ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретическое исследование развития гибкости у обучающихся младших классов, занимающихся в секции тхэквондо 6
1.1 Тхэквондо как вид спорта 6
1.2 Понятия гибкости в теории физической культуры и спорта 11
1.3 Средства и методы развития гибкости у школьников младших классов,
занимающихся в секции тхэквондо 18
2 Организация и методы исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 31
3 Анализ методики развития гибкости у обучающихся младших классов на
занятиях тхэквондо внеурочной деятельности 33
3.1 Методика развития гибкости у обучающихся младших классов на занятиях тхэквондо внеурочной деятельности 33
3.2 Результаты исследования и анализ эффективности разработанной
методики 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
Актуальность. Тхэквондо - это вид корейского боевого искусства. В силу своей доступности, зрелищности и динамичности является одним из наиболее значимых видов боевых искусств, рожденных на Востоке. Популярность тхэквондо (ВТФ) объясняется тем, что оно включено в список олимпийских видов спорта [16].
Характерная особенность тхэквондо - активное использование ног в бою. Для успешного использования техники удара ногами спортсмену необходимо иметь хорошую гибкость мышц не только тазобедренного сустава, но и всего мышечного аппарата.
В теории физической культуры гибкость определяют, как способность суставов выполнять движения с большой амплитудой [46]. Наличие значительной подвижности в суставах позволяет расширить диапазон поражаемых участков тела противника и дает возможность выполнять большее число технических приемов и действий. А также гибкость является одним из лучших средств профилактики травматизма.
Развития гибкости для обучающихся обусловлена тем, что в современных правилах олимпийского тхэквондо за удар по голове противника спортсмену присуждается три балла, а за удар по голове противника с разворота - четыре бала, что диктует особые требования к техническому мастерству, а, следовательно, и к гибкости опорно-двигательного аппарата [39]. Тем самым высокий уровень гибкости позволяет успешно осуществлять в экстремальных условиях соревнований свои технико-тактические навыки и зарабатывать большее количество баллов [22].
Цель исследования: разработать и экспериментальным путем проверить эффективность методики развития гибкости у обучающихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития гибкости для школьников младших классов.
3. Экспериментально проверить эффективность методики развития гибкости обучающихся младших классов во внеурочное время.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс учащихся младших классов.
Предмет исследования: развитие гибкости у обучающихся младших классов, занимающихся в секции тхэквондо во внеурочное время.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение в учебнотренировочный процесс секции тхэквондо во время неурочной деятельности, для школьников младших классов, разработанной нами методики стретчинга с акробатическими элементами, направленной на развитие гибкости во внеурочную деятельность секции тхэквондо, способствует улучшению подвижности в суставах.
Теоретическая значимость: состоит в том, что на основании методической литературы были изучены средства и методы развития гибкости младшего школьного возраста.
Практическая значимость: возможность применения разработанной нами методики развития гибкости на основе стретчинга и акробатических элементов для младших классов в неурочной деятельности секции тхэквондо.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Структура работы: в первой главе нашей работы рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы развития гибкости у обучающихся младших классов на занятиях тхэквондо во время неурочной деятельности. Во второй главе описали организацию исследования и методы, которые использовали. Третья глава раскрывает педагогический эксперимент и его результаты.
1. Тхэквондо - это боевое искусство, которое родилось в Корее. В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества широко-амплитудных, сложно-координационных движений, занятия боевыми искусствами предъявляют повышенные требования к такому физическому качеству, как гибкость. Гибкость имеет большое значение в подготовке обучающихся младших классов на занятиях тхэквондо внеурочной деятельности. Ведь значительная подвижность в суставах позволяет им наносить удары ногами с большой амплитудой и расширять технико-тактический арсенал. А также гибкость является средством профилактики травматизма. В качестве средств развития гибкости используют упражнения на растягивания мышц и связок. Упражнения для развития гибкости разделяются на активные и пассивные. Также к основным видам гибкости относят динамическую гибкость, проявляемую при произвольных движениях самого спортсмена, и статическую гибкость, имеющую место при фиксированных положениях тела.
2. Нами была разработана методика развития гибкости, которая была внедрена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. Она включала комплекс упражнений на растягивания активного и пассивного характера. В основу методики входили упражнения на стретчинг и акробатические элементы.
3. Полученные результаты экспериментального исследования показали преимущество использования методики развития гибкости в тренировочном процессе. В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных упражнениях оказался достоверно ниже, чем в экспериментальной группе. Достоверное улучшение результатов контрольных упражнений в экспериментальной группе по отношению к контрольной свидетельствует об эффективности методики развития гибкости обучающихся младших классов на занятиях тхэквондо внеурочной деятельности.
1. Абзалов, Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов. - Казань, 2013. - 202 с.
2. Арутюнян, А.П. Гибкость и методика ее развития на занятиях по физической культуре в вузе / А.П. Арутюнян // Теоритические и практические проблемы физической культуры и спорта. - Благовещенск, 2015. - С. 76-82
3. Ашкинази С.М., Обвинцев А.А., Бавыкин Е.А., Таймазов А.Б. Результаты экспериментального исследования методики развития специальных физических качеств спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами. / Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. №1, 2016. - С 118-128
4. Бавакин, Е.А. Развитие спортивных видов единоборств / Е.А. Бавакин, Е.Н. Коростелев // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. - Уфа, 2016. - С. 158-160
5. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - 6. - С. 15-20
6. Бос, В. Таэквондо: базовые приемы и техника боя: Пер. с итал. / В. Бос, С.Фаверо, П. Джаннерини. - М, 2006. - 159с.
7. Вишняков, Е.А. Гибкость. Методы и средства ее развития / Е.А. Вишняков // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Оренбург, 2017. - С. 172-174
8. Галухин, Р.М. Направленное развитие гибкости у мальчиков подросткового возраста занимающихся тхэквондо / Р.М. Галухин, С.Е. Белозуб // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании. - Москва, 2016. - С. 66-72
9. Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 433 с.
10. Герман, Е.В. Оздоровление позвоночника и развития гибкости в практике физической культуры / Е.В. Герман, И.В. Павлова, Е.Б. Штучная // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. - Омск, 2014. - С. 442-446
11. Дорофеева, Г.А. Повышения эффективности тренировочного процесса юных тхэквондистов на основе технологии комплексной оценки уровня спортивной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Дорофеева. - Волгоград, 2013. - 24 с.
12. Исмаилова, А.С. Развитие гибкости у детей школьного возраста /
А.С. Исмаилова, А.В. Менхин, Л.А. Новикова // Физическая культура. - 2012. - №1. - С. 72-74
13. Исмаилова, А.С. Средства и особенности методики развития гибкости к спортсменок на этапе начальной специализированной подготовки в художественной гимнастики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.С. Исмаилова. - М., 2013. - 143 с.
14. Калмыков, С.А. Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой / С.А. Калмыков, А.М. Пятахин // Вестник Тамбовского университета. - 2017. - №4. - С. 110-116
15. Ким, С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике / С.Х. Ким. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 272с...50