ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие самостоятельности в психологии и педагогике 7
1.2. Особенности проявления самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста 12
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. Исследование развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Методы и методики изучения развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста 30
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Дошкольное детство - важный период в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, как главнейшее условие развития его личности в целом.
Интерес исследователей к проблеме развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста обусловливается сегодня гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. В концепции современного образования основным направлением является развитие в ребёнке творческого начала, способности мыслить нестандартно и умение самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Самостоятельность личности представляет собой основу характера человека, именно её развитию и воспитанию в ребёнке должно быть уделено серьёзное внимание.
На сегодняшний день вопрос развития самостоятельности детей рассматривается в разных направлениях. Проблемой изучения сущности самостоятельности дошкольника занимались такие учёные, как А.Г. Хрипкова, П.И. Пидкасистый, Г.А. Балл, взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами исследовалась Н.А. Цыркун, Д.В. Ольшанский, Т.И. Горбатенко. Структуру и соотношение компонентов самостоятельности исследовали Т.Г. Гуськова, Г.Н. Година и Ю.Н. Дмитриева. Н.С. Кривова, З.В. Елисеева, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская исследовали условия, этапы и методы развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Реальные условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания решению задач обучения и воспитания, педагоги организуют деятельность детей, направляют и регулируют ее. Однако зачастую это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности, а значит, не получает условий для собственного становления. Практика показывает, что педагоги затрудняются в создании условий, способствующих поддержанию и стимулированию самостоятельной деятельности воспитанников в детском саду, а также в изучении развитости этого качества у каждого воспитанника.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
- требованиями общества к качествам современной личности и существующими стратегиями и системами их развития и становления в дошкольном возрасте как наиболее сенситивном периоде;
- между требованиями развития личностных качеств воспитанников и возможностями их реализации современными педагогами;
- между потребностью педагогов в методических материалах по изучению самостоятельности детей дошкольного возраста и отсутствием необходимых для этого методических разработок.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальным становится вопрос об особенностях развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, что и определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и обосновать особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Уточнить понятия самостоятельности детей дошкольного возраста и выделить его существенные характеристики.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать результаты эмпирического исследования развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, выделяя ее особенности.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: особенностями развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста являются:
- преобладание высокого уровня развития изучаемого качества;
- наиболее развитым критерием самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является «доведение начатого дела до конца»,
- наименее развитым критерием самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является «отсутствие обращения за помощью к сверстникам».
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждения г. Красноярска Красноярского края.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение содержания
психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение («Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина)», количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе педагогов для изучения и развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме показал, что проблема формирования и развития самостоятельности детей дошкольного возраста изучалась и изучается многими отечественными и зарубежными учеными. В связи с этим мы в своей работе под самостоятельностью понимаем характеристику личности, предполагающая способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Ее основными характеристиками следует считать способность к самостоятельному выбору; уверенность в себе, своих возможностях, осознание своих особенностей, умений, предпочтений, трудностей; умение осуществлять деятельность во всех компонентах (от постановки цели, отбора средств и способов; автономность поведения; умение использовать свой опыт для решения новых задач).
Самостоятельность дошкольника - это стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, поисковые действия. Самостоятельность является показателем социально-личностного созревания и готовности к школьному обучения. Особенностями проявления самостоятельности старших дошкольников выступает: стремление решать задачи деятельности без помощи взрослых, умение ставить цели деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получить итог, адекватный поставленным целям, способность проявлять инициативу и творчество в решении различных задач.
Для исследования самостоятельности старших дошкольников мы использовался метод включенного наблюдения, позволяющий зафиксировать особенности проявления этого личностного качества ребенком. В основу нашего исследования была положена методика А.М. Щетининой «Карта проявлений самостоятельности».
Исследование проводилось на базе детского сада города Красноярского края. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Автором методики предлагается для заполнения специалистом (педагогом, психологом) карта проявлений самостоятельности на основе наблюдения за ребёнком. Наблюдение и фиксация происходит по двенадцати критериям, характеризующим самостоятельность детей данной возрастной группы. Среди них: умение найти себе дело, наличие собственной точки зрения, отсутствие обращения за помощью к сверстникам, отсутствует обращение за помощью к взрослому, стремление все делать самому, доведение начатого дела до конца, поддержание порядка после завершение деятельности (убирает посуду, игрушки, вещи), самостоятельное решение конфликтов со сверстниками, отсутствие стремления находиться в согласии с большинством, негативное отношение к помощи (если не просил), выполнение деятельности без напоминания взрослого, умение играть одному.
Наблюдение за развитием самостоятельности детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод, что в группе к низкому уровню отнесен 13,3% детей, к среднему уровню - 33,4%, к высокому уровню 53,3% детей
Наблюдение за деятельностью детей позволило выявить следующие особенности развития самостоятельности: преобладает высокий уровень развития самостоятельности детей; наиболее развитым критерием самостоятельности детей старшего дошкольного возраста оказался «доведение начатого дела до конца», наименее развитым критерием проявлений самостоятельности детей старшего дошкольного возраста оказался «отсутствие обращения за помощью к сверстникам».
В связи с полученными данными, встает необходимость разработки рекомендаций по развитию и совершенствованию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Самостоятельность детей зависит от позиции и отношения родителей к развитию этого качества детской личности. Для адекватных действий по развитию самостоятельности в дошкольном возрасте родителям следует знать об этапах становления самостоятельности, а также правилах её развития.
Развитие самостоятельности требует условий, которые стимулируют постоянное проявление самостоятельности ребенком. Если
самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Поэтому сотрудничество детского сада и семьи по развитию самостоятельности детей является важной составляющей успеха.
Реализация развития самостоятельности ребенка через
предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой ребенок может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности. Подготовленная среда - это не только специально организованная развивающая предметная среда, но и среда социальная, включающая и детей, и значимых взрослых, и атмосферу, создаваемую и поддерживаемую их усилиями.
Развитие самостоятельности детей происходит во всех видах детской деятельности игре, труде, познавательно-исследовательской деятельности, продуктивной деятельности, общении. Взрослые предоставляют детям, как можно больше самостоятельности на всех этапах деятельности - от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Условиями, способствующими развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, могут выступать: расширение представлений родителей о детской самостоятельности и способах ее развития в семье; сотрудничество педагогов и семьи по вопросам развития самостоятельности детей; стимулирование проявления самостоятельности детей в разных видах детской деятельности в детском саду.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.
1. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности,
самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 38-52.
2. Андреева Н.А. Формирование самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе художественного труда. // Мир детства и образование: Сборник материалов IX очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова», 2015. 61-65 с.
3. Артеева Ю.С., Борохович Л.Ю. Активная позиция педагога в развитии самостоятельности детей // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 66 - 75.
4. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок //Дошкольное воспитание. 1988. №11. С.60-64.
5. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. 126 с.
6. Качалов А.В. Формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа, 2012. № 5. с. 112114.
7. Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ.
конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.].
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 153-156.
8. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
9. Макеева С.П. Приемы формирования оценочной
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // В мире научных открытий: Материалы X Международной научно-практической конференции. М: Центр научной мысли, 2013. с. 72-75.
10. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1991. С. 112.
11. Микерина А.С. Теоретическое обоснование проблемы
формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического
университета. Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2016. № 5. С. 77-81
12. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. с. 100-104
13. Минина А.В. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2013. № 2. С. 68-77.
14. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: «Карапуз», 2000. 272 с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2010. 360 с...31