ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема страхов в психологии 6
1.2. Психологические особенности страхов в подростковом возрасте 17
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Эмпирическое исследование страхов подростков 27
2.2. Паспорт и содержание проекта 30
2.3. Конспект занятий 35
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Страх как отрицательная эмоция, возникающая у субъекта в ситуациях опасности, неопределенности, новизны, сопровождал человека всегда Менялись его объекты (как в контексте фило-, так и онтогенеза: в ходе эволюции общества в целом и в течение жизни конкретного индивида), специфические формы проявления, варианты нормы и патологии, однако сохранялась важная роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, поскольку именно страх является первым из механизмов инстинкта самосохранения. Поэтому настоящее с его нестабильностью, антигуманностью, общим духовным упадком, проявляющиеся в природных и социальных катаклизмах, войнах, различных девиациях требует от личности высокого уровня эмоционального интеллекта, умение владеть собой при любых обстоятельствах, контролировать свои страхи и эффективно сосуществовать с ними.
Страхи у подростков сопровождаются изменениями в структуре «Я- концепции», которые и являются основой их возникновения. Родители не способны заменить сверстников, для удовлетворения постоянно растущей необходимости общения с ними. В случае недостатка или изоляции подростка от нужных ему коммуникативных связей с кругом общения, ребенок вероятней всего станет нервным, тревожным.
Проблема взаимосвязи самооценки и эмоции страха, особенно в ее социальных проявлениях, является актуальной при изучении адекватного восприятия действительности подростком. Страх провоцирует тревожность, сопровождается неуверенностью, вследствие чего формируется неадекватная самооценка личности.
Цель - разработка программы коррекции страхов подростков.
Объект- страхи.
Предмет- коррекция страхов подростков.
Проектная идея: Программа специально разработанных коррекционных занятий, направленных на кристаллизацию и отреагирование чувства страха, усиление «Я» и повышение уверенности в себе, развитие способности к рефлексии, будет способствовать снижению интенсивности переживаний страха.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Исследовать проблему страхов в психологии.
2. Выявить психологические особенности страхов в подростковом возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование страхов подростков.
4. Определить средства психологической коррекции страха подростков.
5. Разработать программу коррекции страха подростков.
Методы исследования: для решения поставленных задач, применялся комплекс научных методов и методик:
Теоретический метод исследования: анализ научных источников, синтез- соединение ранее изученного материала в единое целое сравнение, классификация, систематизация, проектирование;
Эмпирические методы: опрос, анкетирование, проективные.
Для проведения диагностических мероприятий, была использована следующая методика: диагностика страхов проводилась с помощью опросника «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой.
Теоретико -методологические основания работы составили:
Исследования переживания страха и тревоги в философии (С. Кьеркегор, П. Тиллих, М. Хайдеггер); психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются термины страх и тревога, в том числе у детей и подростков (К. Изард, Р. Мэй, В. Франклн, З. Фрейд, К. Ясперс и др.).
Использовались монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых, в которых подробно раскрываются фундаментальные аспекты понятия страх (П.К. Анохин, В.И. Гарбузов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Л.И. Макадей, Ю.В. Михеева, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, С. Томкинс, Дж. Уотсон, К. Хорни, И.П. Шкуратова, Ю.В. Щербатых и др.).
Практическая значимость состоит:
- в возможности применения разработанной программы в школах и других образовательных учреждениях;
- в дополнительном научно -методическом материале для обогащения лекционных, семинарских и практических занятий по психологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 71 страницу, включая приложения.
Проведенная нами работа, а именно, теоретическое исследование проблемы страхов в психологии, а также разработка проекта коррекционной программы страхов детей подросткового возраста, позволила нам сделать следующие выводы.
Целью данной выпускной квалификационной работы, являлась разработка программы коррекции страхов детей подросткового возраста. Выдвинутая нами проектная идея, позволит обеспечить достижение поставленной цели, мы предполагаем, что разработанная программа коррекции будет способствовать снижению уровня интенсивности страхов подростков.
Для успешной реализации проектной деятельности, нами был определен ряд задач, для решения который потребовалось:
1. Исследовать проблему страхов в психологии.
Анализ литературных источников по проблеме показал, что страх, согласно определению, взятому из краткого психологического словаря, это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности, то есть в первую очередь, данная эмоция выполняет для субъекта сигнальную функцию. Стоит отметить, что не все страхи, которые испытывает человек, могут стать причиной его деструктивного поведения. В частности, это касается, например, страхов перед животными. Но не стоит забывать, что любой страх это стресс для организма, который при определенных раздражителях может повторяться и, как следствие, перерастать в фобию.
2. Выявить психологические особенности страхов в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте увеличивается количество школьных страхов перед экзаменами, мистические страхи, межличностные страхи и страх собственной смерти.
Согласно утверждению А.П. Сергеенковой, «подростковый возраст - это период жизни ребенка между 10-15 годами». Подростковый возраст один из самых важных этапов в развитии психики человека и подготовки ее к жизни. Этот этап характеризуется следующими специфическими новообразованиями: чувство взрослости, потребность в самоутверждении. Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.
В психолого-педагогической литературе относительно подробно охарактеризованы виды подростковых страхов (природные, социальные, ситуативные, личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, обычные, естественные, патологические) возрастные, невротические.
3. Определить средства психологической коррекции страха подростков.
Благодаря анализу научной литературы и методических материалов, были подобраны такие технологии психокоррекционной работы с подростками как: арт-терапия, визуализация, ролевая игра, концентрация, релаксация.
4. Разработать проект программы коррекции страха подростков.
С помощью определенных ранее средств и методов коррекции была разработана программа, нацененная на преодоление страхов у подростков.
Для достижения цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. создать специальные педагогические и социально -психологические условия, позволяющие осуществлять коррекционную программу, разработанную для подростков с повышенным уровнем страха;
2. способствовать кристаллизации и отреагированию чувства страха подростками и осуществлению контроля над объектом страха;
3. усилить «Я» подростка, т.е. повысить уверенность в себе у подростков;
4. способствовать развитию у подростков способности к рефлексии. Практическая значимость проекта состоит:
- в возможности применения разработанной программы в школах и других образовательных учреждениях;
- в дополнительном научно -методическом материале для обогащения лекционных, семинарских и практических занятий по психологии и клинической психологии.
Тема данного исследования интересна тем, что она всегда будет актуальна и динамична, что говорит о необходимости более подробно и детально изучить эту проблему, а также уделить внимание совершенствованию программы и апробировании ее в перспективе.
1. Абакумова Т. В. Классификация основных видов страха современного общества. Социальная психология: диалог. СПб., 2002. С. 133-140.
2. Акопян Л.С. Новый подход к классификации страхов // Известия
Самарского научного центра Российской академии наук, 2009. №11. С. 1472-1475.
3. Андрусенко В. А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск: Урал, 2012. 168 с.
4. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология, 1998. №1. 18 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: «МОДЭК», 2009. 352 с.
6. Буйвич О. В. Подростковые страхи [Электронный ресурс] // Психотерапия и психологическое консультирование: сетевой журн., 2011-2012.
URL: http://www.souldoc.ru/psihoterapiya/podrostkovaya/podrostkowie-
strahi.html(дата обращения: 24.05.2018).
7. Ворошилова Д.И. Формирования национального самосознания в старшем дошкольном возрасте в национальных играх: Дис. ... м-ра психол. пед. наук. Красноярск, 2018. 5 с.
8. Головина А.Г. Школьная фобия в структуре социофобических феноменов у подростков // Вестник РУДН. Серия: Медицина, 2009. №4. С.666-670.
9. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. СПб.: Питер, 2007. 176 с.
10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 655 с.
11. Джемс У., Джемс В. Психология / под ред. Л.А. Петровской. М., 2011. 368 с.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб.: «Издательство Союз», 2000. 448 с.
13. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 2006. 112 с.
14. Зубенко Н. Ю. Диагностика сформированности ценностных ориентаций личности подростков. Педагогические науки, 2009. №5. С. 15-16.
15. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2000. 464 с.
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. С. 98-100.
17. Кадачиева Х.М., Омарова П.М. Концептуальный анализ страха в английском и даргинском языках // Вопросы когнитивной лингвистики, 2010. №4(25). С.69-74.
18. Карварский Б.Д. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб., 2003. 864 с.
19. Кемпинский А. Психопатология неврозов // Варшава, 1975. 400 с.
20. Ковалевская А. А. Метода исследования страхов детей младшего школьного возраста. Проблемы современной психологии, 2012. №15. С. 23-26.
21. Краткий психологический словарь / ред. -составитель Л. А. Карпенко. 2-е изд., Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 1998. 236 с.
22. Кривонос Г.А. Что есть страх? [Электронный ресурс]. Психология и психиатрия, 2016. URL: http://www.sevpsiport. com/psistatii/381-chto-takoe- strah-tri-osnovnie-vida-straha (дата обращения: 14.08.2018).
23. Кондаш О. Волнения: страх перед испытанием. Советская школа. М., 1981.
24. Кузнецова Е.Н. Причины возникновения страхов [Электронный ресурс].
Е.Н. Кузнецова, 2018. URL:
http ://www. superinf, ru/view helpstud. php ?id=4067 (дата обращения:
03.06.2018).
25. Кэррол Э. Изард К. Э. Психология эмоций / перев. с англ. СПб., 1999. 464 с.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. 390 с.
27. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: Международная пед. академия, 1994. 365с.
28. Овчарова Р. В. Практическая психология. М.: Сфера, 1996. 337 с.
29. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Издательство ГНОМиД, 2000. 160 с.
30. Подростковые страхи [Электронный ресурс] URL:
http ://www. tvoyformat. org/artic le/podro stkovyestrakhi/ (дата обращения:
03.07.2018).
31. Приснякова Л. М. Нестационарная психология. М., 2001. 256 с.
32. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование, 2012. №2.
33. Психология подростка: [учебник] / под редакцией чл. -корр. РАО А.А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 112-115.
34. Риман Ф. Основные формы страха. /перев. с нем. Э. Л. Гушанский. М.: Алейтейа, 2008. 336 с.
35. Селье Г. Стресс без дистресса. / перев. И. Хорол, Александр Лук. М.: Прогресс, 1982.
36. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2013. №2. С.42-51.
37. Симаченко И.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и подростковых страхов // Северо-Кавказский психологический вестник, 2012. №10/3. С.49-52.
38. Сокальский Э. А. Юность - время пробы творческих сил и стартов в будущее // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и Психология, 2013. №2. С. 97-108.
39. Тисленко О. С. Страхи подростков // Психология, 2016. №7. С. 31-48.
40. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. теоретические проблемы педагогики / под ред. А. И. Пискунова [и др.]. М., 1974. 584 с.
41. Францева В. О. Особенности социально-психологического и физического развития детей раннего подросткового возраста (11-13 лет) // Медицинский вестник Северного Кавказа, 2011. №2. С.64-66.
42. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции по вступлению в психоанализ с новыми выводами. Киев: Библиогр основы, 1998. 709 с.
43. Шутова Л.В. Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте // Известия ТРТУ. Тематический выпуск, 2005. №III. С. 146-151.
44. Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия. Серия «Психология общения». М.: Изд-во Эксмо, 2005. 512 с.
45. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю. И. Фролов. М.: РПА, 1997. С. 313-320.
46. Martin Jelinek. Fears in Adolescence // PS IHOLOGIJSKE TEME 18, 2009. №1. P. 21-36.
47. Trivedi J. K., Gupta P. K. An overview of Indian research in anxiety disorders. Indian J Psychiatry // Suppl 1, 2010. P. 8-210.
48. Karande S., Gogtay N. J., Bala N., Sant H., Thakkar A., Sholapurwala R. Anxiety symptoms in regular school students in Mumbai city, India // J Postgrad Med, 2018. P. 7-92.