Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие умений организации свободного времени у старших подростков

Работа №155633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОБОДНОГО
ВРЕМЕНИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности старших подростков 7
1.2. Свободное время как социально - педагогическая категория 12
1.3. Тайм-менеджмент как фактор управления свободным временем 17
Выводы по 1 главе: 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 22
2.1. Изучение особенностей организации свободного времени старших
подростков, обучающихся 8 класса 22
2.2. Разработка и частичная реализация программы по формированию умений
организации свободного времени старших подростков 28
1.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 31
Выводы по 2 главе: 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Приложение А 40
Приложение Б 43


Вслед за утверждением А.С. Макаренко, что истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах с ребенком, не в прямом на него воздействии, а в организации его жизни: «Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора». Хоть эти слова были сказаны в ХХ веке - они актуальны и на сегодняшний день. Чем интенсивнее, разнообразнее, плодотворнее протекает организация деятельности школьников, тем рациональнее строится его индивидуальная, самостоятельная деятельность в свободное время. Культуре свободного времени необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.
В современном обществе у старших подростков много проблем - неумение справляться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями. Проблема организации собственного времени подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко побуждает подростков проводить свое свободное время без смысловой нагрузки в различных формах.
Самоорганизация свободного времени влияет на все сферы жизнедеятельности подростка, ведь именно этот возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности. Так же содержит в себе потенциал возможностей для формирования характера ребенка, это заключается в том, что правильно сформированное свободное время может помочь подростку реализовать то лучшее, что в нем есть.
Чем интенсивнее, разнообразнее, плодотворнее протекает организация деятельности школьников, тем рациональнее строится его индивидуальная, самостоятельная деятельность в свободное время. Культуре свободного времени необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.
Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир.
Самой распространённой формой проведения свободного времени у подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Не секрет, что в настоящее время компьютеры приобретают все большее значение и популярность среди подростков и молодежи, постоянно увеличивается число людей, имеющих доступ к глобальной сети. Интернет становится для подростка привычным пространством для общения и досуга. Интересы и способности школьников, так или иначе, проявляются во всей их жизнедеятельности, но, пожалуй, наиболее ярко выражаются и развиваются в свободное время. Время, когда организуется чтение книг, просмотр телепередач, кинофильмов и их обсуждение, подвижные и спортивные игры, проводятся музыкальные занятия, занятия изобразительным творчеством, хореографией, техническим конструированием. Для того, чтобы обеспечить развитие духовного мира человека, необходимо научить его использовать свободное время для себя и для окружающих, сформировать навыки культуры проведения свободного времени.
Объект исследования: свободное время старших подростков.
Предмет исследования: особенности развития умений организации свободного времени у старших подростков.
Цель: выявить особенности отношения современных старших подростков к свободному времени, разработать и частично реализовать программу по развитию умений организации свободного времени у старших подростков.
Задачи:
1. Изучить особенности старших современных подростков;
2. Выявить отношение подростков к организации свободного времени;
3. Разработать и частично реализовать программу по развитию умений организации свободного времени у старших подростков.
Методы исследования: наблюдение; фокус-группа; опрос.
База исследования: МАОУ СШ №19 им. А.В. Седельникова г. Красноярска.
Гипотеза исследования: развитию умений организации свободного времени у старших подростков будут способствовать следующие условия:
-выявление особенностей организации свободного времени старшими подростками;
-разработка программы по развитию умений организации свободного времени у старших подростков на принципах: вовлечение родителей; включение специалистов школы; создание подготовленной среды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тайм менеджмент - это технология, с помощью которой формируется важное умение - умение самоорганизации.
Характеризуя самоорганизацию, можно отметить, что самоорганизация - это совокупность природных и социально - приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях интеллекта, воли и поведения. Были выделены особенности организации свободного времени у старших современных подростков. Среди таких особенностей стоит отметить учет индивидуальных и возрастных особенностей ученика, а также уровень сформированности таких компонентов, как: самоорганизация, самоконтроль, целеполагание.
Опытно-экспериментальная работа по развитию умений организации свободного времени проводилась на базе МАОУ СШ №19 им. А.В.Седельникова г. Красноярска.
Наше исследование показало необходимость разработки содержательных и технологических аспектов развития умений организации свободного времени у старших подростков.
Создание педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий успешной реализации этого процесса.
Мы полагаем, что развитие умений организации свободного времени обеспечит личности успешность в освоении, как учебного материала, так и во внеурочной деятельности, способствует достижению поставленных целей, разовьет способность к планированию и организации собственной деятельности.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности старшего современного подростка. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и интеллектуальные нагрузки. Диалектика взаимоотношений труда и свободного времени в данном случае такова что, только усиливая и обогащая друг друга, они могут способствовать социально-экономическому и культурному прогрессу общества. Использование свободного времени подростками является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.



1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога
[электронный ресурс].- Режим доступа:(studmed.ru)(дата обращения 22.03.2022);
2. Навыки личной эффективности: Тайм-менеджмент для детей, или Как научить
школьников организовывать своё время. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова [электронный ресурс].- Режим доступа: tajm-menezhment dlja detej-
ili kak nauchit shkolni.pdf (ucoz.net)(дата обращения 23.03.2022);
3. Ребёнок в пространстве свободного времени (cyberleninka.ru)(дата обращения 20.04.2022);
4. Культура/Красноярский край. Официальный портал [электронный ресурс].-
Режим доступа: http://www.krskstate.ru/2030/plan/3 4 3(дата обращения
10.05.2022);
5. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подросничестве // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3-4.
6. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент: искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью / Джулия Моргенстерн; [пер. с англ.: Д. Буков]. — М.: Добрая книга, 2004. — 252;
7. Бестужев-Лада R.B. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых
социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. -207 с.
8. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культур-ной политики и формирования культурно-досуговых про-грамм.-С.-Пб., 1992.-127 с.
9. Добринская ЕЛ.,Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. -Л.: Знание, 1983. -32 с.
10. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. -237 с.
11. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие . личности.-.Л., 1983. 31 с.
12. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореф.дис.д-ра пед.наук. Л., 1980. -35 с.
13. Исследования отечественных и зарубежных психологов : [электронный
ресурс].- Режим доступа: https://psyera.ru/psihologiya-vzrosleniya-koncepty-i-
fenomeny 8121.htm#:~:text=Исследования%20отечественных%20и%20зарубежных%20психологов,подростничества%20является%20взросление%2C%20освоение%20взрослости(дата обращения 23.05.2022);
14. Организация досуговых мероприятия [электронный учебник].- Режим дсотупа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/8rmpud7klr/direct/125518939(дата обращения 23.05.2022);
15. Искусство успевать: драйв тайм от Глеба Архангельского [электронный ресурс].- Режим доступа:https://salid.ru/journal/tajm-menedzhment-gleb-arhangelskij(дата обращения 23.05.2022);
16. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений [Текст]: методическое пособие. Москва: Сфера, 2012. 124с.
17. Гений А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра. Москва: АСТ, 2016. 320 c.
18. Трейси Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 302 c.
19. Философский энциклопедический словарь. Москва: ИНФРА, 2004.576 с.
20. Хайнц М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым. Москва: Альпина Паблишер, 2019. 128 c.
21. Хасанов И.А. Время: энциклопедический словарь. Москва: Прогресс - Традиция Жанр, 2017. 640с
22. Зарипова Р.Ф. Применение методов тайм-менеджмента в бюджетной
организации // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 532-535.
23. Иванов Д. Д., Шатунова О.В. Тайм-менеджмент современногошкольника // Юный ученый. 2015. № 3 (3). С. 188-190.
24. Князькова О.Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. 2012. № 11 (46). С. 428-432.
25. Котрухова Р.И. Самоменеджмент как фактор развития профессионализма будущих специалистов //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. Т. 31. № 3. С. 153-156.
26. Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. Москва: Литера, 2013. 64 с.
27. Боброва В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 1966г.
28. Блонский П.П. «Психология», 2000г
29. «Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
30. Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. Москва, 1956г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ