ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
ЕЕ Самостоятельность как психолого-педагогический феномен: сущность, структура и уровни развития 8
Е2. Особенности развития самостоятельности у старших дошкольников в различных видах детской деятельности 15
1.3. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий развития самостоятельности у старших дошкольников 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 33
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
ЕЕ Самостоятельность как психолого-педагогический феномен: сущность, структура и уровни развития 8
Е2. Особенности развития самостоятельности у старших дошкольников в различных видах детской деятельности 15
1.3. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий развития самостоятельности у старших дошкольников 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 33
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Формирование у детей самостоятельности всегда было и остается на сегодняшний день одной из важнейших проблем воспитания. От современного человека постоянно требуется творческий подход к выполнению различных задач, необходимы решимость и способность самостоятельно определять цели своей деятельности и находить верные пути их достижения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС ДО): «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» [51, с. 4].
В качестве одной из целей Стандарта дошкольного образования является «формирование самостоятельности и ответственности ребенка» (пункт 1.6 ФГОС ДО) [51, с. 3].
В пункте 2.6 ФГОС ДО в требованиях к содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программ дошкольного образования одним из направлений деятельности педагога является «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребёнка» [51, с. 6].
В целевых ориентирах ФГОС ДО (пункт 4.6) предусматривается, что «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других» [51, с. 21].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основанием для успешной реализации этой задачи является необходимость создания в дошкольной организации следующих психолого-педагогических условий:
- образовательная деятельность, должна быть построена на совместной деятельности детей и взрослых, быть ориентированной на интересы и способности каждого ребенка;
- должна осуществляться постоянная поддержка педагогами и другими взрослыми самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста в привычной для них деятельности;
- необходимо предоставление выбора дошкольниками разных материалов и видов их детской активности, а также свободный выбор участников для их общения и совместной деятельности [51, с. 9].
Самостоятельность возникает у детей уже в период раннего детства. Дети стремятся в пределах своих возможностей проявлять инициативу в познании окружающего мира всеми доступными способами. На рубеже раннего и дошкольного возраста закладываются основы самостоятельности, затем её развитие как личностного качества продолжается в период дошкольного детства, в это время очень важна поддержка ребёнка взрослыми (педагогами в дошкольной организации и родителями в семье).
Для старших дошкольников развитие самостоятельности приобретает особое значение, поскольку они вскоре перейдут к школьному обучению, где им будет необходимо самим принимать важные решения, связанные с учёбой в школе и с расширением круга общения [11].
В период завершения дошкольного образования в ФГОС ДО (и. 4. 6) в качестве целевых ориентиров предусмотрены следующие характеристики:
- ребёнок проявляет самостоятельность и инициативу в самых разных видах деятельности;
- ребёнок может самостоятельно выбирать себе род занятий, а также участников для совместной с ним деятельности;
- ребёнок проявляет готовность и имеет способность к волевым усилиям;
- ребёнок может сам обдумывать и давать объяснения различным поступкам людей и явлениям природы;
- обладает способностью принимать собственные решения [51, с. 8].
Анализ образовательной теории и практики позволил выявить противоречие между необходимостью развития самостоятельности старших дошкольников в различных видах детской деятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий в дошкольных образовательных организациях, обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске теоретического обоснования и создании необходимых организационно-педагогических условий для развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Исходя из актуальности данной проблемы, определена следующая тема работы: «Организационно-педагогические условия развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявление, обоснование и апробация организационно-педагогических условий развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста...
В качестве одной из целей Стандарта дошкольного образования является «формирование самостоятельности и ответственности ребенка» (пункт 1.6 ФГОС ДО) [51, с. 3].
В пункте 2.6 ФГОС ДО в требованиях к содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программ дошкольного образования одним из направлений деятельности педагога является «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребёнка» [51, с. 6].
В целевых ориентирах ФГОС ДО (пункт 4.6) предусматривается, что «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других» [51, с. 21].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основанием для успешной реализации этой задачи является необходимость создания в дошкольной организации следующих психолого-педагогических условий:
- образовательная деятельность, должна быть построена на совместной деятельности детей и взрослых, быть ориентированной на интересы и способности каждого ребенка;
- должна осуществляться постоянная поддержка педагогами и другими взрослыми самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста в привычной для них деятельности;
- необходимо предоставление выбора дошкольниками разных материалов и видов их детской активности, а также свободный выбор участников для их общения и совместной деятельности [51, с. 9].
Самостоятельность возникает у детей уже в период раннего детства. Дети стремятся в пределах своих возможностей проявлять инициативу в познании окружающего мира всеми доступными способами. На рубеже раннего и дошкольного возраста закладываются основы самостоятельности, затем её развитие как личностного качества продолжается в период дошкольного детства, в это время очень важна поддержка ребёнка взрослыми (педагогами в дошкольной организации и родителями в семье).
Для старших дошкольников развитие самостоятельности приобретает особое значение, поскольку они вскоре перейдут к школьному обучению, где им будет необходимо самим принимать важные решения, связанные с учёбой в школе и с расширением круга общения [11].
В период завершения дошкольного образования в ФГОС ДО (и. 4. 6) в качестве целевых ориентиров предусмотрены следующие характеристики:
- ребёнок проявляет самостоятельность и инициативу в самых разных видах деятельности;
- ребёнок может самостоятельно выбирать себе род занятий, а также участников для совместной с ним деятельности;
- ребёнок проявляет готовность и имеет способность к волевым усилиям;
- ребёнок может сам обдумывать и давать объяснения различным поступкам людей и явлениям природы;
- обладает способностью принимать собственные решения [51, с. 8].
Анализ образовательной теории и практики позволил выявить противоречие между необходимостью развития самостоятельности старших дошкольников в различных видах детской деятельности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий в дошкольных образовательных организациях, обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске теоретического обоснования и создании необходимых организационно-педагогических условий для развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Исходя из актуальности данной проблемы, определена следующая тема работы: «Организационно-педагогические условия развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявление, обоснование и апробация организационно-педагогических условий развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста...
В ходе работы по теме исследования были выполнены следующие задачи. В рамках решения первой задачи были раскрыты сущность, структура и охарактеризованы уровни развития исследуемого феномена.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке нет единого определения понятия «самостоятельность», а также существуют различные точки зрения по поводу её структуры и этапов развития. По мнению Е.О. Смирновой, «самостоятельность - не только возможность действовать без помощи со стороны, но искать новые возможности, ставить новые для себя цели и задачи, находить их решение». Развивается самостоятельность у детей постепенно, от возникновения репродуктивной самостоятельности у младших дошкольников к творческой самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Для решения второй задачи были выделены особенности развития самостоятельности у старших дошкольников в различных видах детской деятельности. Развитие самостоятельность связано с освоением детьми разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых они постепенно приобретают возможность проявлять свою субъективную позицию. Каждый вид детской деятельности оказывает своё влияние на развитие различных компонентов самостоятельности.
Показателями самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста являются: стремление ребёнка к решениям задач без помощи других людей; умение наметить перед собой цель своей деятельности; умение составлять элементарный план своих действий; умение выполнять свой замысел и получать при этом результат, соответствующий заявленной цели; способность проявлять творчество и инициативу в решении задач. Данные показатели формируются к концу дошкольного возраста при целенаправленной педагогической деятельности взрослых.
В ходе решения третьей задачи были теоретически обоснованы организационно-педагогические условия развития самостоятельности у старших дошкольников, на этот счёт у исследователей также нет единой точки зрения. По мнению Т.П. Бабаевой, в дошкольной организации для эффективного развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие организационно-педагогические условия: обогащение предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации; организация развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности; повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности у старших дошкольников.
Для решения четвёртой задачи проведено изучение исходного уровня развития самостоятельности старших дошкольников по диагностической методике «Аппликация» (С.Д. Забрамная и О.В. Боровик). Диагностический материал по данной методике представлен в приложении А.
Диагностика проводилась в сентябре 2022 года на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Абанского района Красноярского края, в ней с согласия администрации детского сада и родителей приняли участие 15 детей старшей группы (7 мальчиков и 8 девочек). Результаты диагностики отражены в таблицах (представлены в приложении Б) и рисунках. На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень развития самостоятельности у старших дошкольников недостаточен. С целью развития самостоятельности старших дошкольников была организована практическая работа посредством создания в группе необходимых организационно-педагогических условий.
В рамках решения пятой задачи по созданию соответствующих условий для развития самостоятельности старших дошкольников была обогащена предметно -развивающая среда в группе (представлены рисунки в Приложении В), развитие самостоятельности старших дошкольников проводилась в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой,
коммуникативной и др. (представлены в приложении Г примеры игр для развития самостоятельности старших дошкольников).
Осуществлялось повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности у старших дошкольников: было проведено анкетирование (см. анкету для родителей «Самостоятелен ли Ваш ребёнок?»), подготовлены и проведены родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросу развития самостоятельности у старших дошкольников, информация для родителей размещалась на стенде, в папках-передвижках (представлены в Приложении Е), в Приложении Ж представлены «Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у старших дошкольников».
Для решения шестой задачи на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы в мае 2023 года была вновь проведена диагностика уровней развития самостоятельности у старших дошкольников по той же методике у детей старшей группы, прошедших исходную диагностику. Диагностика на завершающем этапе исследования показала наличие положительной динамики. Дети стали лучше выполнять задания, самостоятельно могут определить цели и план действий, вопросы задавали только по уточнению условий задания, смогли уложиться в отведённое время, старались преодолевать затруднения своими силами без помощи взрослого, проявляли творчество в работе. Дети показавшие недостаточный уровень, также улучшили свои результаты, но пока незначительно, работа с ними будет продолжена.
Таким образом, результаты повторной диагностики уровня развития самостоятельности старших дошкольников подтвердили эффективность созданных в группе организационно-педагогических условий для развития самостоятельности детей.
Гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, её задачи выполнены.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке нет единого определения понятия «самостоятельность», а также существуют различные точки зрения по поводу её структуры и этапов развития. По мнению Е.О. Смирновой, «самостоятельность - не только возможность действовать без помощи со стороны, но искать новые возможности, ставить новые для себя цели и задачи, находить их решение». Развивается самостоятельность у детей постепенно, от возникновения репродуктивной самостоятельности у младших дошкольников к творческой самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Для решения второй задачи были выделены особенности развития самостоятельности у старших дошкольников в различных видах детской деятельности. Развитие самостоятельность связано с освоением детьми разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых они постепенно приобретают возможность проявлять свою субъективную позицию. Каждый вид детской деятельности оказывает своё влияние на развитие различных компонентов самостоятельности.
Показателями самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста являются: стремление ребёнка к решениям задач без помощи других людей; умение наметить перед собой цель своей деятельности; умение составлять элементарный план своих действий; умение выполнять свой замысел и получать при этом результат, соответствующий заявленной цели; способность проявлять творчество и инициативу в решении задач. Данные показатели формируются к концу дошкольного возраста при целенаправленной педагогической деятельности взрослых.
В ходе решения третьей задачи были теоретически обоснованы организационно-педагогические условия развития самостоятельности у старших дошкольников, на этот счёт у исследователей также нет единой точки зрения. По мнению Т.П. Бабаевой, в дошкольной организации для эффективного развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие организационно-педагогические условия: обогащение предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации; организация развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности; повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности у старших дошкольников.
Для решения четвёртой задачи проведено изучение исходного уровня развития самостоятельности старших дошкольников по диагностической методике «Аппликация» (С.Д. Забрамная и О.В. Боровик). Диагностический материал по данной методике представлен в приложении А.
Диагностика проводилась в сентябре 2022 года на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Абанского района Красноярского края, в ней с согласия администрации детского сада и родителей приняли участие 15 детей старшей группы (7 мальчиков и 8 девочек). Результаты диагностики отражены в таблицах (представлены в приложении Б) и рисунках. На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень развития самостоятельности у старших дошкольников недостаточен. С целью развития самостоятельности старших дошкольников была организована практическая работа посредством создания в группе необходимых организационно-педагогических условий.
В рамках решения пятой задачи по созданию соответствующих условий для развития самостоятельности старших дошкольников была обогащена предметно -развивающая среда в группе (представлены рисунки в Приложении В), развитие самостоятельности старших дошкольников проводилась в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой,
коммуникативной и др. (представлены в приложении Г примеры игр для развития самостоятельности старших дошкольников).
Осуществлялось повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности у старших дошкольников: было проведено анкетирование (см. анкету для родителей «Самостоятелен ли Ваш ребёнок?»), подготовлены и проведены родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросу развития самостоятельности у старших дошкольников, информация для родителей размещалась на стенде, в папках-передвижках (представлены в Приложении Е), в Приложении Ж представлены «Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у старших дошкольников».
Для решения шестой задачи на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы в мае 2023 года была вновь проведена диагностика уровней развития самостоятельности у старших дошкольников по той же методике у детей старшей группы, прошедших исходную диагностику. Диагностика на завершающем этапе исследования показала наличие положительной динамики. Дети стали лучше выполнять задания, самостоятельно могут определить цели и план действий, вопросы задавали только по уточнению условий задания, смогли уложиться в отведённое время, старались преодолевать затруднения своими силами без помощи взрослого, проявляли творчество в работе. Дети показавшие недостаточный уровень, также улучшили свои результаты, но пока незначительно, работа с ними будет продолжена.
Таким образом, результаты повторной диагностики уровня развития самостоятельности старших дошкольников подтвердили эффективность созданных в группе организационно-педагогических условий для развития самостоятельности детей.
Гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, её задачи выполнены.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей 6-7 лет в ДОО
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021



