Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты формирования предпринимательских
качеств школьников на внеурочных занятиях 6
1.1 Особенности внеурочной деятельности в школе 6
1.2 Сущность понятий «предпринимательство»,
«предпринимательские качества» 12
1.3 Педагогические условия формирования предпринимательских
качеств школьников на внеурочных занятиях 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию предпринимательских качеств школьников на внеурочных занятиях по вязанию крючком 30
2.1 Методические рекомендации по разработке и оформлению
программы внеурочной деятельности 30
2.2 Содержание программы по формированию предпринимательских
качеств школьников на внеурочных занятиях по вязанию крючком .... 34
2.2.1 Пояснительная записка 34
2.2.2 Содержание программы 41
2.2.3 Список использованной литературы 50
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложения 66
Развитие предпринимательской компетентности подрастающего поколения в начале третьего тысячелетия стало необходимой составляющей общего среднего образования зарубежных стран. Каждый раз в наиболее развитых государствах, в частности в Соединенных Штатах Америки, педагоги и предприниматели высказывают мнение о том, что потенциальные возможности школьного воспитания еще не использованы полностью.
Большинство предпринимателей требуют наличия у работников аналитического и системного мышления, инициативности и коммуникабельности, навыков принятия решений и ответственности, которые необходимы в современных условиях. Успешное решение этой проблемы в основном зависит от положительных результатов в формировании личности будущего работника на всех этапах его школьной жизни. В задачи, стоящие сегодня перед школой, должно входить не только обучение, но и формирование предпринимательских качеств личности, профориентация и экономическая подготовка к жизнедеятельности в обществе.
Важность и актуальность этой проблемы подтверждается реализацией многочисленных проектов, в частности, сегодня, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» прослеживается возможность формировать предпринимательскую компетентность среди молодежи не только на уроках экономики, основ предпринимательской деятельности, но и в рамках других школьных предметов. Большим педагогическим потенциалом для формирования предпринимательских качеств школьников обладает внеурочная деятельность.
Одна из целей внеурочной деятельности по ФГОС - всестороннее развитие ребенка. Благодаря дополнительным занятиям школьник может открыть в себе талант певца, художника, спортсмена, предпринимателя. Для повышения эффективности процесса формирования предпринимательских качеств учащихся педагоги и сами должны иметь достаточный уровень экономических знаний, быть открытыми новому опыту, новым знаниям, разрабатывать и внедрять программы, направленные на формирование предпринимательских качеств школьников на внеурочных занятиях.
На внеурочных занятиях по Технологии педагоги могут организовывать кружки, факультативы, клубы на основе интересов и потребностей обучающихся. На подобных занятиях обучающиеся получают не только общие знания о формах предпринимательства, нормативноправовых основах ведения предпринимательской деятельности, но и овладевают практическими навыками, которые в дальнейшем могут использоваться в профессиональной деятельности.
Проблеме формирования предпринимательских качеств школьников посвятили свои исследования отечественные и зарубежные исследователи. Среди них И.К. Шевченко, Б.С. Гершунский, А.К. Маркова, А.Л. Дрондин, А.П. Казаков, О.А. Май, М.А. Скаткин, Г.В. Зайцева и др [5, 12, 16, 18, 25, 43, 52]. Вышеупомянутые исследователи изучали вопросы сущности
формирования предпринимательской компетентности в подростковом возрасте. Однако вопросы формирования предпринимательских качеств школьников на внеурочных занятиях по Технологии раскрыты фрагментарно, отсутствуют рекомендации по проведению внеурочных занятий по Технологии, не выявлены эффективные методы и приемы, педагогические условия.
Актуальность работы обусловлена необходимостью расширения спектра тематики методических разработок для формирования предпринимательских качеств школьников на внеурочных занятиях по Технологии.
Объект исследования: процесс формирования предпринимательских качеств школьников.
...
В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы:
Формирование предпринимательских качеств личности - это сложный, противоречивый и многоэтапный процесс, который предполагает овладение личностью предпринимательских знаний и становление на этой основе предпринимательской сознания и предпринимательского поведения. Ученые сходятся на мнении о том, что целенаправленное формирование предпринимательских качеств будет способствовать полноценному развитию личности, которая готова менять, совершенствовать условия своей жизни, свободно выбирать свой жизненный путь, исходя из собственных стремлений, умений и личностных качеств. Это также будет способствовать адаптации молодежи к сложным рыночным условиям.
В педагогической теории и практике работы школ условно выделяют три формы организации внеклассной работы: индивидуальную, групповую и массовую. В ходе внеурочной деятельности педагог может внедрять программы разной направленности, в том числе, направленные на формирование предпринимательских качеств учащихся. организация внеурочной деятельности школьников представляется таким же важным звеном образовательно-воспитательного процесса, как и учебная деятельность школьников. От того, насколько педагогически грамотно и методически обоснованно она будет организована, во многом зависит дальнейшее личностное развитие учащихся, реализация их социального, интеллектуального, творческого потенциала. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков, проектной деятельности и т.п. Кружок является наиболее распространенным видом групповой внеурочной деятельности школьников.
Анализ педагогического опыта показал, что педагоги активно используют внеурочные занятия для формирования предпринимательских качеств школьников, разрабатывают программы, тренинги, факультативы и кружки. В ходе данных занятий педагоги используют различные методы и приемы для формирования предпринимательских качеств обучающихся: беседы, игры, экскурсии, просмотр обучающих фильмов, тренинги, практические работы. В ходе данных занятий педагоги должны реализовывать конпетентностно-личностный подход.
На уроках трудового обучения школьники знакомятся с различными видами рукоделия. Одной из интересных тем является техника вязания крючком. вязание крючком подходит для школьников с разным уровнем подготовки, любой желающий может научится данному виду декоративноприкладной деятельности. По средствам вязания крючком обучающиеся могут не только раскрыть свои творческие способности и самореализоваться, но и получить практические навыки, опыт предпринимательской деятельности во время реализации своих творческих работ.
В ходе практической главы данного исследования рассмотрены методические рекомендации и нормативно-правовые документы по разработке программы внеурочной деятельности, в ходе данного анализа выявлены основные компоненты данной программы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-методический план, содержание занятий, прогнозируемый результат, методическое обеспечение программы и список литературы.
Далее было разработано содержание программы по формированию предпринимательских качеств школьников на внеурочных занятиях по вязанию крючком. Была определена актуальность, цель и задачи внеурочных занятий по вязанию крючком.
...
1. Белова Ю. А. Стратегии интерпретации смысла газетных заголовков
британских медиа-текстов: автореферат дис. ... кандидата
филологических наук: 10.02.04. - Уфа, 2009. - 23 с.
2. Белянская Л.Б. Современные и классические виды вязания крючком.
• Элиста: Удача, 2010. — 288 с.
3. Варналий З. С., Сизоненко В. А. Основы предпринимательской деятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. шк.//Учебник. - К.: Знание, 2004. - 404 с.
4. Волынкина Л.В. Энциклопедия вязания крючком. Техника и узоры.
• М.: Мода и рукоделие, 2002. — 61 с.
5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций) / Б. С. Гершунский; Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. - М.: Совершенство, 1998. - 605 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент/учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 67 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
8. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. - М.: Норма; Инфра-М, 2011. - 1008 с.
9. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.
10. Данилова М.Р. Роль школьных кружков в развитии детей / М.Р. Данилова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 242-246.
11. Дичковская И. Н. Воспитание для жизни / И.Н. Дичковская, Т.И. Пониманская. - М.: Моск. центр Монтессори, 1996. - 116 с.
12. Дрондин А.Л. Методические основы экономической подготовки девятиклассников как средства их профессионального самоопределения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т профес. самоопределения молодежи. - М.: Велес, 1995. - 19 с.
13. Жизненная компетентность личности: научно-методическое
пособие / под ред. Л.В. Сохань, И.Г. Ермакова и др. - К.: Богдана, 2003. - 520 с.
14. Заблоцкая О. С. Компетентностный подход как образовательная
инновация: сравнительный анализ / О.С. Заблоцкая //
Педагогический вестник. - 2018. - №2. - С. 63-68.
15. Зайверт Л. - Если спешишь - не торопись: новый тайм- менеджмент в ускорившемся мире / Лотар Й. Заверт; пер.с нем. Н.С. Сироткина. - М.: Астрель, 2007. - 255с.
... всего 56 источников