Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоционального интеллекта обучающихся 8 класса на уроке английского языка

Работа №155616

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эмоциональная составляющая процесса обучения
1.1. Определение эмоционального интеллекта в психологии и педагогике 6
1.2 Установление корреляции между уровнем развития эмоционального интеллекта и успеваемостью обучающихся 10
1.3. Влияние эмоций на результаты обучения 15
1.4. Вербализация эмоциональных состояний как механизм психической регуляции 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Проектирование урока, направленного на развитие эмоционального интеллекта
2.1. Упражнения для развития эмоционального интеллекта на уроке иностранного
языка 26
2.2. Потенциал учебного материала для формирования эмоционального
интеллекта (по результатам анализа УМК) 37
2.3. Проектирование урока по теме «Чувства и эмоции» 39
2.4. Формирование эмоционального интеллекта на уроке иностранного языка 44
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение А


Актуальность исследования. В данный момент проблема взаимосвязи разума и чувств вызывает к себе интерес в обществе. В связи с этим актуальным становится вопрос о формировании эмоционального интеллекта, в особенности у детей школьного возраста, так как именно этот период является базовым в становлении подавляющего большинства эмоций.
Эмоциональный интеллект - это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Он подразумевает под собой уверенность, самосознание, самомотивацию, контроль импульсивности, коммуникативные навыки, оптимизм, умение эффективно строить взаимоотношения с другими людьми. Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет ключевую роль в жизни ребенка, его дальнейшей карьере не только как профессионала, но и члена общества. Однако, для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, учитель должен оказать помощь ребенку в формировании данного вида интеллекта и адаптации в современном непростом обществе [Андреева 2004].
В процессе становления ребенок сталкивается со значительным количеством проблем и вопросов: как познать самого себя, осознать, понять и справиться с возникшими отрицательными эмоциями, как сохранить понимание происходящего среди множества эмоций - своих и других людей. Важная задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку, научить его чувствовать, думать, переживать, действовать целенаправленно и достигать определенных результатов, адекватно реагировать на разные жизненные ситуации, жить в ладу с самим собой и окружающим миром, и суметь приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Целью исследования является анализ потенциала урока английского языка для развития эмоционального интеллекта.
Объектом исследования является развитие эмоционального интеллекта на уроке английского языка в 8 классе.
Предметом исследования является методика развития эмоционального интеллекта на уроке английского языка в 8 классе.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. раскрыть определение эмоционального интеллекта как индивидуальную характеристику личности;
2. описать связь между эмоциональным интеллектом и личностью ребенка;
3. определить роль эмоций в процессе изучения иностранного языка;
4. провести диагностику уровня эмоционального интеллекта обучающихся 8 класса;
5. предложить приемы развития эмоционального интеллекта на уроке английского языка;
6. апробировать эффективность предложенной методики посредством формирующего эксперимента.
Методы исследования: опрос, наблюдение, формирующий эксперимент.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих исследователей и психологов по вопросу изучения эмоционального интеллекта (Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк, Андреевой И.Н, Гоулмана Д., Ивановой Е. С., Пиаже Ж., Ушакова Д. В. И др.); классификации эмоциональной компетенции (Robert Sternberg, Дэниел Гоулман).
База исследования - средние классы МАОУ "Школа №121" в Советском районе г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 15 учащихся 8 класса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в основной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликованы в статье на тему «Вербализация эмоциональных состояний на уроке английского языка как способ развития эмоционального интеллекта обучающихся» в рамках XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики» в СибГУ им. М.Ф. Решетнева 22 мая 2020 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет возрастать все больше и больше. В экономическом и информативном плане мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому нам необходимо подумать об установлении более тесных, то есть более эмоциональных отношений, и, соответственно, развитии эмоционального интеллекта в контексте школьной системы. Опытная работа доказывает, что урок иностранного языка обладает значительным потенциалом для развития эмоционального интеллекта. Проведенное исследование доказывает, что эмоциональный интеллект улучшается в процессе общения, которое моделируется на уроке иностранного языка. Эмоциональная сфера учащихся, связанная в процессе обучения, обеспечивает успешное усвоение и повышение эффективности. Иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым по отношению к его эмоциональной составляющей.
В условиях современного образования учащиеся должны уметь мыслить самостоятельно, творчески и критически, уметь видеть проблему и искать пути ее решения с использованием современных технологий, уметь применять полученные знания. Более того, важным качеством является не только стремление к самосовершенствованию и повышению самооценки, но и укрепление самооценки, что, как правило, приводит к успеху в учебном процессе, а затем и непосредственно, к карьерному росту. Однако когнитивная деятельность невозможна без благоприятного эмоционального фона, а эмоциональная глухота может стать препятствие на пути решения проблемы или стать блоком в установление продуктивной коммуникации, направленной на принятие совместного решения.
Сегодня в современном образовании и, в частности, в теории и методике преподавания иностранных языков наблюдается тенденция учитывать не только познавательную, но и эмоциональную сферу детей. Урок иностранного языка в начальной школе лучше всего подходит для интеграции эмоций в учебный процесс. И причин для этого, как было выяснено ранее, достаточно. Включение эмоционального компонента способствует более продуктивному изучению иностранного языка. Урок иностранного языка, в свою очередь, предоставляет широкие возможности для формирования и развития эмоционального интеллекта ребенка.
Конечно, эмоциональный интеллект нельзя рассматривать в отрыве от других знаний, навыков, способностей, необходимых каждому человеку. Целостное образование подразумевает единство собственно эмоционального и интеллектуального полей. Без этого невозможно сформировать человека, который готов к трудностям современной жизни. И, конечно же, учитывая акцент традиционного образования именно на когнитивных способностях человека, современный учитель должен осознавать современные тенденции усиления эмоционального компонента в области языкового образования. Интеграция современных методов развития эмоциональной сферы личности ребенка в процессе обучения иностранному языку может способствовать реализации этих тенденций в контексте школьного образования.



1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131
2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С.22-26.
3. Андреева И.Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование, 2006. №2. С.216-223
4. Везетиу Е.В. Проблема развития эмоционального интеллекта личности //
Культурология, социология и психология: эксперименты и
концептуализация (Сборник научных трудов по материалам I
Международной научно-практической конференции). Нижний Новгород, 2017. С. 72-76.
5. Горец Я., Монина Г. Б. Взаимосвязь школьной успеваемости с особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы личности школьников // PR и социальное управление: экономика, политика, культура: Мат-лы 6 межвуз. конф. (18 мая 2006 г.) // Изд-во СПб академии управления и экономики. СПб., 2006.
6. Гоулман Д . Эмоциональный интеллект. М., 2008.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. С. 560.
8. Деклер Д., Готтман Д. эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей. - М.: ООО Манн, Иванов и Фербер, 2015. 269 с.
9. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. Ч. 1. С. 108.
10. Иванова Е. С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерные различия // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург: Уральский университет, 2011, № 4 (95). С. 180-188.
11. Иванова Е.С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы // Психологическая диагностика. 2008. №1. С. 101-112.
Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2006.
13. Ильясов И.И. О формировании умений в курсах психологии для учителей // Психология сегодня. М., 1996. Т. 2. Вып. 3.
14. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.
15. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2.
16. Люсин Д. В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. С. 29-36.
17. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М., 2004.
18. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969. 660 с.
19. Путилова, О. А. Эмоциональный мир ребенка / О.А. Путилова. - М.: Генезис, 2012. 122 с.
20. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6.
21. Новикова, Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года // http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211278
22. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3.
23. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: автореф. дис. канд. психол. наук. - Новосибирск, 2010. 25 с.
24. Страхов И.В. О психологической основе педагогического такта // Вопросы психологии. 1960. № 3.
25. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 11-28.
26. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития. М., 2005.
27. Cameron L. Teaching Languages to young learners. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2001. Pp. 32
28. Gardner H.E. Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century. Basic Books, Sep 18, 2000. 300 p.
29. Mayer J.D., Salovey P What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / ed. by P.Salovey, D.Sluyter. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P 3-31.
30. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. 2002.
31. Murphey T. Music & Song. Oxford, England: Oxford University Press, 1992. P 130-131.
32. Payne W.L. A study of emotion: developing emotional intelligence; self
33.integration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. № 47.
34. Puchta H., Rinvolucri M. Multiple Intelligences in EFl: Exercises for Secondary and Adult Students Helbling languages, 2005. 160 p.
35. Read, C. Emotional Intelligence in the Primary Classroom // CATS: The IATEFL Young Learners SIG Newsletter, Spring 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ