Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ

Работа №155556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни развития 8
1.2. Подходы к развитию игровой деятельности детей младшего
дошкольного возраста 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития игровой
деятельности детей младшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ_ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ 34
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытноэкспериментальной работы 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Актуальность исследования
Самый важный период в становлении личности - возраст дошкольного детства. Дошкольники черпают знания из окружающего их мира, начинают формировать определенные отношения к людям и труду, вырабатывают навыки поведения и т.д. Во многом психологическое развитие детей дошкольного возраста возможно благодаря основному виду деятельности, в качестве которого выступает игра. Игра - способ приобретения социального опыта, характерного для детей на каждом этапе их жизни. Игра позволяет формировать и развивать все стороны личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике и подготавливает переход на новую, более высокую ступень развития [8, с. 6].
В своих исследованиях Д.Б. Эльконин рассматривал социальную природу игры, возникающую из условий жизни детей в обществе. Однако, свои исследования он проводил в 60-70 годы прошлого века. С тех пор общество, отношения и условия жизни детей сильно изменились, что, конечно, не могло не отразиться на игре. Анализ детской игры важен для дошкольного воспитания и развития новых форм игры [54, с. 35].
Как отмечают родители и педагоги, за последние пять-шесть лет в детской игре произошел ряд изменений. Самое очевидное изменение заключается в том, что количество детских игр, особенно ролевых, уменьшилось. Отмечается, что взрослым зачастую некогда учить детей играть, и принимать непосредственное участие в этих играх. На сегодняшний день, в дошкольном образовании наблюдается явный сдвиг в сторону дидактики (разнообразные занятия, постоянная организация детей). В результате у детей остается мало времени для свободной и самостоятельной игры [51].
В большинстве современных семей только один ребенок. В силу возраста, нехватки времени, неумения играть, либо просто нежелания играть с детьми, в семейном образовании малыши в свободном доступе имеют гаджеты. Влияние компьютерных игр, видеопродукции отражается на психике ребенка, и как правило, в худшую сторону. Даже в детском саду в игровой деятельности передают примитивные сюжеты боевиков и страшилок. Игра, в широком смысле, исчезает из жизни детей. В приоритете у детей игры в войну, человека-паука и роботов. Любовь, сострадание и благородство в играх сменяется жестокостью, обманом, борьбе [60].
Последствия данной ситуации проявляются в основном в подростковом возрасте. Когда родители теряют большую часть своего авторитета, они начинают замечать и возмущаться эмоциональной черствостью, расчетливостью и примитивностью интересов своих детей.
Отсутствие значимого игрового опыта не может быть компенсировано никакими развивающими занятиями. В конце концов, игра и деятельность - это разные способы взаимодействия взрослых и детей. Если деятельность начинается в раннем возрасте и практически не развивает игру, ребенок привыкает выполнять работу взрослого и воспроизводить установленные им модели поведения. При этом собственная познавательная активность ребенка не развивается [11].
Дети, которые все же предпочитают творческие сюжетные игры, имею развитое воображение, они могут мысленно проигрывать различные ситуации, понимать других, подстраиваться под условия игры. Такие дети имеют психологическую основу для успешного преодоления сложных жизненных ситуаций-ситуаций выбора и неудачи, конфликтов и кризисов.
Концепция развития дошкольного образования Красноярского края до 2025 года ориентирует педагогов на индивидуализацию детей с применением современных технологий, в том числе в области роботостроения [29]. Одной из наиболее эффективных инновационных программ в детских садах является лего-конструирование...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В развитии ребенка дошкольного возраста огромное значение имеет игра, которая является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Таким образом, вслед за Д.Б. Элькониным под игровой деятельностью понимается основа социальных взаимоотношений, способствующая разрешению имеющихся противоречий и готовящая ребенка к реализации иных видов деятельности.
Вслед за Н.Ф. Комаровой в структуре игровой деятельности определены критерии и показатели:
- содержание игры: замысел игры, разнообразие замыслов,
самостоятельность при постановке игровых задач;
- способы решения детьми игровых задач: игровые действия с предметами-заместителями, ролевые высказывания, ролевая беседа;
- взаимодействие детей в игре: участники игры, правила игры.
Также выделено три уровня развития игровой деятельности детей дошкольного возраста: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется самостоятельностью при определении игровых замыслов, постановке игровых задач, использовании предметов-заместителей в разных значениях; активным взаимодействием со взрослыми и со сверстниками. Средний уровень характеризуется умением детей вступать в игровую деятельность при минимальной помощи взрослого, использовании в играх предметов-заместителей только в известном значении, кратковременным взаимодействием со взрослыми и со сверстниками. Низкий уровень характеризуется значительной помощью ребенку со стороны педагога при постановке игровой задачи, отсутствием в играх предметов-заместителей, отсутствием интереса к играм со сверстниками (игра индивидуальная).
Вслед за учеными Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, С.Л. Новоселовой, А.Д. Саар выделен комплексный подход к развитию игровой деятельности дошкольников, который содержит три взаимосвязанных компонента с общим содержанием понимания окружающего мира через деятельность: обогащение игрового опыта; подготовка и обогащение игровой среды; активизация общения между педагогами и детьми во время игры.
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы определено, что одной из наиболее эффективных инновационных программ, способствующих развитию игровой деятельности у детей 4 лет, является Лего- конструирование. Использование конструктора Лего в работе с детьми является средством для их всестороннего развития по всем пяти областям развития: речевого, познавательного, социально-коммуникативного,
художественно-эстетического, физического и обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
В настоящем исследовании выделены педагогические условия развития игровой деятельности детей 4 лет при использовании потенциала лего- конструирования:
- обогатить содержание игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования;
- включить родителей в освоение знаний и умений в области конструирования и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Разработанные педагогические условия реализовывались в формате работы родительского клуба выходного дня «В мире Лего» на протяжении 8 недель. Разработан и реализован план мероприятий по совместной деятельности с детьми и родителями (законными представителями). Организован центр «Лего-конструирования», который оснащен наборами конструкторов Лего-Дупло за счет средств, собранных по программе «Гражданская инициатива». Участниками стали восемь детей с низким (4 ребенка) и средним (4 ребенка) уровнями развития игровой деятельности и их родители (законные представители).
В ходе формирующего этапа ОЭР проведено 8 занятий с детьми, совместно с родителями (законными представителями). Занятия выстраивались в соответствии с поэтапной реализацией плана мероприятий работы родительского клуба выходного дня «В мире Лего»: подготовительный, мотивационный, основной и заключительный.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы за основу взяты диагностика игры детей (методика Н.Ф.Комаровой) и диагностика уровня сформированности знаний и умений по LEGO-конструированию (методика Т.В.Федоровой). Диагностика уровня развития игровой деятельности детей 4 лет осуществлялась по критериям: содержание игры; способы решения детьми игровых задач; взаимодействие детей в игре.
Была выявлена взаимосвязь игровой и конструктивной деятельности. Проведен анализ уровня сформированности знаний и умений родителей (законных представителей) в области игровой и конструктивной деятельности, определена степень их заинтересованности в проведении совместных занятий.
Был совершен анализ интерпретации результатов формирующего и завершающего этапов ОЭР. Данный анализ результатов позволил сделать вывод о положительной динамике в развитии игровой деятельности детей 4 лет посредствам Лего-конструирования.
Таким образом, делается вывод о том, что педагогические условия развития игровой деятельности детей 4 лет посредствам лего- конструирования, выдвинутые в гипотезе настоящего исследования, являются результативными.



1. Абдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 28-33.
2. Абрамовских Н.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. № 17. URL: http://e- koncept.ru/2015/75230.htm (дата обращения: 24.05.2023).
3. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». СПб.: Детство-Пресс, 2012. С.136.
4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум, 2012. 144 с.
5. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2012. 176 с.
6. Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. 528 с.
7. Богина Е.В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. М.: Флинта, 2019. 144 с.
8. Буктакова В.М. Игры для детского сада. Спб.: Сфера, 2016. 168 с.
9. Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-4 лет в группе детского сада. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2016. 16 с.
10. Гогоберидзе О.В., Солнцева А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/2-е изд. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
11. Григорян К.И. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников. // Молодой ученый. 2014. № 17 (76). С. 474 - 476. URL: https://moluch.ru/archive/76/12995/ (дата обращения: 24.05.2023).
12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 121 с.
13. Деркунская В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр: Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012. 144 с.
14. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 64 с.
15. Емельянова И.Е. Легоконструирование как средство развития одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 78-81...63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ