Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №155597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
ЕЕ Самостоятельность как психолого-педагогический феномен: сущность, структура и уровни развития 8
Е2. Особенности развития самостоятельности у старших дошкольников в различных видах детской деятельности 15
1.3. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий развития самостоятельности у старших дошкольников 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 33
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Актуальность исследования. Формирование у детей самостоятельности всегда было и остается на сегодняшний день одной из важнейших проблем воспитания. От современного человека постоянно требуется творческий подход к выполнению различных задач, необходимы решимость и способность самостоятельно определять цели своей деятельности и находить верные пути их достижения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС ДО): «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» [51, с. 4].
В качестве одной из целей Стандарта дошкольного образования является «формирование самостоятельности и ответственности ребенка» (пункт 1.6 ФГОС ДО) [51, с. 3].
В пункте 2.6 ФГОС ДО в требованиях к содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программ дошкольного образования одним из направлений деятельности педагога является «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребёнка» [51, с. 6].
В целевых ориентирах ФГОС ДО (пункт 4.6) предусматривается, что «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других» [51, с. 21].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основанием для успешной реализации этой задачи является необходимость создания в дошкольной организации следующих психолого-педагогических условий:
- образовательная деятельность, должна быть построена на совместной деятельности детей и взрослых, быть ориентированной на интересы и способности каждого ребенка;
- должна осуществляться постоянная поддержка педагогами и другими взрослыми самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста в привычной для них деятельности;
- необходимо предоставление выбора дошкольниками разных материалов и видов их детской активности, а также свободный выбор участников для их общения и совместной деятельности [51, с. 9].
Самостоятельность возникает у детей уже в период раннего детства. Дети стремятся в пределах своих возможностей проявлять инициативу в познании окружающего мира всеми доступными способами. На рубеже раннего и дошкольного возраста закладываются основы самостоятельности, затем её развитие как личностного качества продолжается в период дошкольного детства, в это время очень важна поддержка ребёнка взрослыми (педагогами в дошкольной организации и родителями в семье).
Для старших дошкольников развитие самостоятельности приобретает особое значение, поскольку они вскоре перейдут к школьному обучению, где им будет необходимо самим принимать важные решения, связанные с учёбой в школе и с расширением круга общения [11].
В период завершения дошкольного образования в ФГОС ДО (и. 4. 6) в качестве целевых ориентиров предусмотрены следующие характеристики:
- ребёнок проявляет самостоятельность и инициативу в самых разных видах деятельности;
- ребёнок может самостоятельно выбирать себе род занятий, а также участников для совместной с ним деятельности;
- ребёнок проявляет готовность и имеет способность к волевым усилиям;
- ребёнок может сам обдумывать и давать объяснения различным поступкам людей и явлениям природы;
- обладает способностью принимать собственные решения [51, с. 8].
Анализ образовательной теории и практики позволил выявить противоречие между необходимостью развития самостоятельности старших дошкольников в различных видах детской деятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий в дошкольных образовательных организациях, обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске теоретического обоснования и создании необходимых организационно-педагогических условий для развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Исходя из актуальности данной проблемы, определена следующая тема работы: «Организационно-педагогические условия развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявление, обоснование и апробация организационно-педагогических условий развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы по теме исследования были выполнены следующие задачи. В рамках решения первой задачи были раскрыты сущность, структура и охарактеризованы уровни развития исследуемого феномена.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке нет единого определения понятия «самостоятельность», а также существуют различные точки зрения по поводу её структуры и этапов развития. По мнению Е.О. Смирновой, «самостоятельность - не только возможность действовать без помощи со стороны, но искать новые возможности, ставить новые для себя цели и задачи, находить их решение». Развивается самостоятельность у детей постепенно, от возникновения репродуктивной самостоятельности у младших дошкольников к творческой самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Для решения второй задачи были выделены особенности развития самостоятельности у старших дошкольников в различных видах детской деятельности. Развитие самостоятельность связано с освоением детьми разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых они постепенно приобретают возможность проявлять свою субъективную позицию. Каждый вид детской деятельности оказывает своё влияние на развитие различных компонентов самостоятельности.
Показателями самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста являются: стремление ребёнка к решениям задач без помощи других людей; умение наметить перед собой цель своей деятельности; умение составлять элементарный план своих действий; умение выполнять свой замысел и получать при этом результат, соответствующий заявленной цели; способность проявлять творчество и инициативу в решении задач. Данные показатели формируются к концу дошкольного возраста при целенаправленной педагогической деятельности взрослых.
В ходе решения третьей задачи были теоретически обоснованы организационно-педагогические условия развития самостоятельности у старших дошкольников, на этот счёт у исследователей также нет единой точки зрения. По мнению Т.П. Бабаевой, в дошкольной организации для эффективного развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие организационно-педагогические условия: обогащение предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации; организация развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности; повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности у старших дошкольников.
Для решения четвёртой задачи проведено изучение исходного уровня развития самостоятельности старших дошкольников по диагностической методике «Аппликация» (С.Д. Забрамная и О.В. Боровик). Диагностический материал по данной методике представлен в приложении А.
Диагностика проводилась в сентябре 2022 года на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Абанского района Красноярского края, в ней с согласия администрации детского сада и родителей приняли участие 15 детей старшей группы (7 мальчиков и 8 девочек). Результаты диагностики отражены в таблицах (представлены в приложении Б) и рисунках. На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень развития самостоятельности у старших дошкольников недостаточен. С целью развития самостоятельности старших дошкольников была организована практическая работа посредством создания в группе необходимых организационно-педагогических условий.
В рамках решения пятой задачи по созданию соответствующих условий для развития самостоятельности старших дошкольников была обогащена предметно -развивающая среда в группе (представлены рисунки в Приложении В), развитие самостоятельности старших дошкольников проводилась в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой,
коммуникативной и др. (представлены в приложении Г примеры игр для развития самостоятельности старших дошкольников).
Осуществлялось повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности у старших дошкольников: было проведено анкетирование (см. анкету для родителей «Самостоятелен ли Ваш ребёнок?»), подготовлены и проведены родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросу развития самостоятельности у старших дошкольников, информация для родителей размещалась на стенде, в папках-передвижках (представлены в Приложении Е), в Приложении Ж представлены «Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у старших дошкольников».
Для решения шестой задачи на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы в мае 2023 года была вновь проведена диагностика уровней развития самостоятельности у старших дошкольников по той же методике у детей старшей группы, прошедших исходную диагностику. Диагностика на завершающем этапе исследования показала наличие положительной динамики. Дети стали лучше выполнять задания, самостоятельно могут определить цели и план действий, вопросы задавали только по уточнению условий задания, смогли уложиться в отведённое время, старались преодолевать затруднения своими силами без помощи взрослого, проявляли творчество в работе. Дети показавшие недостаточный уровень, также улучшили свои результаты, но пока незначительно, работа с ними будет продолжена.
Таким образом, результаты повторной диагностики уровня развития самостоятельности старших дошкольников подтвердили эффективность созданных в группе организационно-педагогических условий для развития самостоятельности детей.
Гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, её задачи выполнены.



1. Активные формы взаимодействия с семьей при реализации ФГОС ДО (из опыта работы). URL: https://www. vospitatelds. ru./conference_notes/89 (дата обращения: 14.10.2022 г).
2. Атарова А.А. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности. URL: https://cyberleninka.ru. (дата обращения: 19.11.2022 г).
3. Бабаева Т.И. Самостоятельность детей в старшем дошкольном возрасте. URL: https://apni.ru/article/2776 (дата обращения: 15.11.2022 г).
4. Баринова Н.В., Мазманян М.А., Старченко Т.С. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности как фактор подготовки к обучению в школе // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АННИ), 2021. С. 104-109. URL: https://apni.ru/article/2776- razvitie-initsiativi-i-samostoyatelnosti-det (дата обращения: 18.11.2022 г).
5. Баторова Г.Н. Подходы к изучению проявлений самостоятельности в дошкольном возрасте. URL: https://phsreda.com/e-articles/27/Action27-21978. Pdf (дата обращения: 21.11.2022 г).
6. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. М., 2018.С. 47-50. URL: httns://www.elibrarv.ru./item.asn?id =35012019 (дата обращения:
16.10.2022 г).
7. Беляева Е.А. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте. URL: https://www.vospitatelru.rU/categories/6/articles /843 (дата обращения: 19.10.2022 г).
8. Блинова А. А. Диагностика развития самостоятельности старших дошкольников // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 380-383. URL: https://moluch.ru/archive/339/76004/ (дата обращения: 16.11.2022 г).
9. Бодалев А.А. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 2020. 188 с.
10. Бородина Е.С. Игра - как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. URL: https://www.vospitatelru.ru /categories/6/articles/784 (дата обращения:
20.11.2022 г).
11. Васильева А.Ч. К вопросу о развитии самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/659/ Action659-508831.pdf (дата обращения: 23.10.2022 г).
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу/ 3-е изд., испр. и доп. М.: Альма, 2021. 288 с.
13. Волошина Л.Н., Галимская О.Г., Никулина О.В. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности// Педагогика и психология образования. Т. 6, № 4.С. 16-27.2020. URL: http://rrpedagogy.ni/media/pedagogy/2020/4/ cYRvxg3.pdf (дата обращения: 19.10.2022 г).
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 2019. 372 с.
15. Горшкова, Г.В. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. URL: https: //www.elibrarv.ru. /item. asp?id =2493 (дата обращения:
18.10.2022 г)...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ