ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ ДЛЯ ДАЛЬНЕГО БРОСКА В КОЛЬЦО В БАСКЕТБОЛЕ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся старших классов 6
1.2 Характеристика, классификация и значение бросков в современном
баскетболе 18
1.3 Требования к современным броскам и методика начального обучения...21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 39
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНЕГО БРОСКА В
КОЛЬЦО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И
ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ЭСПЕРИМЕНТЕ 41
3.1 Разработка методики обучения технике дальнего броска в кольцо
обучающихся старших классов с использованием технических средств 41
3.2 Реализация методики обучения технике дальнего броска в кольцо
обучающихся баскетболу с использованием технических средств 43
3.3 Проверка эффективности методики обучения технике дальнего броска в кольцо обучающихся баскетболу с использованием технических средств....47
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность: в России существует система подготовки баскетболистов высокого класса, что позволяет добиваться успехов на международном уровне, но в настоящее время наблюдается снижение спортивных результатов. Эффективность функционирования системы спортивной подготовки определяется действием факторов, среди которых важнейшую роль играет построение и содержание учебно-тренировочного процесса на этапе подготовки обучающихся баскетболу в возрасте 15-17 лет.
В настоящее время происходит совершенствование бросковой деятельности. В непосредственной близости от корзины атаки становятся все более затруднительными, поэтому увеличилось количество атак с дальних дистанций. В сезоне 2012/2013 Молодежной Единой Лиги ВТБ команды атаковали кольцо с дальней дистанции в среднем 30 раз за игру со средним процентом попаданий 30%. В сезоне 2022/23 количество атак с дальней дистанции увеличилось до 45 в среднем за игру, а процент попаданий увеличился до средних 33%.
Проанализировав научно-методическую литературу и статистику нами было выявлено, что современное обучение баскетболу требует использования новых методик и технологий. В настоящее время технические средства стали неотъемлемой частью процесса обучения в баскетболе, особенно в обучении технике дальнего броска. Использование технических средств позволяет улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся и ускорить процесс овладения навыками.
В связи с этим, теоретический анализ данных позволяет определить тему исследования “методика обучения технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу с использованием технических средств”
Объект исследования: обучение методике техники дальнего броска во внеучебной деятельности
Предмет исследования: методика обучения технике дальнего броска в кольцо в баскетболе с использованием технических средств
Цель исследования: теоретические предпосылки, обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение эффективности методики обучения технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу во внеучебной деятельности
Задачи исследования:
1. Выявить и изучить анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся 15-17 лет и проанализировать существующие методики обучения технике дальнего броска
2. Разработать методику обучения технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу с использованием технических средств
3. Подтвердить результативность методики обучения технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу с использованием технических средств
Гипотеза исследования: обучение технике дальних бросков у обучающихся 15-17 лет баскетболу будет результативнее, если:
на теоретическом уровне:
-изучены анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся 15-17 лет;
-обоснована необходимость технической подготовки обучающихся 15-17 лет при обучении технике дальнего броска обучающихся баскетболу во внеучебной деятельности;
-разработана методика обучения технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу с использованием технических средств во внеучебной деятельности;
на практическом уровне:
-реализована методика обучения технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу во внеучебной деятельности.
Методы исследования:
теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование физической и технической подготовки, методы математической статистики.
По результатам исследования и в соответствии с сформированной целью и задачами, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. В результате анализа литературы, нами было выявлено: разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры. Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзиной. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок
должен уметь меткость поражать корзину.
2. В ходе эксперимента были изучены особенности методики обучения технике дальнего броска в баскетболе для обучающихся 15 -17 лет, которые заключаются в многократном повторении каждого цикла броска по отдельности и детальной отработке полной ориентировочной основы действий.
В результате применения методики «Обучение технике дальнего броска обучающихся 15-17 лет баскетболу с использованием технических средств» были получены следующие результаты: на этапе начального изучения техники дальнего броска, мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. Исходный показатель при броске с правой и левой стороны (из 10 бросков) составили в среднем 3 попадания (t=2,4; Р>0,05).
После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 6 попаданий с правой стороны (t=6,8; Р<0,001), с левой стороны 5,7 (t=6,8; P < 0,001). В результате
эксперимента был выявлен ряд ошибок, влияющих на технику броска.
Половина ошибок являлась результатом незнания техники, правило выполнения броска и дефектами обучения. Низкая траектория полета мяча (43%), отсутствие сопровождающего движения бросковой руки (7%). Существенными ошибками при выполнении броска являлось: резкое опускание бросковой руки внизу при броске, рука не сопровождает мяч (43%), после предложенных подводящих упражнений и тренажеров ошибка была устранена в экспериментальной группе полностью.
Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок. К концу эксперимента качество владения техникой броска с места в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе.
Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям (при Р<0,001) педагогическом
эксперименте с участниками экспериментальной группы.
Таким образом, многообразие ошибок позволяет заключить, что не нужно включать большое разнообразие бросков, можно использовать различные технические средства. Это позволит сформировать стабильный двигательный навык с хорошими техническими показателями его выполнения.
1. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи. - Красноярск: КГПУ, 1996.-С.128
2. Андреев В.И., Капилевич Л.В., Марченко Н.В., Смирнов О.В., Плиев С.З.
Б 887 Бросок в прыжке в баскетболе. Биомеханические основы и совершенствование техники: учебное пособие / В.И.Андреев,
Л.В.Капилевич, Н.В.Марченко, Смирнов О.В., Плиев С.З. - Томск: Изд- во Томского политехнического университета, 2009. - 144 с.
3. А.С Медведев Система многолетней тренировке в тяжелой атлетике 1986 г 131 с
4. Божко А.И. Тяжелая атлетика. 1966 98с
5. Черняк А.В. Методика планирования тренировки тяжелоатлета. 1978
6. Дворкин Л.С. Юный тяжелоатлет. 1982 80с
6. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета. 1986 176 с
7. А.С.Медведев. Результаты приоритетных научных исследований, проведенных на кафедре теории и методики тяжелоатлетических видов спорта российской государственной академии физической культуры. 2001 76с
8. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировкеке. 1977 256с
9. Dvorkin_leonid_podgotovka_yunogo_tyazheloatleta 300 стр Дворкин
леонид подготовка юного тяжелоатлета 300 стр 1998 11.Юный
легкоатлет Попов В. Б. и др 1984
10. Владимир Куц - От новичка до мастера спорта Москва, Издательство “Воениздат”, 1962 68 с
11. И. В. Батяшова, А. Н. Мучкина. Методика обучения техники владения мячом в баскетболе: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей / сост. : И. В. Батяшова, А. Н. Мучкина. -Павлодар
12. : Кереку, 2011. - 40с.
13. Основные упражнения баскетболис та на начальном этапе обучения
14. : метод.указания / сост. В. В. Носов. - Ульяновск :УлГТУ, 2006. - 30 с.
15. Н.И. Шумкова, руководитель авторского коллектива Е.М. Аблов, В.А. Краев, Ю.П. Строшков. Проведение учебных и учебно-тренировочных занятий по баскетболу в школе. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательство "Граф", 2002. - 100 с...81