ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основы проектирования индивидуального образовательного маршрута 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования: развивающее и традиционное обучение в физике 6
1.2. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения 9
1.3. Проектирование развивающего обучения как основа организации
индивидуальной подготовки учащихся по физике 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. Методика организации индивидуального обучения учащихся старших классов в процессе изучения физики 17
2.1. Понятие “индивидуальный образовательный маршрут” в методике
обучения учащихся физике 17
2.2. Анализ мыслительных операций при организации индивидуального
образовательного маршрута учащихся по физике 18
2.3. Методика проектирования индивидуального образовательного маршрута
учащихся в процессе обучения физике по теме “Поляризация света” 24
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Одной из основных проблем в методике обучения физике на современном этапе развития образования выделяется проектирование индивидуального образовательного маршрута учащихся в процессе их обучения. При проектировании таких индивидуальных маршрутов каждый учитель физики испытывает определенные затруднения, ввиду того, что методической литературы по выделенной проблеме пока недо статочно. Чтобы решить данную проблему мы, прежде всего, рассмотрели назначение индивидуального образовательного маршрута: на каком этапе обучения он будет использоваться, какие уровни сложности заданий для учащихся должны быть при проектировании ИОМ. Это было сделано нами с целью формулирования конкретной цели ИОМ для учащихся. При этом нам надо было сориентироваться на итоговый результат учебно-познавательной деятельности учащегося в процессе обучения физике в соответствии с требованием ГОС. Как известно, цели обучения предполагают, что должен обучаемый знать и уметь, а поставленные задачи отвечают на вопрос как двигаться к этой цели. Задачи в процессе индивидуального обучения наполняют формулировку общей цели, которая определяется конкретным содержанием. Задачи направлены на формирование определенных теоретических и практических умений, ведущих к достижению по ставленной цели. Следовательно, ИОМ - не стандартный метод индивидуального обучения, который позволяет устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках, овладеть основными образовательными технологиями, повысить уровень поддержки ребенка, а значит повысить мотивацию и качество обучения физике.
Исходя из вышесказанного тема нашей дипломной работы “Методика проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся старших классов на занятиях по физике (на примере темы: “Поляризация света”)” актуальна.
Целью исследования является изучить подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута на основе выделения уровня сложности заданий по физике.
Объект исследования - процесс обучения учащихся физике в старших классах.
Предмет исследования - проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для успешной организации процесса обучения учащихся физике.
Гипотеза исследования - уровень успешности обучения учащихся физике можно повысить с помощью проектирования ИОМ на основе выделения уровней сложности заданий по физике и разработке специальной методики их использования.
Задачи исследования:
• изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования традиционного и развивающего обучения;
• провести сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения;
• рассмотреть развивающее обучение, как основу организации индивидуальной подготовки учащихся по физике;
• проанализировать мыслительные операции при организации индивидуального образовательного маршрута учащихся по физике;
• разработать методику проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в процессе обучения физике по теме “Поляризация света”.
Методы исследования: общетеоретические (анализ психолого - педагогической литературы, построение гипотезы), эмпирические (наблюдение, обобщение опыта в исследовании выделенной проблемы, систематизация знаний по проблеме исследования).
Научная новизна исследования уровня повышается при проектировании ИОМ на основе заданий разного уровня сложности.
Практическая значимость исследования разработанная методика проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся старших классов на занятиях по физике. (На примере темы: “Поляризация света”.) может быть рекомендована в практику обучения физике учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
• Анализирование мыслительных операций при построении ИОМ;
• разработанная методика проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в процессе обучения физике по теме “Поляризация света”.
Апробация результатов исследования осуществлялась на практике с учащимися МБОУ БСОШ №3 в конце 2022 - 2023 учебного года в рамках занятий по физике. Результаты апробации представлены в научной статье “Методика проектирования индивидуального маршрута в процессе обучения физике” (XXIV Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых “МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА”, г. Красноярск, 24 мая 2023 г.)
В проведенном исследовании отражены основные особенности проведения ИОМ по физике учащихся старших классов с использованием заданий разного уровня сложности (информационный, репродуктивный, базовый и повышенный уровень сложности), разработанных на основе требований к каждому уровню.
В процессе исследования был проведен анализ психолого - педагогической литературы и методической литературы, в ходе которого выявили отличия развивающего и традиционного обучения, рассмотрели основы организации индивидуальной подготовки учащихся старших классов по физике.
В рамках исследования были выполнены следующие задачи:
1. изучили психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования традиционного и развивающего обучения;
2. провели сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения;
3. рассмотрели развивающее обучение, как основу организации индивидуальной подготовки учащихся по физике;
4. провели анализ мыслительных операций при организации индивидуального образовательного маршрута учащихся по физике;
5. разработали методику проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в процессе обучения физике по теме “Поляризация света”.
Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, цель достигнута - изучили подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута на основе выделения уровня сложности заданий по физике. По результатам исследования написана статья “Методика проектирования индивидуального маршрута в процессе обучения физике”
В процессе исследования был сделан вывод: выдвинутая гипотеза, которая гласит, что “уровень успешности обучения учащихся физике можно повысить с помощью проектирования ИОМ на основе выделения уровней сложности заданий по физике и разработке специальной методики их использования”, может быть окончательно подтверждена при дальнейшей работе в рамках данного исследования.
1. Анализ, синтез, аналогия и другие мыслительные операции. URL: https://repetit.ru/blog/articles/analiz-sintez-analogiya-i-drugie-myslitelnye-operacii / (Дата обращения: 02.05.2023).
2. Ахмедов И. Р Традиционное обучение и новые педагогические
технологии как основа современной педагогической системы // Современное образование (Узбекистан). 2014. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-obuchenie-i-novye-pedagogicheskie- tehnologii-kak-osnova-sovremennoy-pedagogicheskoy-sistemy (дата обращения: 05.05.2023);
3. Внедрение технологии развивающего обучения на уроках физики. URL: https://infourok.ru/vnedrenie-tehnologii-razvivayuschego-obucheniya-na-urokah-fi ziki-2240464.html (Дата обращения: 02.05.2023).
4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М.: //Народное образование, 2001 (Дата обращения: 10.05.2023).
5. Давыдова, Л. И. Развивающее обучение в традиционной системе / Л. И. Давыдова. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2008. — № 4 . — С. 10-14. (Дата обращения: 10.05.2023).
6. Использование индивидуальных образовательных маршрутов обучения школьников в процессе изучения физики. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/34792/1/oin_appl_2006_4_019.pdf (Дата обращения: 02.05.2023).
7. Индивидуальный образовательный маршрут ИПР.
URL:https://multiurok.ru/files/individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-ipr.html (Дата обращения: 04.05.2023).
8. Казакова, Л. П. Сравнительная характеристика развития познавательных способностей школьников в различных системах обучения : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казакова Лариса Петровна ; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2014. — 22 c. — Текст : непосредственный. (Дата обращения: 10.05.2023).
9. Конструирование и реализация индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности школьников как средство развития образовательных потребностей в процессе обучения физике URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-konstruirovanie-i -realizatsiya-individualnyh-marshrutov-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkol nikov-kak-sredstvo-razvit (Дата обращения: 02.05.2023).
10. Куцебо, Г. И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение / Г. И. Куцебо. — 2. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 156 c. — Текст : непосредственный. (Дата обращения: 24.04.2023).
11. Львов, Л. В. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория / Л. В. Львов. — Текст : непосредственный // Интеграционные процессы в современном образовании. — Челябинск : Частное образовательное учреждение высшего образования "Международный Институт Дизайна и Сервиса", 2018. — С. 33-37. (Дата обращения: 28.04.2023).
12. Методика изучения темы "Поперечность световых волн. Поляризация света» в школьном курсе физики" URL: https://www.yaneuch.ru/cat_16/metodika-izucheniya-temy-poperechnost-svetovyh/ 482487.3159071.page2.html (Дата обращения: 02.05.2023).
13. Митькина, А. Д. Развивающее обучение: технология проблемного обучения / А. Д. Митькина. — Текст : непосредственный // Гуманитарный трактат. — 2018. —№ 32. — С. 32-33. (Дата обращения: 28.04.2023).
14. Операции мыслительной деятельности. URL: https://studfile.net/preview/3676534/page:13/ (Дата обращения: 08.04.2023).
15. Поляризация света. URL:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/51580-poljarizacija-sveta (Дата обращения: 10.04.2023)...30