РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 7
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки модели управления качеством дошкольного образования 11
1.1. Аспекты понятия «качества» применительно к дошкольному
образованию 11
1.2. Система управления качеством дошкольного образования 18
1.3. Методические подходы и принципы в основе управления качеством
дошкольного образования 23
Глава 2. Анализ состояния системы управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 31
2.1. Характеристика МКДОУ Детский сад п. Кедровый как образовательной
организации 31
2.2. Выявление основных пробелов и недостатков в управлении качеством
дошкольного образования 39
2.3. Определение необходимых условий для разработки модели управления
качеством дошкольного образования 49
Глава 3. Разработка модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 58
3.1. Разработка отдельных элементов модели управления качеством
дошкольного образования 59
3.2. Апробация модели управления качеством дошкольного образования в
МКДОУ Детский сад п. Кедровый 64
3.3. Оценка эффективности разработанной модели управления качеством в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 70
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 96
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки модели управления качеством дошкольного образования 11
1.1. Аспекты понятия «качества» применительно к дошкольному
образованию 11
1.2. Система управления качеством дошкольного образования 18
1.3. Методические подходы и принципы в основе управления качеством
дошкольного образования 23
Глава 2. Анализ состояния системы управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 31
2.1. Характеристика МКДОУ Детский сад п. Кедровый как образовательной
организации 31
2.2. Выявление основных пробелов и недостатков в управлении качеством
дошкольного образования 39
2.3. Определение необходимых условий для разработки модели управления
качеством дошкольного образования 49
Глава 3. Разработка модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 58
3.1. Разработка отдельных элементов модели управления качеством
дошкольного образования 59
3.2. Апробация модели управления качеством дошкольного образования в
МКДОУ Детский сад п. Кедровый 64
3.3. Оценка эффективности разработанной модели управления качеством в МКДОУ Детский сад п. Кедровый 70
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 96
Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания образования привели к серьезным изменениям в системе образования в целом. В «Стратегии-2020» стратегической целью образования названо «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [38, с. 22]. В настоящее время в России идет процесс внедрения стандартов третьего поколения, и в частности дошкольного образования, что требует новых знаний, подходов к управлению качеством в образовательных организациях.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает оказание качественных образовательных услуг. Качество дошкольного образования определяется эффективностью управления функционированием и развитием дошкольного образовательного учреждения. Повышение эффективности управления качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, возможно посредством разработки и реализации модели управления качеством дошкольного образования, отображающей его как объект управления в единстве существенных характеристик.
Проблема управления качеством образования подвергалась теоретическому анализу в контексте общеобразовательной, профессиональной и высшей школы (Н.И. Булынский, В.А. Кальной, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Н.А. Селезнёва, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, СЕ. Шишов и др.), результатом которого стала разработка теоретических, организационно-методических основ и технологий управления качеством.
Функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей. Исходя из этого, можно сказать, что общие теоретические позиции управления качеством образования нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием, адекватным особенностям функционирования дошкольных образовательных учреждений.
В результате теоретического анализа установлено, что проблемой управления качеством дошкольного образования на протяжении последних двадцати лет занимались такие авторы как М.М. Поташник, Т.П. Третьяков, акцентируя внимание на результатах педагогического труда, Ю.А. Конаржевский - на самом процессе педагогической деятельности. Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичева, Л.И. Фалюшина уделяли внимание степени соответствия образовательной услуги в дошкольном учреждении требованиям заказчика образовательных услуг - родителям дошкольников, кадровому потенциалу, развивающей предметной среде, образовательным программам.
Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих.
О.А. Сафонова одним из инструментов эффективного внедрения ФГОС ДО предложила разработать независимую систему оценки качества дошкольного образования [33, с. 473].
Сегодня есть понимание, что такое качество образования. Анализ модернизации системы дошкольного образования относительно его качества выявил ряд противоречий:
- между требованиями создать в дошкольном учреждении условия для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
- между необходимостью использования целостного подхода к управлению качеством образования и реализуемой в дошкольных учреждениях практикой воздействий на отдельные стороны образовательного процесса;
- между необходимостью объективной оценки качества образования и недостаточной разработанностью соответствующих оценочных технологий.
Данные противоречия предопределили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: совершенствование условий, способствующих эффективному управлению качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать модель управления качеством дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кедровый».
Предмет исследования: управление качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Задачи исследования:
- выявить содержание и сущность основных подходов в управлении качеством дошкольного образования в педагогической теории;
- определить основные пробелы и недостатки существующей модели управления качеством образования дошкольников в МКДОУ Детский сад п. Кедровый;
- разработать модель управления качеством дошкольного образования и условия ее эффективной реализации;
- выделить критерии оценки эффективности разработанной модели управления качеством дошкольного образования.
Методы исследования: Системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, SWOT-анализ, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Результаты работы заключаются в уточнении определения «управление качеством дошкольного образования», перечислении основных направлений и подходов к управлению качеством в дошкольной образовательной организации, разработке недостающих элементов модели управления качеством в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Новизна исследования заключаются в разработке модели управления качеством дошкольного образования и условий ее эффективной реализации на примере дошкольного образовательного учреждения МКДОУ Детский сад п.Кедровый.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и апробации отдельных элементов модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кедровый» Красноярского края.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает оказание качественных образовательных услуг. Качество дошкольного образования определяется эффективностью управления функционированием и развитием дошкольного образовательного учреждения. Повышение эффективности управления качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, возможно посредством разработки и реализации модели управления качеством дошкольного образования, отображающей его как объект управления в единстве существенных характеристик.
Проблема управления качеством образования подвергалась теоретическому анализу в контексте общеобразовательной, профессиональной и высшей школы (Н.И. Булынский, В.А. Кальной, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Н.А. Селезнёва, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, СЕ. Шишов и др.), результатом которого стала разработка теоретических, организационно-методических основ и технологий управления качеством.
Функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей. Исходя из этого, можно сказать, что общие теоретические позиции управления качеством образования нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием, адекватным особенностям функционирования дошкольных образовательных учреждений.
В результате теоретического анализа установлено, что проблемой управления качеством дошкольного образования на протяжении последних двадцати лет занимались такие авторы как М.М. Поташник, Т.П. Третьяков, акцентируя внимание на результатах педагогического труда, Ю.А. Конаржевский - на самом процессе педагогической деятельности. Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичева, Л.И. Фалюшина уделяли внимание степени соответствия образовательной услуги в дошкольном учреждении требованиям заказчика образовательных услуг - родителям дошкольников, кадровому потенциалу, развивающей предметной среде, образовательным программам.
Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих.
О.А. Сафонова одним из инструментов эффективного внедрения ФГОС ДО предложила разработать независимую систему оценки качества дошкольного образования [33, с. 473].
Сегодня есть понимание, что такое качество образования. Анализ модернизации системы дошкольного образования относительно его качества выявил ряд противоречий:
- между требованиями создать в дошкольном учреждении условия для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
- между необходимостью использования целостного подхода к управлению качеством образования и реализуемой в дошкольных учреждениях практикой воздействий на отдельные стороны образовательного процесса;
- между необходимостью объективной оценки качества образования и недостаточной разработанностью соответствующих оценочных технологий.
Данные противоречия предопределили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: совершенствование условий, способствующих эффективному управлению качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать модель управления качеством дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кедровый».
Предмет исследования: управление качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Задачи исследования:
- выявить содержание и сущность основных подходов в управлении качеством дошкольного образования в педагогической теории;
- определить основные пробелы и недостатки существующей модели управления качеством образования дошкольников в МКДОУ Детский сад п. Кедровый;
- разработать модель управления качеством дошкольного образования и условия ее эффективной реализации;
- выделить критерии оценки эффективности разработанной модели управления качеством дошкольного образования.
Методы исследования: Системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, SWOT-анализ, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Результаты работы заключаются в уточнении определения «управление качеством дошкольного образования», перечислении основных направлений и подходов к управлению качеством в дошкольной образовательной организации, разработке недостающих элементов модели управления качеством в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Новизна исследования заключаются в разработке модели управления качеством дошкольного образования и условий ее эффективной реализации на примере дошкольного образовательного учреждения МКДОУ Детский сад п.Кедровый.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и апробации отдельных элементов модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Кедровый» Красноярского края.
Таким образом, делая общий вывод по проделанной работе, отметим следующее.
Безусловно, что уровень качества дошкольного образовательного учреждения определяется, главным образом, основной целевой аудиторией, на которую направлена его деятельность, т.е. непосредственно воспитанниками и их родителями (законными представителями). Как показало анкетирование родителей (законных представителей) МКДОУ, ими дана хорошая оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения. При этом наиболее высокая оценка дана такому параметру, как «Квалифицированность педагогов». В среднем родители (законные представители) отметили этот параметр на уровне 2,6 балла. Это значит, что родители (законные представители) при выборе ответа на вопросы этого параметра либо полностью соглашались с представленными утверждениями, либо выбирали ответ «скорее согласны, чем не согласны». Наиболее низкая оценка - взаимодействие с родителями (законными представителями) - 2 балла.
Как показали данные проведенного опроса педагогов МКДОУ Детский сад п.Кедровый, основные критерии качества образовательного учреждения представлены на среднем уровне: большинством респондентов дана оценка в 3 балла таким критериям, как «способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными» и «стремление к совершенствованию». При этом 80% опрошенных оценили на уровне 4 баллов такой критерий, как «способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон». Примечательно, что высокий балл каждому из критериев не был дан ни одним из педагогов, что, с нашей точки зрения, расценивается негативно. Однако, вполне закономерно, учитывая те внешние условия, в которых функционирует учреждение.
SWOT-анализ МКДОУ Детский сад п. Кедровый показал, что слабые стороны превалируют над сильными в два раза, а угрозы - над возможностями. В такой ситуации нельзя говорить о грамотно выстроенной системе управления качеством дошкольного образования в анализируемом учреждении.
Исходя из собственных наблюдений, анализа теоретических источников, ответов педагогов и родителей (законных представителей) МКДОУ на вопрос «Как Вы считаете, какие условия необходимо создать в детском саду, чтобы разработать грамотную и целесообразную модель управления качеством?», были выделены следующие необходимые условия разработки модели управления качеством дошкольного образования.
Во-первых, наличие грамотного руководителя, заинтересованного в повышении качества дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п.Кедровый.
В свою очередь, руководителю необходимо провести работу в следующих направлениях:
- управление качеством педагогического состава: повышение квалификации педагогов, организация и сопровождение инновационной деятельности, мотивация и стимулирование сотрудников на повышение их профессионального уровня;
- разработка полноценной модели управления качеством, включающей в себя цели, задачи, этапы и методы реализации;
- управление информационно-методическим обеспечением: регулирование процесса поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических форм образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника в соответствии с ФГОС ДО, организацию разных видов детской деятельности;
- управление в области материально-технического обеспечения, способного удовлетворить требования в области повышения качества дошкольного образования.
Для МКДОУ Детский сад п.Кедровый основная цель модели управления качеством дошкольного образования заключается в организации образовательного процесса, способного удовлетворить потребности самих воспитанников, их родителей (законных представителей), государства и общества в целом.
Основные задачи в рамках представленной модели заключаются в следующем:
- определение четких требований, предъявляемых к образовательному учреждению со стороны целевой аудитории;
- управление информационно-методическим обеспечением через использование наиболее эффективных методических форм образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы путем ее совершенствования;
- управление в области материально-технического обеспечения через развитие предметно-развивающего пространства и образовательной среды;
- управление качеством педагогического состава через повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, привлечение новых высококвалифицированных кадров;
- использование более целесообразных и эффективных механизмов коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Такими оптимальными для МКДОУ Детский сад п. Кедровый механизмами коррекции воспитательно-образовательного процесса выступают:
- мотивация сотрудников на педагогическую деятельность и повышение уровня профессиональной компетентности ;
- контроль за образовательным процессом посредством наблюдения за работой педагогов и анкетирования родителей (законных представителей);
- сравнение данных диагностики воспитанников на начальном и заключительном этапах дошкольного образования.
Оценка эффективности разработанной модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый показала, что как родители (законные представители), так и педагоги, в абсолютном своем большинстве отметили значимость и целесообразность внедрения разработанной нами модели управления качеством дошкольного образования. В беседе и педагоги, и родители отмечали, что представленная модель очень логична, проста и наглядна. Она дает возможность реально понять, в какой последовательности и что необходимо делать для повышения качества образовательных услуг в МКДОУ. Следовательно, эффективность разработанной модели не вызывает сомнений.
Безусловно, что уровень качества дошкольного образовательного учреждения определяется, главным образом, основной целевой аудиторией, на которую направлена его деятельность, т.е. непосредственно воспитанниками и их родителями (законными представителями). Как показало анкетирование родителей (законных представителей) МКДОУ, ими дана хорошая оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения. При этом наиболее высокая оценка дана такому параметру, как «Квалифицированность педагогов». В среднем родители (законные представители) отметили этот параметр на уровне 2,6 балла. Это значит, что родители (законные представители) при выборе ответа на вопросы этого параметра либо полностью соглашались с представленными утверждениями, либо выбирали ответ «скорее согласны, чем не согласны». Наиболее низкая оценка - взаимодействие с родителями (законными представителями) - 2 балла.
Как показали данные проведенного опроса педагогов МКДОУ Детский сад п.Кедровый, основные критерии качества образовательного учреждения представлены на среднем уровне: большинством респондентов дана оценка в 3 балла таким критериям, как «способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными» и «стремление к совершенствованию». При этом 80% опрошенных оценили на уровне 4 баллов такой критерий, как «способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон». Примечательно, что высокий балл каждому из критериев не был дан ни одним из педагогов, что, с нашей точки зрения, расценивается негативно. Однако, вполне закономерно, учитывая те внешние условия, в которых функционирует учреждение.
SWOT-анализ МКДОУ Детский сад п. Кедровый показал, что слабые стороны превалируют над сильными в два раза, а угрозы - над возможностями. В такой ситуации нельзя говорить о грамотно выстроенной системе управления качеством дошкольного образования в анализируемом учреждении.
Исходя из собственных наблюдений, анализа теоретических источников, ответов педагогов и родителей (законных представителей) МКДОУ на вопрос «Как Вы считаете, какие условия необходимо создать в детском саду, чтобы разработать грамотную и целесообразную модель управления качеством?», были выделены следующие необходимые условия разработки модели управления качеством дошкольного образования.
Во-первых, наличие грамотного руководителя, заинтересованного в повышении качества дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п.Кедровый.
В свою очередь, руководителю необходимо провести работу в следующих направлениях:
- управление качеством педагогического состава: повышение квалификации педагогов, организация и сопровождение инновационной деятельности, мотивация и стимулирование сотрудников на повышение их профессионального уровня;
- разработка полноценной модели управления качеством, включающей в себя цели, задачи, этапы и методы реализации;
- управление информационно-методическим обеспечением: регулирование процесса поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических форм образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника в соответствии с ФГОС ДО, организацию разных видов детской деятельности;
- управление в области материально-технического обеспечения, способного удовлетворить требования в области повышения качества дошкольного образования.
Для МКДОУ Детский сад п.Кедровый основная цель модели управления качеством дошкольного образования заключается в организации образовательного процесса, способного удовлетворить потребности самих воспитанников, их родителей (законных представителей), государства и общества в целом.
Основные задачи в рамках представленной модели заключаются в следующем:
- определение четких требований, предъявляемых к образовательному учреждению со стороны целевой аудитории;
- управление информационно-методическим обеспечением через использование наиболее эффективных методических форм образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы путем ее совершенствования;
- управление в области материально-технического обеспечения через развитие предметно-развивающего пространства и образовательной среды;
- управление качеством педагогического состава через повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, привлечение новых высококвалифицированных кадров;
- использование более целесообразных и эффективных механизмов коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Такими оптимальными для МКДОУ Детский сад п. Кедровый механизмами коррекции воспитательно-образовательного процесса выступают:
- мотивация сотрудников на педагогическую деятельность и повышение уровня профессиональной компетентности ;
- контроль за образовательным процессом посредством наблюдения за работой педагогов и анкетирования родителей (законных представителей);
- сравнение данных диагностики воспитанников на начальном и заключительном этапах дошкольного образования.
Оценка эффективности разработанной модели управления качеством дошкольного образования в МКДОУ Детский сад п. Кедровый показала, что как родители (законные представители), так и педагоги, в абсолютном своем большинстве отметили значимость и целесообразность внедрения разработанной нами модели управления качеством дошкольного образования. В беседе и педагоги, и родители отмечали, что представленная модель очень логична, проста и наглядна. Она дает возможность реально понять, в какой последовательности и что необходимо делать для повышения качества образовательных услуг в МКДОУ. Следовательно, эффективность разработанной модели не вызывает сомнений.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Магистерская диссертация, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Оценка качества реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2016 - ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ПОЗИЦИИ СРЕДО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Програмно - целевой подход к управлению сферой дошкольного образования (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Программно - целевой подход к управлению сферой дошкольного образования (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



