Введение 3
1.Сущность понятия «обобщение» 5
2.Анализ задач на вычисление расстояний в ЕГЭ по математике профильного уровня 10
3.Методы и приёмы обобщения при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня по теме «Вычисление расстояний в пространстве» 14
4.Методические рекомендации по обобщению знаний по теме «Вычисление расстояний в пространстве» при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня 18
Заключение 29
Список используемых источников 31
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (далее ФГОС), учащиеся должны освоить навыки вычисления расстояний между точками в трехмерном пространстве, используя формулу расстояния между двумя точками в прямоугольной системе координат. Они также должны уметь работать с различными типами задач, в которых требуется вычислить расстояния между точками в пространстве, например, в задачах о движении объектов или в задачах о геометрии [18].
Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня включает изучение темы «Вычисление расстояний в пространстве». Эта тема включает в себя изучение различных методов и формул для вычисления расстояний между точками в пространстве.
Подготовка к ЕГЭ также включает в себя изучение применения вычисления расстояний в решении различных задач, в том числе в задачах на определение расстояния между точками на графиках функций, в задачах на определение расстояния между точками на поверхностях и т.д.
Изучение этой темы позволяет учащимся не только освоить навыки работы с формулами и методами вычисления расстояний в пространстве, но также развивает логическое мышление и умение анализировать и решать различные задачи, что является важным элементом подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня.
Тема "Вычисление расстояний в пространстве" является актуальной при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня, поскольку она входит в широкий круг математических знаний, необходимых для успешной сдачи экзамена. Умение вычислять расстояния в пространстве является важным элементом геометрических задач, которые часто встречаются в тестах и заданиях ЕГЭ.
Кроме того, понимание и умение применять методы вычисления расстояний в пространстве помогают развивать логическое мышление, аналитические способности и навыки решения сложных задач. Эти навыки также могут быть полезны при изучении более продвинутых математических курсов и при подготовке к поступлению в вузы.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по обобщению знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по теме «Вычисление расстояний в пространстве» в процессе обучения.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет-источники, с целью определения понятия «обобщение».
2. Проанализировать задачи на вычисление расстояний в пространстве, встречающиеся в ЕГЭ по математике профильного уровня.
3. Выделить методы и приёмы обобщения при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уравнения по теме «Вычисление расстояний в пространстве».
4. Разработать методические рекомендации и задания по обобщению знаний по теме «Вычисление расстояний в пространстве» при подготовке к ЕГЭ профильного уровня.
В ходе курсовой работы по теме «Обобщение материала по теме «Вычисление расстояний в пространстве» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня, нами были решены поставленные задачи и выполнена цель, разработать методические рекомендации по обобщению знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по теме «Вычисление расстояний в пространстве» в процессе обучения.
Проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет-источники, с целью определения понятия «обобщение», мы пришли к выводу, что обобщение — это интеллектуальное умение, направленное на достижение конкретного образовательного результата в комфортных условиях обучения.
В ходе анализа задач на вычисление расстояний в пространстве ЕГЭ по профильной математике было выявлено, что наиболее успешно учащиеся справляются с задачами базового уровня. Основные проблемы связаны с недостаточностью геометрических знаний, графической культуры и отсутствием навыка решения подобных задач.
Для успешной подготовки к ЕГЭ по математике важно использовать различные методы и приёмы обобщения знаний, включающие систематическое изучение теории, решение большого количества задач, применение практико-ориентированных заданий, использование аналогии и мозгового штурма.
Мы выделили следующие методы и приемы: метод математического моделирования, аксиоматический метод, использование математического языка, обучение через задачи, систематическое изучение материала, решение большого числа задач по каждой теме от простых к сложным, изучение отдельных методов решения задач, использование результатов и методов уже решённых задач, использование аналогии для поиска решений, групповые формы работы и мозговой штурм для стимулирования поисковой активности и развития критического мышления, переформулирование условия и отношений между входящими в задачу величинами для лучшего усвоения. Комплексное применение этих методов позволит учащимся эффективно подготовиться к ЕГЭ и успешно справиться с заданиями.
Также были разработаны методические рекомендации и задания по подготовке учащихся к решению задач на вычисление расстояний. Методические рекомендации и задания по подготовке учащихся к решению задач на вычисление расстояний направлены на развитие мышления, формирование навыков обобщения на уроках математики. Задания на обобщение по теме «Вычисление расстояний в пространстве» важны для развития аналитических способностей, умения работать в группе и применять полученные знания на практике. Они помогают закрепить пройденный материал, анализировать алгоритмы вычисления расстояний и делать соответствующие выводы. Такие задания способствуют развитию пространственного мышления и навыков решения различных задач.
1. Асанбаева, А. К. Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении математике / А. К. Асанбаева // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2016. – № 7. – С. 143-146.
2. Атанасян, Л.С., Геометрия: учебник для 10-11 классов.
3. Атаханов Р, Давыдов В. В, Зак А. А, Микулина Г. Г, Ожиганова Г. И. Развитие математического мышления
4. Горский, Д. П., Ивин, А. А., Никифоров, А. Л. Краткий словарь по логике / под ред. Д. П. Горского. — Москва: Просвещение, 1991. — 207 с. [41, с. 124].
5. Единый государственный экзамен, Открытый банк заданий ЕГЭ.
6. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода.
7. Калдыбаев, С. К. Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении математике / С. К. Калдыбаев, А. К. Асанбаева // Молодой ученый. – 2016. – № 20-1(124). – С. 29-32.
8. Литвененко В.Н., Батугина О.А. Геометрия. Готовимся к ЕГЭ Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2011. – 158 с.
9. Люблинская А. А., Развитие логического мышления на уроках математики у обучающихся начальной школы «Научное образование» 2020.
10. Орехова А.И. Задачи на готовых чертежах. Стереометрия. Практикум для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 50 с.
11. Паламарчук, В. Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Паламарчук. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: Просвещение, 1987. — 208 с. — (Библиотека заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе).
12. Попова, Т. С. Обобщение знаний по математике как педагогическая задача: сущность и этапы решения / Т. С. Попова // Научное образование : сборник статей участников симпозиума по проблемам развития одаренности детей и юношества в образовании, Якутск, 08–15 июля 2018 года / Под общей редакцией А.С. Обухова и Ю.И. Семенова. – Якутск: Журнал «Исследователь/Researcher», 2018. – С. 254-258.
13. Поспелов, Н. Н., Поспелов, И. Н. Мысли о русской грамматике: Избранные труды. — Москва: URSS, 2010. — 184 с.
14. Потоскуев Е.В, Звавича Л. И., учебники «Геометрия, 10», «Геометрия, 11»
15. Сагателова Л.С., В.Н. Студенецкая В.Н. Практическая геометрия. Комбинации геометрических тел, 10 - 11классы. Методическое пособие. – М.: Планета, 2011. -334 с.
16. Тверитина М.С. Обобщающее повторение функционального материала в процессе подготовки к ЕГЭ по математике. Режим доступа: https://tveritina.ucoz.ru/publ/obobshhajushhee_povtorenie_funkcionalnogo_materiala_v_processe_podgotovki_k_egeh_po_matematike/1-1-0-3 (дата обращения: 05.01.2024)
17. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по математике.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287
19. Федеральный институт педагогических измерений.