Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления персоналом в предприятиях гостеприимства 9
1.1. Понятие и сущность системы управления персоналом 9
1.2. Принципы и методы формирования системы управления персоналом ... 19
1.3. Специфика управления персоналом в предприятиях гостиничного сервиса 25
Глава 2. Анализ системы управления персоналом гостиницы «Огни Енисея» 33
2.1. Общая характеристика предприятия 33
2.2. Организационная структура предприятия «Огни Енисея» 35
2.3. Анализ кадровой политики гостиницы 42
2.4. Требования профессионального стандарта, предъявляемые к кадрам
гостиничного предприятия 49
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Огни Енисея» 52
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в
организации 52
3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий 65
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Работа всех организации неизбежно связана с необходимостью укомплектования штата. Отбор нового персонала не только обеспечивает режим бесперебойного функционирования организации, но и закладывает основу будущего успеха. От того, насколько эффективно налажен рабочий процесс по отбору персонала, в значительной степени зависит их вклад в достижение целей организации и качество предоставляемых услуг. Поиск, наём, отбор и удержание персонала являются продолжением кадровой политики любых предприятий и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным со всеми основными направлениями работы в этой сфере.
Именно люди приводят в действие всю работу на предприятии. Наладить работу и предоставить все условия для ее развития, и есть первейшая задача руководства любой организации.
Конкретная ответственность за общее управление трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возлагается на профессионально подготовленные кадровые отделы, как правило, в рамках службы персонала. Для того, чтобы такие специалисты активно вносили свой вклад в реализацию целей организации, им нужны не только знания и компетенции в своей конкретной области, но и осознание потребностей лидеров низших чинов. В то же время, если лидеры низшего уровня не понимают специфику управления людскими ресурсами, его механизм, возможности и недостатки, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов по кадрам. Поэтому важно, чтобы менеджеры знали и понимали методы управления людьми.
Организация труда персонала признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Актуальность темы обосновывается тем, что в современных условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы по подбору и найма сотрудников придается особое значение. Высококвалифицированный персонал играет важную роль для своей организации, поэтому у работников со временем меняются общественный статус, характер его отношений к труду и условиям предоставляемой работы. Правильное управление персоналом должно носить комплексный характер, в котором работники предприятия рассматриваются как человеческий ресурс или человеческий капитал. Всю работу и управление сотрудниками нужно выстроить так, чтобы не было проблем с текучестью кадров и их профессиональной пригодностью. Текучесть кадров на сегодняшний день является серьезной проблемой для многих предприятий. Чтобы этого избежать, руководители вводят различные системы мотиваций, разрабатывают различные мероприятия для удержания своих кадров.
Объект исследования - гостиница «Огни Енисея» города Красноярска.
Предмет исследования - совершенствование системы управления персоналом в организации «Огни Енисея».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Огни Енисея».
Достижение поставленной цели предполагается осуществить путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы системы управления персоналом;
- изучить специфику управления персоналом в гостиничных предприятиях;
- дать общую характеристику гостиницы «Огни Енисея»;
- проанализировать системы управления персоналом гостиницы «Огни Енисея»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Огни Енисея».
Для достижения поставленной цели используются следующие методы:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, исследование научной литературы, обобщение и систематизирование материала по данной теме, а также дедуктивные умозаключения.
- эмпирические: включенное наблюдение, анализ документов гостиницы, сбор конкретных фактов.
Поставленная цель и задачи потребовали обратиться к литературным источникам, которые можно сгруппировать следующим образом: теоретико-методологические, эмпирические, нормативно-правовые.
Концептуальные теоретические положения, представленные в современных работах учёных, таких, как: Л.Н. Ивановой-Швец [18, с. 111], М.Р. Плотницкая [38, с. 56], М. Райли [40, с. 191], Л.В. Баумгартен [8, с. 15], Н.А. Аксенова [5, с. 84], М.В. Селюков [43, с. 154], А.В. Федоренко [48, с. 150], О.С. Мысова [30, с. 144], являются теоретико-методологической основой изучения.
Эмпирическая часть выпускной квалифицированной работы составлена с помощью таких авторов, как: Н.А. Зайцева [16, с. 87], В. Разгуляев [39, с. 34], И. Альбицкая [7, с. 81], Т. Карпова [20, с. 67], М.В. Герш [13, с. 55], Р.С. Удовиченко [46, с. 191], Е.Ю. Никольская [33, с. 75], Е.И. Данилина [14, с. 208].
Нормативно-правовая база работы: Трудовой кодекс РФ [1, с. 9], федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» [2, с. 8], ГОСТ Р 52113-Нациалнальный стандарт РФ «Номенклатура показателей качества услуг», приказ от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения» [3, с. 5], приказ от 07.05.2015 № 282н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»» [4, с. 4].
В первой главе «Теоретико-методологические основы управления персоналом в предприятиях гостеприимства» раскрываются теоретические аспекты управления персоналом, понятия и сущность системы управления персоналом, принципы и методы управления персоналом и специфика управления персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства.
Во второй главе «Анализ системы управления персоналом гостиницы «Огни Енисея»» изучена характеристика и организационная структура гостиницы, проведен анализ кадровой политики гостиницы «Огни Енисея». Также рассмотрены требования кадрам гостиничного предприятия, предъявляемые профессиональным стандартом.
В третьей главе «Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Огни Енисея»» разработаны и мероприятия по улучшению квалификации сотрудников, предложены системы мотиваций для сотрудников отеля, а также усовершенствование работы с жалобами потребителей услуг.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что внедрение предлагаемых мероприятий для гостиницы «Огни Енисея» позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда. Таким образом, улучшит качество обслуживания в гостинице «Огни Енисея», что позволит повысить эффективность работы предприятия.
Данное исследование проводилось с целью изучения проблем кадрового обеспечения в гостинице «Огни Енисея» и разработки мероприятий по совершенствованию управления персоналом.
Цель была достигнута путем выполнения следующих задач:
- рассмотрены теоретические основы управления персоналом, в том числе понятия и сущность управления, методы и принципы формирования системы управления;
- изучена специфика управления персоналом в гостиничных предприятиях;
- проведен анализ организационной структуры гостиницы «Огни Енисея», также рассмотрена кадровая политика предприятия;
- разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Огни Енисея».
Во время работы были рассмотрены теоретические аспекты управления персоналом, понятия и сущность системы управления персоналом, принципы и методы управления персоналом и специфика управления персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства. Также охарактеризована кадровая политика гостиницы «Огни Енисея». На основе данных, полученных в самом отеле, выявлены основные проблемы управления персоналом.
Последовательные этапы исследования отражены в трех разделах выпускной квалификационной работы. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
Успех гостиничного предприятия на современном рынке услуг во многом зависит от персонала, который в нем работает. Наряду с профессиональными знаниями сотрудника, важную роль играет форма предоставления этих знаний, т. е. правильная подача информации об услугах и продуктах гостиницы.
Анализ существующей кадровой политики, приведенный во второй главе выпускной квалификационной работы, показал, что гостиница «Огни Енисея» использует линейно-функциональную структуру управления, которая способствует решению функций управления. Это говорит о том, что руководитель гостиницы «Огни Енисея» обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих специальных знаний. Также на основе изучения деятельности предприятия были выявлены несоответствия кадров по профессиональной пригодности. У сотрудников контактной зоны обслуживания нет высшего профессионального образования, и отсутствуют знания иностранных языков.
Кроме того, были выявлены и другие проблемы управления персоналов гостинице «Огни Енисея»:
- использование бесплатной рабочей силы в лице практикантов, что приводит к снижению качества услуг;
- отсутствие систем мотивации для сотрудников отеля;
- отсутствие бесплатного обучения персонала гостиницы;
- отсутствие различных форм оставления жалоб клиентов.
В третьей главе представлены мероприятия по улучшению профессиональной квалификации сотрудников, предложены системы мотиваций для сотрудников отеля, а также предложены различные формы организации обратной связи, работы с отзывами и предложениями, оставленными клиентами гостиницы «Огни Енисея».
Внедрение предлагаемых мероприятий по мотивации труда персонала гостиницы позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах труда и, следовательно, улучшит качество обслуживания в гостинице «Огни Енисея», что позволит повысить эффективность работы предприятия.
Таким образом, можно констатировать важность и практическую значимость проведенной работы, основные положения которой можно использовать как инструментарий для дальнейшего анализа проблем развития гостиничной индустрии. Разработанные мероприятия по совершенствованию системы управления в гостинице «Огни Енисея» ведут к общему уровню увеличений знаний работников, удовлетворенностью сотрудников своей работой, что, в свою очередь, ведет к высокому уровню культуры и качества обслуживания потенциальных клиентов.
Привлекая гостей высоким качеством обслуживания и профессиональной культурой обслуживания, персонал предприятия обеспечит увеличение загрузки номерного фонда, и соответственно, повысит доход от реализации услуг.
Для успешного решения всего многообразия задач по успешному обслуживанию гостей руководству гостиницы «Огни Енисея» необходимо использовать современные методы мотивации и поощрения персонала, стимулирования сотрудников к качественной и ответственной работе.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 3 января. - С. 9-10.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ // Российская газета. - 1996. - 3. декабря. - С. 8.
3. Об утверждении порядка классификации объектов туристской
индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями: приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 //
Российская газета (специальный выпуск). - 2015. - 15 августа. - № 24/1. - С. 5.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель / управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц»: приказ Минтруда России от 07.05.2015 № 282н // Российская газета. - 2015. - 11 мая. - С. 4-6.
5. Аксенова, Н.А. Как мотивировать наставника / Н.А. Аксенова, С.А. Сипатов // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. - № 9. - С. 84.
6. Алексеев, В.В. Заемный труд в гостинице. Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение / В.В. Алексеев. - 2016. - № 2. - С. 52-54.
7. Альбицкая, И. Эффективный режим работы в условиях кризиса / И. Альбицкая, А. Косяков // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2016. - № 7. - С. 81-90.
8. Баумгартен, Л.В. Обеспечение менеджмента гостиниц на основе стандартов организации / И.А. Баумгартен // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 1. - С. 15-19.
9. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Г.С. Беккер. - Москва: ГУ ВШЭ, 2003. - С. 672.
10. Белецкая, Е.А. Корпоративная культура в гостиничном предприятии: основные подходы / Е.А. Белецкая // Деятельность социально¬культурных институтов в современной социокультурной ситуации: материалы международной научно-практической конф. 23 февраля 2013 г. / Научно-издательский центр «Социосфера». - Прага, 2013. - С. 17-21.
11. Вакуленко, Р.Я. Управление гостиничным предприятием: учеб.пособие / Р.Я. Вакуленко, Е.А. Кочкурова. - Москва: Логос, 2008. - С. 320.
12. Воронин, В. Оценка эффективности работы HR- службы / В. Воронин, М. Ионцева // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. - № 8. - С. 76-83.
13. Герш, М.В. Ключевые показатели эффективности / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. - 2016. - № 10. - С. 61-66.
14. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. - Москва: Дашков и КО, 2016. - С. 208.
15. Джабазян, Е.Л. Организуем работу персонала гостиницы / Е.Л. Джабазян // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 4. - С. 61-73.
16. Зайцева, Н.А. Использование ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки работы с кадрами на предприятиях индустрии туризма / Н.А. Зайцева // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 40-46.
17. Зайцева, Н.А. Особенности стимулирования персонала в гостиницах: российский и зарубежный опыт / Н.А. Зайцева // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7. - С. 64-71.
18. Иванова-Швец, Л.Н. Управление персоналом в туристическом и гостиничном бизнесе: учебно-практ. пособие / Л.Н. Иванова-Швец, А.В. Дмитриев. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 111 с.
19. Иванцевич, Д.М. Человеческие ресурсы управления / Д.М.
Иванцевич, А.А Лобанов. - Москва: Дело, 2016. - С. 288.
20. Карпова, Т. Обучение новичков: разрабатываем эффективную систему / Т. Карпова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2014. - № 7. - С. 67-72.
21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник. - Москва: ИНФРА, 2003. - 638 с.
22. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебно-практ. пособие. - Москва: ПРИОР, 1999. - 352 с.
23. Корсаков, М.Н. Экономика предприятия: учеб.пособие / М.Н. Корсаков. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440 с.
24. Кроленко, Л.А. Анализ проблем в сфере подготовки кадров для индустрии туризма / Л.А. Кроленко // Человек и общество. - 2011. - № 2. - С. 158-162.
25. Лукинова, Л.Г. Дополнительные выплаты персоналу гостиниц и отелей / Л.Г. Лукинова // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 5. - С. 44-52.
26. Макринова, Е.И. Обучающаяся организация как современная концепция развития персонала гостиницы / Е.И. Макринова, С.Е. Трунова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 41.
27. Маслов, Е.В. Управление персоналом: технология и идеология / Е.В. Маслов // Организационная психология. - 2015. - № 1. - С. 73-90.
28. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Вильямс, 2016. - 572 с.
29. Мунтян, К.А. Значение процесса движения кадров для организации / К.А. Мунтян // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 8. - С. 20.
30. Мысова, О.С. Специфика управления персоналом как подсистемы гостиничного менеджмента / О.С. Мысова // Вестник КемГУ. - 2015. - № 3. - С. 230-234.
31. Николенко, П.Г. Инновационные подходы к управлению персоналом гостинично-ресторанных комплексов / П.Г. Николенко, Ю.С. Клюева // Вестник АГАУ. - 2015. - № 5. - С. 157-165.
32. Никольская, Е.Ю. Методика антикризисного управления персоналом в индустрии гостеприимства / Е.Ю. Никольская, М.А. Шкуропат // Инновационная наука. - 2015. - № 3. - С. 34-36.
33. Никольская, Е.Ю. Современные методы оценки качества на предприятиях индустрии гостеприимства / Е.Ю. Никольская, А.А. Зайцева // CETERIS PARIBUS. - 2015. - № 4. - С. 75-79.
34. Носова, С.С. Экономическая теория: учеб.пособие / С.С. Носова, - Москва: ВЛАДО», 2001. - 66 с.
35. Организация гостиничного бизнеса: учеб.пособие / В.С. Варивода, Ю.М. Елфимова, К.Ю. Михайлова, Я.А. Карнаухова. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 167 с.
36. Павлова, А.М. Особенности системы управления персоналом в индустрии гостеприимства / А.М. Павлова, Е.Ю. Никольская // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 175-182.
37. Перова, А.А. Методы оценки эффективности службы управления персоналом организации / А.А. Перова // Инновационная наука. - 2015. - № 12. - С. 217-219.
38. Плотницкая, М.Р. Понятие «Персонал» в контексте управления человеческими ресурсами / М.Р. Плотницкая // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 1. - С. 56-62.
39. Разгуляев, В. Адаптация нового сотрудника в компании / В. Разгуляев // Консультант. - 2014. - № 9. - С. 27-30.
40. Райли, М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебник / М. Райли. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 191 с.
41. Савчишкина, Е.П. Система управления персоналом - залог эффективной деятельности организаций сферы гостеприимства / Е.П.
Савчишкина // Пространство экономики. - 2009. - № 3. - С. 82-85.
42. Самойлюк, Т.А. Применение системы сбалансированных показателей для оценки эффективности управления персоналом / Т.А. Самойлюк // Интер-экспо Гео-Сибирь. - 2015. - № 2. - С. 151-155.
43. Селюков, М.В. Целевое развитие персонала как фактор успешной деятельности организаций в сфере гостеприимства / М.В. Селюков, А.В. Рогова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 154.
44. Смагина, В.В. Базовые компоненты модели опережающего управления / В.В. Смагина // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 10. - С. 106-110.
45. Степаненко, Д.О. Методические подходы к оценке эффективности системы управления персоналом организации / Д.О. Степаненко // Вестник ОГУ. - 2012. - № 8. - С. 80-85.
46. Удовидченко, Р.С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала / Р.С. Удовидченко, В.С. Киреев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 12-32.
47. Ушаков, Р.Н. Организация обеспечения безопасности гостиницы: учеб.пособие / Р.Н. Ушаков, Н.Л. Авилова. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 139 с.
48. Федоренко, А.В. Актуальные вопросы управления персоналом в гостиничном бизнесе / А.В. Федоренко, Е.П. Шевченко // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 1. - С. 150-153.
49. Шульгина, Е. Практикум разработки и внедрения ССП и KPI / Е. Шульгина, С. Ключников // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2014. - № 3. - С. 66-73.
50. Ященко, В.А. Педагогические условия подготовки
старшеклассников к обоснованному выбору профессий сферы обслуживания / В.А. Ященко. - Москва: Директ-Медиа, 1999. - 149 с.