Введение 4
1 Теоретические аспекты развития координационных способностей 6
1.1 Характеристика координационных способностей 6
1.2 Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста 8
1.3 Средства и методы развития координационных способностей 13
1.4 Особенности развития координационных способностей у горнолыжников начальной группы подготовки 20
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 28
3 Результаты и анализ исследования 31
3.1 Комплекс упражнений экспериментальной группы 31
3.2 Результаты педагогического эксперимента 37
Заключение 43
Список использованных источников 44
Актуальность. Двигательная координация - один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовленности. Поэтому столь важное значение имеет возможность ее объективного измерения и оценки. Вместе с тем координацию не так просто выделить, как самостоятельное двигательное качество и подвергнуть подобным исследованиям.
Младший школьный возраст наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребёнка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия.
Поэтому в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
В младшем школьном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребёнка. Однако, в начале периода эти системы ещё далеки от созревания, сам процесс развития моторики ещё далёк от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.
В горнолыжном спорте, когда борьба на трассе соревнований идет за десятые и сотые доли секунды, высокоразвитая способность координации движений имеет исключительно важное значение, так как малейшая неточность в действиях спортсмена, а тем более падение приводят к потере драгоценного времени.
Координационные способности - одно из главных качеств горнолыжника, поэтому повышение уровня развития координационных способностей помимо физических качеств в младшем школьном возрасте является актуальной задачей тренировочного процесса.
Цель исследования - повышение уровня развития координационных способностей горнолыжников групп начальной подготовки.
Объект исследования - тренировочный процесс горнолыжников групп начальной подготовки.
Предмет исследования - координационные способности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику координационных способностей и закономерности их развития.
2. Проанализировать особенности и закономерности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и в горнолыжном спорте.
3. Разработать экспериментальный комплекс упражнений на основе гимнастических упражнений и подвижных игр для совершенствования координационных способностей горнолыжников групп начальной подготовки и оценить его эффективность.
Гипотеза исследования - применение экспериментального комплекса упражнений на основе гимнастических упражнений и подвижных игр повысит показатели координационных способностей горнолыжников групп начальной подготовки.
1. Рассмотрев характеристику координационных способностей и закономерности их развития, выявлено, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности. Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
2. Проанализировав особенности и закономерности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и в горнолыжном спорте, выявлено, что младший школьный возраст - наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребёнка. В возрасте 7-11 лет выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
При спортивно-технической подготовке с детьми данного возраста нужно широко применять подводящие и имитационные упражнения, учитывать ведущие способности горнолыжного спорта, таких как: скорость реакции, динамическое равновесие, независимая работа ног, «чувство скорости».
3. Данное исследование показало, что применение экспериментального комплекса упражнений для развития координационных способностей горнолыжников групп начальной подготовки эффективно. Это подтверждают результаты тестирования, контрольных и соревновательных стартов. Оценка развития координационных способностей в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной при 5% уровне значимости.
1. Алексеева, Н. Д. Развитие координационных способностей горнолыжников на начальном этапе подготовки / Н. Д. Алексеева, Н. А. Зиновьев, А. Н. Зиновьев, М. Ю. Надыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. - № 9 (187). - С. 7-10.
2. Алексеева, Н. Д. Развитие статокинетической устойчивости у юных горнолыжников / Н. Д. Алексеева, Н. А. Зиновьев, А. Н. Зиновьев, М. Ю. Надыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 9-12.
3. Алексеева, Н. Д. Проблемы детского горнолыжного спорта в России / Н. Д. Алексеева, Н. А. Зиновьев, Н. В. Пелагеич // Инновационные технологии научного развития : сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 103-105.
4. Афанасьев, В. П. Горные лыжи / В. П. Афанасьев - Москва : Физкультура и спорт, 2011. - 78 с.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
7. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
8. Вавилова, Е. Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 9-10 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2017. - с. 34.
9. Васильева, О. Н. Особенности выработки точностного движения у детей 7-9 лет / Васильева О. Н., Леонова Л. А. // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2018. - № 114.- С. 101-105.
10. Влияние физической подготовленности на технические характеристики юных горнолыжников / Н. Д. Алексеева, П. Б. Святченко, А. А. Зиновьев, М. В. Купреев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 15-18.
11. Волков, Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом / Волков Л. В. - М.: Астрель, 2015. - 80 с.
12. Волкова, Л. М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников/ Волков Л. В. - М.: АСТ, 2013. - 220 с.
13. Галиев, В. А. Горнолыжный спорт / Галиев В. А. // Спорт в школе. - 2016. - №27. - С.6-11.
14. Горнолыжный спорт: Учебник для институтов физ. культуры. / Под ред. Лисицкой Т.С. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 342 с.
15. Григорян, Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом. - Киев: Весть, 2016. - 134 с...(50)