Введение 7
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки модели управления качеством дошкольного образования 11
1.1. Аспекты понятия «качества» применительно к дошкольному
образованию 11
1.2. Система управления качеством дошкольного образования 18
1.3. Методические подходы и принципы в основе управления качеством
дошкольного образования 23
Глава 2. Анализ состояния системы управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 31
2.1. Характеристика МКДОУ Детский сад п. Кедровый как образовательной
организации 31
2.2. Выявление основных пробелов и недостатков в управлении качеством
дошкольного образования 39
2.3. Определение необходимых условий для разработки модели управления
качеством дошкольного образования 49
Глава 3. Разработка модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 58
3.1. Разработка отдельных элементов модели управления качеством
дошкольного образования 59
3.2. Апробация модели управления качеством дошкольного образования в
МКДОУ Детский сад п. Кедровый 64
3.3. Оценка эффективности разработанной модели управления качеством в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 70
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 96
Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания образования привели к серьезным изменениям в системе образования в целом. В «Стратегии-2020» стратегической целью образования названо «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [38, с. 22]. В настоящее время в России идет процесс внедрения стандартов третьего поколения, и в частности дошкольного образования, что требует новых знаний, подходов к управлению качеством в образовательных организациях.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает оказание качественных образовательных услуг. Качество дошкольного образования определяется эффективностью управления функционированием и развитием дошкольного образовательного учреждения. Повышение эффективности управления качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, возможно посредством разработки и реализации модели управления качеством дошкольного образования, отображающей его как объект управления в единстве существенных характеристик.
Проблема управления качеством образования подвергалась теоретическому анализу в контексте общеобразовательной, профессиональной и высшей школы (Н.И. Булынский, В.А. Кальной, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Н.А. Селезнёва, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, СЕ. Шишов и др.), результатом которого стала разработка теоретических, организационно-методических основ и технологий управления качеством.
Функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей. Исходя из этого, можно сказать, что общие теоретические позиции управления качеством образования нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием, адекватным особенностям функционирования дошкольных образовательных учреждений.
В результате теоретического анализа установлено, что проблемой управления качеством дошкольного образования на протяжении последних двадцати лет занимались такие авторы как М.М. Поташник, Т.П. Третьяков, акцентируя внимание на результатах педагогического труда, Ю.А. Конаржевский - на самом процессе педагогической деятельности. Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичева, Л.И. Фалюшина уделяли внимание степени соответствия образовательной услуги в дошкольном учреждении требованиям заказчика образовательных услуг - родителям дошкольников, кадровому потенциалу, развивающей предметной среде, образовательным программам.
Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих.
О.А. Сафонова одним из инструментов эффективного внедрения ФГОС ДО предложила разработать независимую систему оценки качества дошкольного образования [33, с. 473].
Сегодня есть понимание, что такое качество образования. Анализ модернизации системы дошкольного образования относительно его качества выявил ряд противоречий:
- между требованиями создать в дошкольном учреждении условия для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
- между необходимостью использования целостного подхода к управлению качеством образования и реализуемой в дошкольных учреждениях практикой воздействий на отдельные стороны образовательного процесса;
- между необходимостью объективной оценки качества образования и недостаточной разработанностью соответствующих оценочных технологий.
Данные противоречия предопределили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: совершенствование условий, способствующих эффективному управлению качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать модель управления качеством дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кедровый».
Предмет исследования: управление качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Задачи исследования:
- выявить содержание и сущность основных подходов в управлении качеством дошкольного образования в педагогической теории;
- определить основные пробелы и недостатки существующей модели управления качеством образования дошкольников в МКДОУ Детский сад п. Кедровый;
- разработать модель управления качеством дошкольного образования и условия ее эффективной реализации;
- выделить критерии оценки эффективности разработанной модели управления качеством дошкольного образования.
Методы исследования: Системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, SWOT-анализ, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Результаты работы заключаются в уточнении определения «управление качеством дошкольного образования», перечислении основных направлений и подходов к управлению качеством в дошкольной образовательной организации, разработке недостающих элементов модели управления качеством в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Новизна исследования заключаются в разработке модели управления качеством дошкольного образования и условий ее эффективной реализации на примере дошкольного образовательного учреждения МКДОУ Детский сад п.Кедровый.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и апробации отдельных элементов модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кедровый» Красноярского края.
Таким образом, делая общий вывод по проделанной работе, отметим следующее.
Безусловно, что уровень качества дошкольного образовательного учреждения определяется, главным образом, основной целевой аудиторией, на которую направлена его деятельность, т.е. непосредственно воспитанниками и их родителями (законными представителями). Как показало анкетирование родителей (законных представителей) МКДОУ, ими дана хорошая оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения. При этом наиболее высокая оценка дана такому параметру, как «Квалифицированность педагогов». В среднем родители (законные представители) отметили этот параметр на уровне 2,6 балла. Это значит, что родители (законные представители) при выборе ответа на вопросы этого параметра либо полностью соглашались с представленными утверждениями, либо выбирали ответ «скорее согласны, чем не согласны». Наиболее низкая оценка - взаимодействие с родителями (законными представителями) - 2 балла.
Как показали данные проведенного опроса педагогов МКДОУ Детский сад п.Кедровый, основные критерии качества образовательного учреждения представлены на среднем уровне: большинством респондентов дана оценка в 3 балла таким критериям, как «способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными» и «стремление к совершенствованию». При этом 80% опрошенных оценили на уровне 4 баллов такой критерий, как «способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон». Примечательно, что высокий балл каждому из критериев не был дан ни одним из педагогов, что, с нашей точки зрения, расценивается негативно. Однако, вполне закономерно, учитывая те внешние условия, в которых функционирует учреждение.
SWOT-анализ МКДОУ Детский сад п. Кедровый показал, что слабые стороны превалируют над сильными в два раза, а угрозы - над возможностями. В такой ситуации нельзя говорить о грамотно выстроенной системе управления качеством дошкольного образования в анализируемом учреждении.
Исходя из собственных наблюдений, анализа теоретических источников, ответов педагогов и родителей (законных представителей) МКДОУ на вопрос «Как Вы считаете, какие условия необходимо создать в детском саду, чтобы разработать грамотную и целесообразную модель управления качеством?», были выделены следующие необходимые условия разработки модели управления качеством дошкольного образования.
Во-первых, наличие грамотного руководителя, заинтересованного в повышении качества дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п.Кедровый.
В свою очередь, руководителю необходимо провести работу в следующих направлениях:
- управление качеством педагогического состава: повышение квалификации педагогов, организация и сопровождение инновационной деятельности, мотивация и стимулирование сотрудников на повышение их профессионального уровня;
- разработка полноценной модели управления качеством, включающей в себя цели, задачи, этапы и методы реализации;
- управление информационно-методическим обеспечением: регулирование процесса поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических форм образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника в соответствии с ФГОС ДО, организацию разных видов детской деятельности;
- управление в области материально-технического обеспечения, способного удовлетворить требования в области повышения качества дошкольного образования.
Для МКДОУ Детский сад п.Кедровый основная цель модели управления качеством дошкольного образования заключается в организации образовательного процесса, способного удовлетворить потребности самих воспитанников, их родителей (законных представителей), государства и общества в целом.
Основные задачи в рамках представленной модели заключаются в следующем:
- определение четких требований, предъявляемых к образовательному учреждению со стороны целевой аудитории;
- управление информационно-методическим обеспечением через использование наиболее эффективных методических форм образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы путем ее совершенствования;
- управление в области материально-технического обеспечения через развитие предметно-развивающего пространства и образовательной среды;
- управление качеством педагогического состава через повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, привлечение новых высококвалифицированных кадров;
- использование более целесообразных и эффективных механизмов коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Такими оптимальными для МКДОУ Детский сад п. Кедровый механизмами коррекции воспитательно-образовательного процесса выступают:
- мотивация сотрудников на педагогическую деятельность и повышение уровня профессиональной компетентности ;
- контроль за образовательным процессом посредством наблюдения за работой педагогов и анкетирования родителей (законных представителей);
- сравнение данных диагностики воспитанников на начальном и заключительном этапах дошкольного образования.
Оценка эффективности разработанной модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый показала, что как родители (законные представители), так и педагоги, в абсолютном своем большинстве отметили значимость и целесообразность внедрения разработанной нами модели управления качеством дошкольного образования. В беседе и педагоги, и родители отмечали, что представленная модель очень логична, проста и наглядна. Она дает возможность реально понять, в какой последовательности и что необходимо делать для повышения качества образовательных услуг в МКДОУ. Следовательно, эффективность разработанной модели не вызывает сомнений.
1. Об Образовании в Российской Федерации: ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I).
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. [Текст] //
Российская газета № 6241 от 25 ноября 2013 г.
3. Агалакова, Е.А., Технология мониторинга качества образования дошкольника (в условиях внедрения программы и Технологии Н.М. Крыловой «Детский сад - Дом радости») [Текст]: практико-ориентированное пособие / Е.А. Агалакова, Л.В. Тимошенко. - Омск: ОмГПУ, 2013. - 76 с.
4. Антаев, Ж.Т. Менеджмент в системе образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Ж.Т. Антаев, Ж.Н. Жумабаева. - Костанай, КГПИ, 2017. - 98 с.
5. Асмолов, А.Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 40 с.
6. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 [Текст] / Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2016. - 177 с.
7. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал [Текст] / Ю.А. Афонькина. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.
8. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2015. - №3. - с. 82-85.
9. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Санникова. - М.: Флинта, 2015. - 150 с.
10. Бакунина, А.М. Достижение современного качества образования на
основе государственно-общественного управления реализацией
образовательных программ [Текст] / А.М. Бакунина // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 8. - с. 15-24
11. Баранников, А.В. Компетентностнный подход и качество образования [Текст] /А.В. Баранников. - М.: Московский центр качества образования, 2018. - 144 с.
12. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие [Текст] /К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 161 с.
13. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2017. - 290 с.
14. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
15. Бендер, А.Л. Характеристика модели управления качествомдошкольного образовательного учреждения [Текст] / А.Л. Бендер //Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9 (51). - с. 101-105.
16. Бенькович, Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений [Текст] /Т.М. Бенькович // Профильная школа. - 2015. - № 2 (11). - с. 48-50.
17. Биличенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития [Текст] / Г.Г. Биличенко. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
18. Битина, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы [Текст] / Б.П. Битина // Педагогика. - 2016. - №6. - 61 с.
19. Богославец, Л.Г. Основы управления качеством дошкольного образования [Текст]: учеб.-метод.пособие / Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - Барнаул: БГТУ, 2015. - 174 с.
20. Богуславская, Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования [Текст] / Т.Н. Богуславская // Проблемы современного образования. - 2014. - №4. - с. 52-63.
21. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования [Текст] /В.А. Болотова // Справочник зам. директора школы. - 2017. - № 10. - с. 18-24.
22. Большакова, З.М. (отв. ред.) Актуальные проблемы образовательного менеджмента. [Текст] / З.М. Большакова. - Челябинск: Цицеро, 2017. - 144 с.
23. Большакова, З.М. (отв. ред.) Образовательный менеджмент: теория и практика [Текст] / З.М. Большакова - Челябинск: Цицеро, 2018. - 138 с.
24. Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А.К. Бондаренко, Л.В. Позняк, В.И. Шкатулла /под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.
25. Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2016. - 359 с.
26. Бочерашвили, В. Педагогический аудит как технология измерения и оценки качества знаний [Текст] / В. Бочерашвили // Школьные технологии. - 2014. - № 3. - 156 с.
27. Будже, Т.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Т.А. Будже, О.С. Докукина, Т.А. Никитина. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.
28. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] / Л.Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 4. - с. 16-17.
29. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - 242 с.
30. Буйнов, Л.Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению [Текст] / Л.Г. Буйнов, Н.Н. Плахов, А.Г. Зайцев // Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - с. 167-168.
31. Буйнов, Л.Г. Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» [Текст] / Л.Г. Буйнов, В.П. Соломин, Л.П. Макарова, Л.А. Сорокина// Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат): материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
- СПб.: Лема, 2014. - с. 70-76.
32. Вагина, Л.А. Педагогические советы: актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии [Текст] / Л.А. Вагина. - Вып.2 - Волгоград: Учитель, 2017. - 12 с.
33. Варченко, Е.И. Управление качеством образования в образовательном учреждении [Текст] / Е.И. Варченко // Молодой ученый. - 2013. - №3. - с. 471-474.
34. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст] / А.И. Васильева. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.
35. Вершинин, С.И. Управление проектами в образовании [Текст] / С.И. Вершиин. - М.: Центр новых технологий, 2017. - 39 с.
36. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 192с.
37. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионов.
- М.: Перспектива, 2018. - 278 с.
38. Вознюк, Н.Ю. Управление ДОО - творческий инновационный процесс [Текст] / Н.Ю. Вознюк // Управление ДОУ. - 2015. - №6. - с. 22-24.
39. Волобуева, Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ [Текст] / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - 2017. - №6. - с.
70-78.
40. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 296 с.
41. Гайнутдинов, Р.М. Оценка эффективности управленческой деятельности [Текст] / Р.М. Гайнутдинов // Справочник заместителя директора школы. - 2015. - № 5. - с. 96-107.
42. Герт, В.А. Моделирование образовательного пространства образовательного учреждения [Текст] / В.А. Герт, С.В. Королева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - с. 139-146.
43. Гирба, Е.Ю. Мониторинг процесса педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Ю. Гирба. - Серпухов: Учебно-методический центр, 2017. - 128 с.
44. Глушкина, Е.В. Критерии качества при оценке современной образовательной системы [Текст] / Е.В. Глушкина // Молодой ученый. - 2015. №22. - с. 768-770.
45. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2017. - 405 с.
46. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании [Текст] / М.А. Гончарова. - М.: КноРус, 2018. - 481 с.
47. Горбунова, В.В. Управление качеством образования вмуниципальном дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В.В.Горбунова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - №3. - с. 80-84.
48. Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии [Текст] / Е.Н. Гусарова. - М.: АПК и ПРО, 2014. - 223 с.
49. Демурова, Е.Ю. О руководстве детским садом [Текст] / Е.Ю. Демурова, Л.Ф. Островская. - М.: Педагогика, 2016. - 151 с.
50. Диагностика в детском саду [Текст]: методическое пособие / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 288 с.
51. Диагностика как фактор развития образовательной системы [Текст] / науч. ред. В.Н. Максимова.- СПб.: ЛОИРО, 2014. - 144 с.
52. Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 16 с.
53. Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 16 с.
54. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 16 с.
55. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 16 с.
56. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 16 с.
57. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова - Архангельск: АО ИППК РО, 2017. - 265 с.
58. Дуброва, В.Н. Организация методической работы в ДОУ [Текст] / В.Н. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Просвещение, 2015. - 109 с.
59. Дьякова, Т.М. Современные подходы к оценке знаний, умений и практического опыта обучающихся [Текст] / Т.М. Дьякова // Методист. - 2013. - № 2. - с. 42-44.
60. Егоршин, А.П. Управление российским образованием [Текст] / А.П. Егоршин. - М.: Нижполиграф, 2016. - 378 с.
61. Ермолович, М.М. Менеджмент системы образования. Курс лекций [Текст] / М.М. Ермолович. - Минск: БГУ, 2018. - 61 с.
62. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов. - М.: АПК и ПРО, 2013. - 321 с.
63. Инновационный опыт обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных требований: сборник материалов [Текст] / Авт.-сост. А.Х. Сундукова, М.Г. Копытина, Л.В. Бех. - Ростов н/Д.: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2016. - 112 с.
64. Кадирова, Е.В. Управление качеством образовательного процесса всовременном ДОУ [Текст] / Е.В. Кадирова // Экономика и управление:проблемы, тенденции, перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - 2016. - с. 90-92.
65. Капитонова, Т.А. Менеджмент в образовании [Текст] / Т.А. Капитонова, С.В. Лебедева. - Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании», 2017. - 124 с.
66. Кобазова, Ю.В. Методика оценки качества работы педагогических работников образовательных учреждений [Текст] / Ю.В. Кобазова // Управление качеством образования. - 2018. - № 2. - с. 58-62.
67. Ковалева, Г.С. Оценка качества образования [Текст] / Г.С. Ковалева // Школьные технологии. - 2016. - № 5. - с. 150-155.
68. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Наука, 2014. - 390 с.
69. Козлова, Н.С. Категория качества как критерий оценки образовательной системы [Текст] / Н.С. Козлова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - с. 997-999.
70. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Т.П. Колодяжная. - Ч. I: Практ. пособие: для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Учитель, 2016. - 127 с.
71. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. (Письмо
Министерства образования и науки РФ. 28.02.2014 г. № 08-249)
[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
72. Концепция общероссийской системы оценки качества образования [Текст] // Вестник образования России. - 2017. - № 14-15. - с. 18-30.
73. Концепция развития дошкольного образования в России (2013¬2020): методология, теория, технология [Текст]. - М.: Федеральный институт развития образования. 2013. - 144 с.
74. Королева, С.В. К вопросу о построении модели управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации [Текст] / С.В. Королева // Концепт. - 2014. - №25. - с. 1-6.
75. Коротков, Э.М. Управление качеством образования [Текст]:
учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект, 2017. - 320 с.
76. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 64 с.
77. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. - М.: Академия», 2017. - 112 с.
78. Крылова, Н.М. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад - Дом радости» (методическое пособие) [Текст] / Н.М. Крылова, Л.В. Тимошенко. - М.: ТЦ Сфера. 2013. - 64 с.
79. Кузьменко, Т.А. Программа "Система оценки качества образования ОУ" [Текст] / Т.А. Кузьменко // Справочник заместителя директора школы. -
2016. - № 5. - 85 с.
80. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст] / О.А. Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.
81. Лапшина, Л.В. Оценка качества образования на основе метода кластерного анализа [Текст] / Л.В. Лапшина // Справочник заместителя директора школы. - 2017. - № 5. - с. 22-36.
82. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М.: Наука, 2016. - 152 с.
83. Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Управление качеством» [Текст] / И.И. Мазур. - М.: ОМЕГА- Л, 2015. - 400 с.
84. Майер, А.А. Управление качеством дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М.: Сфера. 2015. - 174 с.
85. Маркова, Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содержание, перспективное планирование работы [Текст]: практическое пособие / Л.С. Маркова. - М.: Аркти, 2017. - 77 с.
86. Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения [Текст] / Л.С. Маркова. - М.: Аркти, 2017. - 160 с.
87. Маркович, Д.Ж. Образование как ресурс развития [Текст] / Д.Ж. Маркович // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. - М.: Социология, 2016. - с. 98-104.
88. Мацкевич, С.А. Менеджмент в системе образования. Теория и практика инновационной подготовки профессионалов [Текст] / С.А. Мацкевич. - Минск: И.П. Логвинов, 2017. - 260 с.
89. Менеджмент в образовании: управление образовательной
организацией в условиях реализации ФГОС. Хрестоматия [Текст]. - М.: Консалтинговая группа «Финиум», 2015. - 34 с.
90. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных учреждений [Текст] / Образование.
- 2013. - № 21. - с. 62-79.
91. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Микляева.
- М.: Перспектива, 2017. - 289 с.
92. Микляева, Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2014. - 176 с.
93. Микляева, Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2016. - 229 с.
94. Микляева, Н.В. Управление качеством образовательного процесса в современном детским саду [Текст] / Н.В. Микляева // Управление ДОУ. - 2015. - №4. - 47 с.
95. Модернизация образовательных систем: от стратегии до
реализации [Текст]: сборник научных трудов. - М.: АПК и ПРО, 2014. - 304 с.
96. Моисеев, А.М. Концептуальные основы и методы анализа
образовательных систем [Текст] / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М.:
РОССПЭН, 2014. - 240 с.