Введение 4
1 Теоретическое обоснование проблемы координационной подготовки баскетболистов 6
1.1 Основные направления координационной подготовки баскетболистов 6
1.2 Средства и методика развития координационных способностей 9
1.3 Факторы, влияющие на развитие координационных способностей 18
1.4 Координационные особенности баскетболистов разного амплуа 20
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2. Характеристика методов исследования 25
3 Разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности тренировочной программы 29
3.1 Разработка тренировочной программы 29
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 37
Заключение 43
Практические рекомендации 45
Список использованных источников 46
Баскетбол, вид спорта в котором на первый план выходят физические качества, которые в других видах спорта могут быть вовсе не задействованы, либо не так важны. Наличие постоянной борьбы, оказывает влияние на психологическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя разнообразные движения, меняя при этом скорость и направление, человек получает воздействие на анализаторы и системы организма.
Постоянное перемещение и изменение ситуаций в процессе игры заставляет человеческие анализаторы быть постоянно во внимании. Координационные способности - комплексное двигательное качество, уровень которых обусловлен многими факторами.
Основным средством воспитания координационных способностей являются упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. Сложность зависит от заданных условий, такие как время выполнения, динамические параметры, различные сочетания с прыжками, ускорениями. Использование платформ, фитнес мячей также развивает координационные способности. Координационные способности необходимо совершенствовать на протяжении всей игровой карьеры спортсмена- баскетболиста.
Баскетбол - интенсивная игра с резкой сменой условий. Основными качествами, по мнению большинства специалистов (Л.П. Матвеев, В.И. Лях, Е.Р. Яхонтов), являются быстрота и ловкость выполнения приемов и действий.
Мы считаем, что введение программы специализированных упражнений на совершенствование координационных способностей в тренировочную программу студентов баскетболистов, может поспособствовать в совершенствовании технической подготовки и применении их на практике.
Объект исследования: координационные способности студентов баскетболистов.
Предмет исследования: экспериментальная программа совершенствования координационных способностей студентов баскетболистов.
Цель исследования: оценка эффективности программы координационной подготовки студентов баскетболистов.
Гипотеза: предполагается, что выполнение новых сложно координационных упражнений повысит ловкость баскетболистов.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности совершенствования координационных способностей баскетболистов. Определить влияние совершенствования координационных способностей на техническую подготовку в баскетболе.
2) Теоретически обосновать и разработать экспериментальную программу координационной подготовки баскетболистов.
3) Определить эффективность предложенной экспериментальной программы для совершенствования координационных способностей студентов- баскетболистов.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое тестирование;
- методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы работы в деятельности тренеров спортивных школ и других специалистов по баскетболу для совершенствования координационных способностей.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Координационные способности - это умение баскетболиста экономно и эффективно управлять движениями своего тела в совокупности с высоким уровнем развития их специфических видов: к реагированию, перестроению двигательных действий, к динамическому равновесию, к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений при решении психологически-сложных и неожиданных игровых ситуаций, в условиях высокой активности и сопротивления соперников. Необходимо не забывать о развитии и совершенствовании ритмических способностей, так как все действия в игре должны быть в своем ритме. Оптимизация произвольного контроля тела квалифицированных баскетболистов связана с более совершенной системой центральной координации поз и локомоций в ситуативных условиях, способной обеспечить высокий уровень концентрации внимания и фильтрации наиболее ценных афферентных сигналов для формирования внешней и внутренней пространственной схемы тела в зависимости от специфики игровой деятельности, присущей конкретному амплуа спортсмена.
2. Разработанная тренировочная программа для студентов баскетболистов, представляющая собой чередующиеся циклы тренировок и восстановления. Включает в себя тренировочные нагрузки, позволяющие комплексно совершенствовать координационные способности, динамическую устойчивость, специфические для вида спорта «чувства мяча», «чувства подбора». В представленной тренировочной программе, помимо совершенствования координации, осуществляется развитие таких физических качеств, как выносливость, ловкость, гибкость, сила. Большое внимание уделено технической подготовки, броски в движении, с места, с усложнением, моделирование игровых ситуаций, контроль мяча.
3. Эффективность программы доказана, так как результаты тестов, проведенных после эксперимента, достоверно различны (1расч от 2,15 и выше) в экспериментальной группе по сравнению с результатами контрольной группы.
Наибольший прирост в экспериментальной группе - 12,13% в тесте «Челночный бег 3x10», характеризующий пространственную координацию и резкое перемещение тела, в тестах «Бег со сменой направления» и «Передвижение в защитной стойке лицом вперед» изменения практически равны между собой 8,7%, обусловлено это тем, что тесты более сложные.
В контрольной группе произошли изменения, наибольшее изменение в тесте «Бег со сменой направления», прирост 4,2%, наименьший в тесте «Передвижение в защитной стойке лицом вперед» - 2,91%.
Таким образом на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что благодаря разработанной программе упражнений, уровень координационных способностей студентов баскетболистов улучшился. Это свидетельствует об эффективности разработанной нами программы по совершенствованию координационных способностей студентов баскетболистов.
1. Асратян Э.А. Восстановление равновесия при выполнении физических упражнений / Э.А. Асратян // Теория и практика физической культуры, 2001. - № 5. - С. 18-22.
2. Бальсевич, В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 1. - С. 32-37.
3. Белоедов, А.В. Совершенствование специфической активности игровой деятельности спортсменов средствами развития вестибулярного анализатора / А.В. Белоедов // Научное обозрение. - 2017. - №1. - С. 156-159.
4. Бердичевская Е.М. Стабилографическая оценка точности движений квалифицированных баскетболистов разного игрового амплуа [Электронный ресурс] / Е.М. Бердичевская, А. С. Тришин] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - №3. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stabilograficheskaya-otsenka-tochnosti-dvizheniy- kvalifitsirovannyh-basketbolistov-raznogo-igrovogo-amplua(дата обращения: 30.05.2021).
5. Богданов М.Ю. Развитие координационных способностей у юношей, занимающихся баскетболом на этапе начальной подготовки / [Электронный ресурс] Z М.Ю. Богданов, А.А. Рязанов, О. М. Алферов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки Тамбов. - 2018. - №17. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u- yunoshey-zanimayuschihsya-basketbolom-na-etape-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 30.05.2023).
6. Бондарь А.А. Методика совершенствования координационных способностей баскетболистов средствами компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бондарь Александр Александрович; [Место защиты: Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»)]. - Москва, 2011. - 23 с.
7. Бондаревский, Е.Я. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учеб. пособие. - Москва: ГЦОЛИФК, 1981. - 55с.
8. Верхошанский, Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 6. - С. 10- 13.
9. Волков, Н.И. Факторная структура специальной работоспособности баскетболистов/ Н.И. Волков, В.А. Данилов, Ю.И. Смирнов // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 11. - С. 25-32.
10. Воронов, А.В. Методика оценки точных и неточных действий в игровых видах спорта на примере бросков в баскетболе / А.В. Воронов, В.А. Усков // Моделирование спортивной деятельности человека в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): матер. Науч. - практ. конф. - Москва.: Физкультура, образование и наука, 1999. - С. 7-9.
11. Гомельский А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений / А. Я. Гомельский. - Москва: Эсмо, 2015 - 256 с.
12. Гомельский, А.Я Баскетбол. Секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений/ А.Я. Гомельский. - Москва.: Фаир, 1997. - 224 с.
13. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. - Москва.: Гранд, 2003. - 352 с.
14. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
15. Гнусова Т.С. Технология начального обучения студентов вузов броскам мяча по кольцу с дистанции в баскетболе на основе овладения ритмом их выполнения : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Гнусова Татьяна Станиславовна; [Место защиты: Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2007. -147 с...(52)