Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Психолого-педагогические основы преподавания иностранного языка в школе 7
1.2 Понятие «творческие способности» с точки зрения педагогики, психологии и философии 15
1.3. Стратегии развития творческого потенциала учащихся в условиях реализации «ФГОС» 20
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 26
2.1. Современные технологии работы над развитием творческих
способностей школьников в процессе обучения английскому языку 26
2.2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей
школьников в условиях реализации «ФГОС» 37
2.2.1. Виды речевой деятельности: Письменная речь 39
2.2.2. Виды речевой деятельности: Устная речь 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1 55
Приложение 2 61
Приложение 3 62
Приложение 4 64
Приложение 5 66
Иностранный язык, как предмет, изучаемый в школе должен вносить свой образовательный вклад в развитие творческих способностей школьников. Имея большой развивающий, образовательный,воспитательный потенциал умственных и творческих способностей учеников, иностранный язык, может осуществлять его только в ходе реализации практического процесса обучения, то есть только в том случае, если ученик во время реализации коммуникативно-познавательной деятельности (чтение, говорение, письмо) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, улучшать мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе реализации иноязычной коммуникации будут оформляться личные ценностные качества личности: формирование мировоззрения, нравственные принципы и ценности, убеждения, а также черты характера.
Многие авторы и методисты откликаются на данную проблему в процессе поисковой деятельности, заключающейся в проблеме использования aнглийского языка для формирования творческих навыков в ходе учебного процесса.
Однако проведенный анализ научнo-методической литературы показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по английскому языку как средства формирования творческих способностей, практически нет.
Актуальность данного исследования заключается в целом ряде обстоятельств. Главная причина основывается, первым делом, на увеличении продуктивности общеобразовательных и профессиональных знаний, творческой и практической подготовки выпускников.
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.
Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых-педагогов: Г. Пальмер, И.В. Рахманов, Теплов Б.М, Шадриков В.Д, Большакова Л.А., Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И. и другие.
Цель исследования:определить закономерности формирования творческих способностей школьников общеобразовательной школы в ходе изучения иностранного (английского) языка.
Объект исследования - процесс изучения иностранного языка.
Предмет исследования- процесс развития творческих способностей школьников на уроках иностранного (английского) языка.
Цель работы обуславливает ее основные задачи:
• раскрыть понятие и принципы развития творческих способностей у учащихся на уроках английского языка;
• проанализировать такие процессы созидания как "творчество",
"творческие способности", а также выявить наиболее необходимые из них для эффективного изучения английского языка;
• выделить технологии работы над развитием творческих способностей у учащихся на уроках английского языка;
• представить методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе работы над основными видами речевой деятельности
В ходе работы над темой были использованы следующие методы научного исследования:
Теоретический анализ научно-методологической литературы,Эксперимент,Наблюдение,Групповые и индивидуальные беседы.
Теоретическая значимость исследования заключаетсяв том, что определены основные направления развития творческих способностей на уроках иностранного языка на основе анализа психолого-педагогической литературы, разработка схемы поэтапного формирования компонентов творческих способностей, доказательстве целесообразности применения разработанной модели процесса развития творческих способностей, которая включает инновационные компоненты и адапторованы к условиям современной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она может быть использована в работе учителей английского языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным исследованием иностранного языка, а так же для студентов педагогических вузов в процессе обучения в школах.
Апробация работы: Основные положения работы были представлены в виде доклада на конференции, посвященной теоретическим и методическим проблемам лингвистики (Бийск, 2018 г.).
Структура работы определяется целями, задачами и набором методов исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, выводов по главам, Заключения, библиографии, списка цитируемых источников в количестве 35 штук и приложений.
Во Введении определяется актуальность работы, состояние изученности вопроса, указываются объект и предмет исследования, цель,задачи работы, её общая методология, теоретическая и практическая значимость, приводятся данные об апробации работы и её структуры.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретико-методологическим основам развития творческих способностей.
Во второй главе рассматривается развитие творчества детей в процессе обучения английского языка.
В Заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования в их соотношении с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, намечаются перспективы для дальнейшего исследования рассматриваемых в работе проблем.
В приложении представлены: один пример нетрадиционного урока (урока-праздника) и игровые упражнения.
Изучение иностранного языка способствует быстрому развитию детей. В процессе его изучения ускоряется работа слуховых, визуальных, речевых анализаторов и вносится весомый вклад в развитие памяти, воображения и мышления.
Чтобы обучение иностранному языку было более эффективным, необходимо использовать в процессе его обучения такие виды деятельности, которые помогут ребенку продуктивнее развивать его различные сферы, такие как интеллектуальные,физические, эмоциональные, мотивационные и волевые.
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к иностранному языку, стремление к его самостоятельному изучению.
Самый эффективный стимул познавательной деятельности - ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему - формирование творчества учеников в процессе обучения иностранному языку.
Результат изучения и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя верно осуществить урок и хорошо избрать ту или другую форму проведения занятия.
Как понятно, целью обучения иностранному языку в школе является создание межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в возможности к речевому общению. Залогом удачной речевой деятельности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре государств изучаемого языка, а также расширяют познания о культурном наследии близкий страны, что позволяет учащимся воспринимать функциональное роль в разговоре культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков предоставляют вероятность не только лишь приподнять энтузиазм учащихся к изучаемому предмету, но и совершенствовать их творческую независимость, творческое мышление, учить работе с разными источниками познаний.
Такие формы проведения занятий " снимают " традиционность урока, возрождают мысль. Однако нужно отметить, что очень частое воззвание к схожим формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционная форма может вскоре стать достаточно рутинной и обычной, что в негативном исходе приведет к падению у учащихся энтузиазма к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нестандартных форм урока определить при постановке следующих целей обучения:
-создание у учащихся энтузиазма и почтения к культуре страны изучаемого языка;
-воспитание культуры общения и потребности в практичном применении языка в разных сферах деятельности;
-формирование языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей, формирование ценностных ориентаций, эмоций и чувств воспитанника.
Таким образом, активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных игровых занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.