Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Работа №155586

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-психолога с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе.... 8
1.1 Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе 8
1.2 Психологические особенности первоклассников группы риска 15
1.3 Психолого-педагогическая деятельность с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе 21
2 Экспериментальное изучение адаптации первоклассников группы риска к обучению в школе и специфики работы педагога-психолога с ними 25
2.1 Организация и методы исследования диагностики. Анализ результатов первичной диагностики 25
2.2 Описание системы занятий с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе 32
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 39
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Конспекты системы занятий для первоклассников группы риска в период адаптации к обучению в школе 53

Проблема адаптации первоклассников к школе является одной из актуальных в психологической науке. Трудным периодом в жизни ребёнка является поступление в школу: изменяется социальная позиция, в результате этого меняются привычные стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими, становится необходимым осваивать новые требования и нормы, которые предъявляются к первокласснику учителями и родителями.
В этот период у них появляется новый вид деятельности - учебная, первоклассники осваивают социальную новую роль - роль ученика, появляются одноклассники, учителя и школа как социальная большая группа, то есть меняется социальное окружение, изменяется привычный уклад жизни.
Проблема адаптации первоклассников к школе становится наиболее актуальной в результате того, что в рамках учебной деятельности у учащихся складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии первоклассников. Они являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Цель исследования: изучение специфики работы педагога-психолога с первоклассниками группы риска в период адаптации к школе.
Объект исследования: адаптация к школе.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с первоклассниками группы риска в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе.
2. Раскрыть психологические особенности первоклассников группы риска.
3. Провести первичную диагностику адаптации первоклассников группы риска к школе.
4. Разработать и описать систему занятий с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: анкетирование (методика «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (автор - Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко), наблюдение (методиа «Изучение социально-психологической адаптации к школе (автор - Э. М. Александровская).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных данных.
Методологической основой нашего исследования выступили труды отечественных исследователей по проблеме адаптации первоклассников к школе (Выготского Л. С., Коломинского Я. Л., Овчаровой Р. В.) и проблеме психологических особенностей первоклассников «группы риска» (Е. И. Евстифеевой Е. И., Зарединовой Э. Р., Княженко А. П., Полянской Н. В.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ Рождественская СОШ. Выборка представлена учащимися 1 класса. Возраст испытуемых 7-8 лет. Количество респондентов, принявших участие в исследовании, 7 первоклассников группы риска.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.
Адаптационный период к школьному обучению, который связывают с приспособлением к ее основным требованиям, проявляется у всех первоклассников. Отличие в том, что у некоторых данный период продолжается только месяц, а у других - целую четверть, а у некоторых детей длится целый учебный год. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация - это включение первоклассника в систему новых социальных общественных связей и отношений, процесс привыкания к новой изменившейся среде.
Дети группы риска - это та категория детей, которая требует особого внимания. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития. Также к группе риска можно отнести леворуких детей, детей с эмоциональными нарушениями, гиперактивных детей, и детей из неблагополучных в социальном отношении семей.
Психолого-педагогическая деятельность с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе является одной из приоритетных задач в работе педагога-психолога.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня адаптации первоклассников группы риска к обучению в школе на базе МБОУ Рождественской СОШ. Выборка представлена учащимися 1 класса. Возраст испытуемых 7-8 лет. Количество учащихся, принявших участие в исследовании, 7 человек. В данную группу риска включены гиперактивные учащиеся, леворукие, дети с задержкой психического развития, а также дети из неблагополучных в социальном отношении семей.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики:
- «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (авторы - Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко)
- «Изучение социально-психологической адаптации к школе» (автор - Э. М. Александровская)
По результатам первичной диагностики экспериментального исследования мы пришли к выводу, что у двух первоклассников выявлена дезадаптация.
Нами разработана и реализована система занятий с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе.
После реализации системы занятий с первоклассниками группы риска в период адаптации к школе дезадаптированных учеников не выявлено. Следовательно, разработанная нами система занятий может служить ориентиром при работе с первоклассниками группы риска в период адаптации к обучению в школе.


1. Андреева, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школьным условиям обучения в рамках ФГОС / Л. А. Андреева // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - Казань, 2015. - С. 256-260.
2. Анохина, Е. А. Дифференцированный подход к исследованию проблемы адаптации первоклассников в современной школе / Е. А. Анохина, М. В. Козуб // Образование XXI века в ситуации неопределенности : традиционализм, инноватика, многовекторность развития : материалы всероссийской научной конференции с международным участием. - Липецк, 2020. - С. 132-134.
3. Богомолова, Е. А. Проблема адаптации первоклассника к школе / Е. А. Богомолова // Студенческие научные достижения: сборник статей IV международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, - 2019. - С. 193 - 195.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург. - 2008. - 398 с.
5. Борисова, О. В. Проблема адаптации первоклассников в школе / О. В. Борисова, Л. И. Зябирова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 84.
6. Валиулина, И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе [Электронный ресурс] / И. Ф. Валиулина // Молодой ученый. - 2017. - № 5. - Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/139/39293/
7. Васина, Е. А. Адаптация первоклассников к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Васина, Е. Е. Горбатенко // III Лужские научные чтения. Современное научное знание : теория и практика : материалы международной научно-практической конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. - 2015. - С. 316-323.
8. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. Режим доступа: https : //search.rsl.ru/ru/record/010017
9. Габуева, Е. М. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассника / Е. М. Габуева // Современные технологии в образовании. - 2016. - №XIV-1.- С. 54-58.
10. Гакаме, Ю. Д. Особенности психолого-педагогического сопровождения первоклассников в антропологических образовательных системах / Ю. Д. Гакаме // Международная научно-практическая конференция «Антропологическое знание как системообразующий фактор
профессионального педагогического образования», посвящённая 170-летию со дня рождения известного русского педагога и психолога П. Ф. Каптерева. - Курск, 2019. - С. 119-121.
11. Гаранина, Е. В. Формирование педагогической компетентности родителей первоклассников на этапе адаптации детей к школе / Е. В. Гаранина // Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях : материалы международной электронной научно-практической конференции. - 2019. - С. 93-96.
12. Горбанёва, Е. В. Факторы успешной адаптации первоклассника к школе и особенности его психолого-педагогического сопровождения / Е. В. Горбанёва // Международная научно-практическая конференция I МЦНС «Наука и просвещение». - Пенза, 2020. - С. 243-246. ГОРОД
13. Гумерова, Е. И. К проблеме адаптации первоклассника / Е. И. Гумерова, Р. К. Валеев // Академический журнал Западной Сибири. - 2016. - № 5. - С. 11-12.
14. Евстифеева, Е. И. Проблемы адаптации первоклассников к образовательной среде / Е. И. Евстифеева, Э. М. Османов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - Т.12, Вып.3. - С. 380-382.
15. Жукова, Н. В. Формы внутреннего кросс - культурного контекста и психологические защиты в процессе адаптации первоклассников / Н. В. Жукова, Л. А. Рыбакова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 150-156....(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ