Введение 3
1 Теоретические основы применения дидактической игры 6
1.1 Понятие «Дидактическая игра» в научно-методической литературе ... 6
1.2 Анализ педагогического опыта использования дидактических игр на уроках русского языка 13
2. Методические аспекты применения дидактической игры на уроках русского языка в 6 классе 17
2.1 Анализ учебников 17
2.2 Методические рекомендации применения дидактических игр на уроках русского языка в 6 классе 26
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Анкетирование учителей русского языка 57
Игра для детей - это неотъемлемая часть взросления, формирования личности, самовыражение. В ходе игры у ребенка развивается память, внимание, логическое мышление, коммуникативные качества, творческие способности. Ещё К. Д. Ушинский в своих работах писал о том, что игра для ребенка - это мир практической деятельности.
Современная педагогика, исходя из гуманистической парадигмы, рассматривает человека как целостную уникальную личность, развивающуюся в процессе активной самореализации в системе взаимодействия с другими людьми. Один из педагогически эффективных способов развития личности - использование в процессе обучения игровых форм учебно-познавательной деятельности. Игровая форма урока и использование различных элементов игры на уроке способствуют развитию учебно-познавательной деятельности детей, повышают внимание, мобилизуют усилия, направленные на решение проблем, позволяют ребёнку ощутить чувство успеха и поверить в собственные силы.
Цель: описать методику применения дидактических игр на уроках русского языка в 6 классе.
Объект исследования: дидактическая игра на уроках русского языка в 6 классе.
Предмет исследования: методика применения дидактической игры на уроках русского языка в 6 классе.
Задачи:
1. На основе научно-методической литературы представить определения дидактической игры, указать ее принципы, свойства, классификацию.
2. На основе анкетирования дать анализ педагогического опыта применения дидактической игры на уроках русского языка.
3. Проанализировать учебники 6 класса на предмет отражения в них заданий игровой формы.
4. Разработать методические рекомендации по использованию дидактической игры на уроках русского языка в 6 классе.
Теоретический аспект игровой деятельности, а именно: структура, принципы проведения игр, классификация, свойства дидактической игры - рассматриваются в работах С. В. Сидорова, Л. В. Петрановской, A. И. Сорокина. Методические аспекты применения дидактической игры описал Е. В. Клименко.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования методических рекомендаций на основе региональных материалов Красноярского края, на уроках русского языка в 6 классе.
Методическую базу исследования составили работы: B. А. Сухомлинского, К. А. Беляева, И. А. Чепайкиной.
Методы исследования: в период написания выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные и частные методы. При изучении теоретической части нами применялись такие общенаучные методы, как анализ, сравнение, обобщение и описание. Методы анкетирования и статистической обработки результатов были использованы при написании практической части.
Апробация работы. Материалы выпускного исследования были апробированы на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛИП - филиал СФУ) и в виде публикации на тему «Дидактическая игра при изучении фразеологии» на образовательном портале «Знанио».
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 42 наименования.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
1. В данной работе было проанализировано понятие дидактической игры как средство познавательной деятельности школьника. Дидактическа игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
2. Проанализирован педагогический опыт использования дидактических игр на уроках русского языка. Анкетирование показало, что учителя активно используют дидактическую игру на своих уроках. Учителя отметили, что им не хватает времени для подготовки и проработки дидактических игры. Приводятся названия игр, которые учителя чаще всего используют на уроках: «Корректор», «Аукцион», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Лингвистический футбол», «Кто хочет стать миллионером?», Кроссворды, Игры - соревнования, сортировка по категориям, найди пару, викторины, ребусы.
3. Был проведён анализ школьных учебников по русскому языку за 6 класс на наличие дидактических игр: 1) учебник под редакцией А. Д. Шмелёва; 2) учебник под редакцией М. М. Разумовской; 3) учебник под редакцией Т. А. Ладыженской; 4) учебник под редакцией Е. А. Быстровой. Проанализировав учебники, мы пришли к выводу о том, что метод дидактической игры представлен не во всех темах учебника. Большинство упражнений можно с лёгкостью трансформировать в дидактическую игру, добавив элементы структуры дидактической игры.
4. Нами были разработаны методические рекомендации применения дидактических игр на уроках русского языка в 6 классе. Игры составлены на основе регионального компонента. Благодаря разработанным рекомендациям учитель может разнообразить учебный процесс, обучающимся с помощью игры будет легче и интересней проходить учебный материал, что позволит быстрому усваиванию тем и увеличит интерес к изучению русского языка. Были разработаны следующие игры: «Лото», «Домино», «Лингвистический баскетбол», «Шифр». Игры направленны на развитие таких навыков как: коммуникация, творческие способности, логическое мышление, креативность. Методические рекомендации позволят учителям использовать данные упражнения на своих уроках, что облегчит подготовку к урокам.
1. Авилова, Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н. С. Авилова // Молодой ученый. - 2018. - № 4. - С. 218-221.
2. Аксаментова, А. В. Коммуникативные игры, как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка (на примере 5-6 классах) / А. В. Аксаментова, Г. В. Нарыкова // Актуальные вопросы современной науки : Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции.- Томск: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. - С. 131-135.
3. Аксенова, Л. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / Л. К. Аксенова, Э. В. Якубовкая. - Москва : Просвещение, 1991. - ISBN 5-09-003200-9.
4. Астафьев, В. П. Последний поклон : Повесть в рассказах / В. П. Астафьев. - Красноярск : Книжное издательство, 2010. - 800 с. - ISBN 978-5-699-40539-8.
5. Астраханцев, А. Литературная память Красноярья. Список писателей / А. Астраханцев // Централизованная библиотечная система взрослого населения имени А. М. Горького : [сайт]. - 2015. - 14 июля. - URL: https://goo.su/Af3x(дата обращения 27.03.2022).
6. Бабайцева, В. В. Русский язык (5-9) Классификация дидактических игр по русскому языку / В. В. Бабайцева // Линия УМК. - 2018. - 24 сентября URL:https://rosuchebmk.ru/material/klassifikatsiya-didakticheskikh-igr/(aaTa обращения: 11.12.2021).
7. Беляева, К. А. Дидактические игры как средство развития детей / К. А. Беляева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. - Москва : Московский государственный областной университет, 2021. - С. 246-249.
8. Будилин, А. Стихотворение о Красноярском крае / А. Будилин // Российский союз писателей: Стихи.ру, - 2012. URL: https://stihi.ru/2013/06/26/7169(дата обращения: 25.03.2022).
9. Быстрова, Е. А. Русский язык, 6 класс: учебник / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева. - Москва Издательство «Русское слово», 2021. - 216 с. - ISBN 978-5-533-00830-3.
10. Газман, О. С. О понятии детской игры / О. С. Газман // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. — Новосибирск, 1989. - С. 3-10.
11. Гилязиева, Л. Р. Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр / Л. Р. Гилязиева, Г. А. Замалетдинова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком". - 2015. - С. 38-41. - ISBN 978-5-9906-9086-8.
12. Ерашкова, И. Г. Дидактическая игра как средство реализации компетентностного подхода на уроках русского языка / И. Г. Ерашкова // Современные тенденции развития начального и эстетического образования : Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования, Могилев, 28 марта 2019 года. - С. 92-93.
13. Еремеева, О. А. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности на уроках русского языка / О. А. Еремеева // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2020. - № 30. - С. 57-60.
14. Законодательное собрание Красноярского края: Закон о флаге Красноярского края от 27.03.2000 № 10-701 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://zakon.krskstate.ru/flag(дата обращения: 26.03.2022).
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - Москва : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.- ISBN 978-5-98704-442-1...(42)