаров А. В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Макаров, З. П. Трофимова, В. С. Вязовкин, Ю. Ю. Гафарова. - 4-е изд. - М.: РИВШ БГУ, 2010. - 118 с.
15. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru (дата обращения: 19.05.2016)....27