РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема страхов в психологии 6
1.2. Психологические особенности страхов в подростковом возрасте 17
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Эмпирическое исследование страхов подростков 27
2.2. Паспорт и содержание проекта 30
2.3. Конспект занятий 35
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема страхов в психологии 6
1.2. Психологические особенности страхов в подростковом возрасте 17
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Эмпирическое исследование страхов подростков 27
2.2. Паспорт и содержание проекта 30
2.3. Конспект занятий 35
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Страх как отрицательная эмоция, возникающая у субъекта в ситуациях опасности, неопределенности, новизны, сопровождал человека всегда Менялись его объекты (как в контексте фило-, так и онтогенеза: в ходе эволюции общества в целом и в течение жизни конкретного индивида), специфические формы проявления, варианты нормы и патологии, однако сохранялась важная роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, поскольку именно страх является первым из механизмов инстинкта самосохранения. Поэтому настоящее с его нестабильностью, антигуманностью, общим духовным упадком, проявляющиеся в природных и социальных катаклизмах, войнах, различных девиациях требует от личности высокого уровня эмоционального интеллекта, умение владеть собой при любых обстоятельствах, контролировать свои страхи и эффективно сосуществовать с ними.
Страхи у подростков сопровождаются изменениями в структуре «Я- концепции», которые и являются основой их возникновения. Родители не способны заменить сверстников, для удовлетворения постоянно растущей необходимости общения с ними. В случае недостатка или изоляции подростка от нужных ему коммуникативных связей с кругом общения, ребенок вероятней всего станет нервным, тревожным.
Проблема взаимосвязи самооценки и эмоции страха, особенно в ее социальных проявлениях, является актуальной при изучении адекватного восприятия действительности подростком. Страх провоцирует тревожность, сопровождается неуверенностью, вследствие чего формируется неадекватная самооценка личности.
Цель - разработка программы коррекции страхов подростков.
Объект- страхи.
Предмет- коррекция страхов подростков.
Проектная идея: Программа специально разработанных коррекционных занятий, направленных на кристаллизацию и отреагирование чувства страха, усиление «Я» и повышение уверенности в себе, развитие способности к рефлексии, будет способствовать снижению интенсивности переживаний страха.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Исследовать проблему страхов в психологии.
2. Выявить психологические особенности страхов в подростковом возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование страхов подростков.
4. Определить средства психологической коррекции страха подростков.
5. Разработать программу коррекции страха подростков.
Методы исследования: для решения поставленных задач, применялся комплекс научных методов и методик:
Теоретический метод исследования: анализ научных источников, синтез- соединение ранее изученного материала в единое целое сравнение, классификация, систематизация, проектирование;
Эмпирические методы: опрос, анкетирование, проективные.
Для проведения диагностических мероприятий, была использована следующая методика: диагностика страхов проводилась с помощью опросника «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой.
Теоретико -методологические основания работы составили:
Исследования переживания страха и тревоги в философии (С. Кьеркегор, П. Тиллих, М. Хайдеггер); психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются термины страх и тревога, в том числе у детей и подростков (К. Изард, Р. Мэй, В. Франклн, З. Фрейд, К. Ясперс и др.).
Использовались монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых, в которых подробно раскрываются фундаментальные аспекты понятия страх (П.К. Анохин, В.И. Гарбузов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Л.И. Макадей, Ю.В. Михеева, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, С. Томкинс, Дж. Уотсон, К. Хорни, И.П. Шкуратова, Ю.В. Щербатых и др.).
Практическая значимость состоит:
- в возможности применения разработанной программы в школах и других образовательных учреждениях;
- в дополнительном научно -методическом материале для обогащения лекционных, семинарских и практических занятий по психологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 71 страницу, включая приложения.
Страхи у подростков сопровождаются изменениями в структуре «Я- концепции», которые и являются основой их возникновения. Родители не способны заменить сверстников, для удовлетворения постоянно растущей необходимости общения с ними. В случае недостатка или изоляции подростка от нужных ему коммуникативных связей с кругом общения, ребенок вероятней всего станет нервным, тревожным.
Проблема взаимосвязи самооценки и эмоции страха, особенно в ее социальных проявлениях, является актуальной при изучении адекватного восприятия действительности подростком. Страх провоцирует тревожность, сопровождается неуверенностью, вследствие чего формируется неадекватная самооценка личности.
Цель - разработка программы коррекции страхов подростков.
Объект- страхи.
Предмет- коррекция страхов подростков.
Проектная идея: Программа специально разработанных коррекционных занятий, направленных на кристаллизацию и отреагирование чувства страха, усиление «Я» и повышение уверенности в себе, развитие способности к рефлексии, будет способствовать снижению интенсивности переживаний страха.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Исследовать проблему страхов в психологии.
2. Выявить психологические особенности страхов в подростковом возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование страхов подростков.
4. Определить средства психологической коррекции страха подростков.
5. Разработать программу коррекции страха подростков.
Методы исследования: для решения поставленных задач, применялся комплекс научных методов и методик:
Теоретический метод исследования: анализ научных источников, синтез- соединение ранее изученного материала в единое целое сравнение, классификация, систематизация, проектирование;
Эмпирические методы: опрос, анкетирование, проективные.
Для проведения диагностических мероприятий, была использована следующая методика: диагностика страхов проводилась с помощью опросника «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой.
Теоретико -методологические основания работы составили:
Исследования переживания страха и тревоги в философии (С. Кьеркегор, П. Тиллих, М. Хайдеггер); психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются термины страх и тревога, в том числе у детей и подростков (К. Изард, Р. Мэй, В. Франклн, З. Фрейд, К. Ясперс и др.).
Использовались монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых, в которых подробно раскрываются фундаментальные аспекты понятия страх (П.К. Анохин, В.И. Гарбузов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Л.И. Макадей, Ю.В. Михеева, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, С. Томкинс, Дж. Уотсон, К. Хорни, И.П. Шкуратова, Ю.В. Щербатых и др.).
Практическая значимость состоит:
- в возможности применения разработанной программы в школах и других образовательных учреждениях;
- в дополнительном научно -методическом материале для обогащения лекционных, семинарских и практических занятий по психологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 71 страницу, включая приложения.
Проведенная нами работа, а именно, теоретическое исследование проблемы страхов в психологии, а также разработка проекта коррекционной программы страхов детей подросткового возраста, позволила нам сделать следующие выводы.
Целью данной выпускной квалификационной работы, являлась разработка программы коррекции страхов детей подросткового возраста. Выдвинутая нами проектная идея, позволит обеспечить достижение поставленной цели, мы предполагаем, что разработанная программа коррекции будет способствовать снижению уровня интенсивности страхов подростков.
Для успешной реализации проектной деятельности, нами был определен ряд задач, для решения который потребовалось:
1. Исследовать проблему страхов в психологии.
Анализ литературных источников по проблеме показал, что страх, согласно определению, взятому из краткого психологического словаря, это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности, то есть в первую очередь, данная эмоция выполняет для субъекта сигнальную функцию. Стоит отметить, что не все страхи, которые испытывает человек, могут стать причиной его деструктивного поведения. В частности, это касается, например, страхов перед животными. Но не стоит забывать, что любой страх это стресс для организма, который при определенных раздражителях может повторяться и, как следствие, перерастать в фобию.
2. Выявить психологические особенности страхов в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте увеличивается количество школьных страхов перед экзаменами, мистические страхи, межличностные страхи и страх собственной смерти.
Согласно утверждению А.П. Сергеенковой, «подростковый возраст - это период жизни ребенка между 10-15 годами». Подростковый возраст один из самых важных этапов в развитии психики человека и подготовки ее к жизни. Этот этап характеризуется следующими специфическими новообразованиями: чувство взрослости, потребность в самоутверждении. Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.
В психолого-педагогической литературе относительно подробно охарактеризованы виды подростковых страхов (природные, социальные, ситуативные, личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, обычные, естественные, патологические) возрастные, невротические.
3. Определить средства психологической коррекции страха подростков.
Благодаря анализу научной литературы и методических материалов, были подобраны такие технологии психокоррекционной работы с подростками как: арт-терапия, визуализация, ролевая игра, концентрация, релаксация.
4. Разработать проект программы коррекции страха подростков.
С помощью определенных ранее средств и методов коррекции была разработана программа, нацененная на преодоление страхов у подростков.
Для достижения цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. создать специальные педагогические и социально -психологические условия, позволяющие осуществлять коррекционную программу, разработанную для подростков с повышенным уровнем страха;
2. способствовать кристаллизации и отреагированию чувства страха подростками и осуществлению контроля над объектом страха;
3. усилить «Я» подростка, т.е. повысить уверенность в себе у подростков;
4. способствовать развитию у подростков способности к рефлексии. Практическая значимость проекта состоит:
- в возможности применения разработанной программы в школах и других образовательных учреждениях;
- в дополнительном научно -методическом материале для обогащения лекционных, семинарских и практических занятий по психологии и клинической психологии.
Тема данного исследования интересна тем, что она всегда будет актуальна и динамична, что говорит о необходимости более подробно и детально изучить эту проблему, а также уделить внимание совершенствованию программы и апробировании ее в перспективе.
Целью данной выпускной квалификационной работы, являлась разработка программы коррекции страхов детей подросткового возраста. Выдвинутая нами проектная идея, позволит обеспечить достижение поставленной цели, мы предполагаем, что разработанная программа коррекции будет способствовать снижению уровня интенсивности страхов подростков.
Для успешной реализации проектной деятельности, нами был определен ряд задач, для решения который потребовалось:
1. Исследовать проблему страхов в психологии.
Анализ литературных источников по проблеме показал, что страх, согласно определению, взятому из краткого психологического словаря, это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности, то есть в первую очередь, данная эмоция выполняет для субъекта сигнальную функцию. Стоит отметить, что не все страхи, которые испытывает человек, могут стать причиной его деструктивного поведения. В частности, это касается, например, страхов перед животными. Но не стоит забывать, что любой страх это стресс для организма, который при определенных раздражителях может повторяться и, как следствие, перерастать в фобию.
2. Выявить психологические особенности страхов в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте увеличивается количество школьных страхов перед экзаменами, мистические страхи, межличностные страхи и страх собственной смерти.
Согласно утверждению А.П. Сергеенковой, «подростковый возраст - это период жизни ребенка между 10-15 годами». Подростковый возраст один из самых важных этапов в развитии психики человека и подготовки ее к жизни. Этот этап характеризуется следующими специфическими новообразованиями: чувство взрослости, потребность в самоутверждении. Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.
В психолого-педагогической литературе относительно подробно охарактеризованы виды подростковых страхов (природные, социальные, ситуативные, личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, обычные, естественные, патологические) возрастные, невротические.
3. Определить средства психологической коррекции страха подростков.
Благодаря анализу научной литературы и методических материалов, были подобраны такие технологии психокоррекционной работы с подростками как: арт-терапия, визуализация, ролевая игра, концентрация, релаксация.
4. Разработать проект программы коррекции страха подростков.
С помощью определенных ранее средств и методов коррекции была разработана программа, нацененная на преодоление страхов у подростков.
Для достижения цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. создать специальные педагогические и социально -психологические условия, позволяющие осуществлять коррекционную программу, разработанную для подростков с повышенным уровнем страха;
2. способствовать кристаллизации и отреагированию чувства страха подростками и осуществлению контроля над объектом страха;
3. усилить «Я» подростка, т.е. повысить уверенность в себе у подростков;
4. способствовать развитию у подростков способности к рефлексии. Практическая значимость проекта состоит:
- в возможности применения разработанной программы в школах и других образовательных учреждениях;
- в дополнительном научно -методическом материале для обогащения лекционных, семинарских и практических занятий по психологии и клинической психологии.
Тема данного исследования интересна тем, что она всегда будет актуальна и динамична, что говорит о необходимости более подробно и детально изучить эту проблему, а также уделить внимание совершенствованию программы и апробировании ее в перспективе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - «Специфика страхов детей дошкольного возраста из семей мигрантов»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Специфика страхов детей дошкольного возраста из семей мигрантов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Исследование психологических средств коррекции страхов у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция страхов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Сказкотерапия как средство коррекции страхов в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023



