ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические основы дифференцированного обучения школьников 11
1.1. Понятие дифференцированного обучения 11
1.2 Технологии дифференцированного обучения 15
1.3 Современные модели мониторинга знаний учащихся 19
Глава 2. Применение дифференцированных заданий в процессе обучения русскому языку в средней школе 25
2.1. Анализ педагогического опыта дифференцированного обучения русскому
языку в средней школе 25
2.2. Задания по русскому языку с использованием дифференцированного
подхода 30
2.3. Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Повторение и обобщение.
Глагол» 33
2.4 Проверка эффективности дифференцированного подхода к обучению
русскому языку 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
Повышение качества образования всегда было и остаётся одной из самых важных проблем современного общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования 2023 года прописаны требования к результатам образовательной программы. Для освоения этой программы существует ряд условий, но мы акцентируем внимание в нашей работе на двух из них: равные возможности получения качественного среднего образования и создание условий для развития и самореализации учащихся с учётом всех индивидуальных особенностей. Вследствие модернизации образовательного процесса произошла переориентировка в оценке его результатов. В итоге понятие «образованность» сменилось на понятие «компетенция», то есть способность применять знания и умения на практике для решения задач разного рода.
Русский язык как учебный предмет является одним из базовых, то есть основных, предметов в системе образования. Благодаря успешному овладению всеми компетенциями русского языка (речевой (письмо, чтение, говорение и аудирование), лингвистической (фонологическая, лексическая и грамматическая)) ученики смогут более эффективно осваивать и другие предметы. Учитель обязан формировать такую универсальную систему знаний. При этом необходимо создавать такие условия для обучающихся, чтобы они приобретали личный опыт в результате самостоятельной познавательной деятельности. В преподавании русского языка имеет важное значение развитие интереса к предмету у всего класса. Дифференцированный подход к обучению предполагает использование разных форм работы для проведения урока, что, в свою очередь, позволяет каждому ученику участвовать в решении поставленных учителем задач. То есть все учащиеся вовлечены в образовательный процесс, что позволяет повысить уровень заинтересованности у всего класса. Здесь стоит отметить, что процесс овладения русским языком является очень сложным и требует от обучающихся развития абстрактно-логического и теоретического мышления. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что у каждого ученика должна быть возможность реализовать себя для того, чтобы он являлся подлинным субъектом обучения. Если педагогу на уроках русского языка удаётся достичь этой цели, то можно говорить об успешной реализации взаимоотношений учитель-ученик (объектно-субъектные). В таком случае ученик, занимая позицию субъекта обучения, осуществляет самоорганизацию. Важным аспектом в реализации такого плана будет выявление индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимость учитывать такие черты заключается в том, что учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Правильное применение дифференцированного подхода поможет повысить эффективность обучения, развить способности и сформировать творческий интеллект у учеников. Качественное усвоение материала, формирование самостоятельного мышления и готовность к творческой деятельности является одной из важнейших задач школы. В современном образовании все больше внимания уделяется индивидуальным потребностям учеников, что отражается в использовании дифференцированного подхода к обучению. Русский язык, будучи одним из ключевых предметов в школьной программе, также требует применения разнообразных методов обучения.
Дифференцированный подход к обучению русскому языку в средней школе предполагает индивидуальную перестройку учебного процесса под потребности и способности каждого ученика. Этот подход отличается от традиционного метода обучения, при котором все ученики изучают один и тот же материал в одном и том же темпе. «Сущность дифференцированного подхода заключается в том, что учителя проводят диагностику уровня знаний и способностей каждого ученика, а затем создают индивидуальные учебные планы и задания для них» [Осмоловская 2005:15]. Такой подход позволяет ученикам развиваться в индивидуальном темпе, пользоваться своими сильными сторонами и совершенствовать слабые. Дифференцированный подход к обучению русскому языку в средней школе способствует более эффективному усвоению знаний, повышает мотивацию учеников, учит развивать критическое мышление и самостоятельность [Осмоловская 2005], а также способствует созданию благоприятной образовательной среды, где каждый ученик чувствует поддержку и может видеть свой личный результат работы.
Дифференцированный подход к обучению даёт возможность работать по одной программе, но учащиеся делятся на группы в зависимости от критериев. Принцип дифференциации учащихся выбирает непосредственно учитель, зачастую эти группы формируются исходя из степени овладения компетенциями по предмету. Это позволит выявить более способных учеников, которые овладели предметом на высоком уровне, и тех, кто испытывает затруднения, сложности в освоении темы или блока тем. После этого этапа учитель сможет создать благоприятные условия для каждого ученика. Это очень важно для эффективного процесса обучения. Дифференциация является ключевой концепцией в образовании. Она направлена на адаптацию обучения к различным потребностям учащихся, в свою очередь, этот аспект является требованием ФГОС к современным школам [ФГОС 2022]. С течением времени классы становятся все более разнообразными по своему составу, вследствие чего педагоги начали осознавать важность внедрения дифференциации, чтобы дать всем ученикам возможность учиться , добиваться успеха и иметь знания по предметам на должном уровне. Этот педагогический подход к обучению позволяет учитывать способности, увлечения и предпочтения учеников в обучении, а также стремится предоставить каждому ученику необходимые материалы и возможности для достижения поставленных перед ним целей. Дифференциация базируется на понимании того, что учащиеся это не единая, однородная группа. Наоборот, «каждый учащийся обладает своим личным опыт и способностями, которые как раз и влияют на то, как он усваивает полученную информацию» [Чуприкова 2004:42]. Из этого можно сделать вывод, что дифференциация ставит перед собой задачу отойти от традиционных методов обучения. Традиционные методы предполагают единый темп, стиль обучения и подобранный материал для всех учеников. Чтобы добиться должной дифференциации, учителя используют различные приёмы. Эти приёмы включают в себя следующее: изменение плана урока, чтобы предложить несколько вариантов для понимания материала, изменение темпа обучения, чтобы каждый ученик мог работать с подходящей ему скоростью, а также различные виды оценки для более корректного определения индивидуального прогресса ученика [Чуприкова 2004]. Такой индивидуальный подход позволяет учителям удовлетворять особые образовательные потребности, будь то предоставление инновационных технологий для аудио и визуального сопровождения или оказание дополнительной поддержки тем, кто в ней нуждается. Более того, дифференциация распространяется и на общую среду класса, адаптируя физические и социальные аспекты для создания более благоприятной обстановки.
«По своей сути дифференциация несёт в себе идею о том, что образование должно быть гибким процессом, который развивается и реагирует на потребности учащихся» [Рябухина 2009:30]. Дифференцированный подход к обучению не является традиционным, в своей специфике он уходит от жесткой структуры классического преподавания и обучения, выступая за более динамичный, ориентированный на ученика подход. Благодаря его применению педагоги получают больше возможностей для формирования культуры всестороннего развития, равенства и высокой успеваемости, обеспечивая каждому ученику не только участие в обучении, но и возможность открыть в себе новые сильные стороны. Современный класс - это мозаика индивидуальных историй и культурных особенностей, что делает необходимость дифференциации актуальной как никогда ранее. Развивающаяся динамика сегодняшнего образовательного процесса требует отхода от традиционных методик обучения, которые часто остаются в стороне от особых потребностей отдельных учеников. По мере того, как контингент учащихся становится все более разнообразным, недостатки универсального, классического подхода к обучению становятся все более очевидными. Это подчеркивает необходимость в образовательных методах, которые предлагают большое количество различных форм и подходов, с помощью которых учащиеся получают и усваивают информацию.
Эта актуальная потребность обусловлена не только разнообразием, присущим школьному контингенту, но и быстрыми изменениями в обществе и технологическом пространстве, которые влияют на ожидаемые результаты образования. Сегодня учащиеся готовятся к будущему в мире, где ценятся креативность, критическое мышление и способность к быстрой адаптации - навыки, которые лучше всего развиваются в процессе персонализированного (индивидуального) обучения. Кроме того, набор учащихся с особыми образовательными потребностями в обычные классы создает ещё один уровень сложности, требуя от педагогов мастерства в использовании широкого спектра учебных стратегий для работы с этой разнообразной группой учащихся.
В ответ на все эти сложности современный класс должен превратиться в динамичную учебную среду, где обучение не просто ведется по учебному плану, а направлено на вовлечение каждого ученика на его уровне понимания и интереса. Этот шаг требует создания образовательной системы, в которой дифференциация является не редкостью, а фундаментальным компонентом повседневной практики преподавания. Поставленная задача является очевидной: создать в классе атмосферу, которая признает и уважает индивидуальные различия, тем самым давая возможность каждому ученику полностью раскрыть свой потенциал. Эта задача, хотя и требует больших усилий, необходима для создания более комплексной, сбалансированной и эффективной системы образования, способной удовлетворить потребности всех учащихся в быстро меняющемся мире. По мнению И. М. Осмоловской, «практически те или иные формы дифференцированного обучения присутствуют в каждой школе. У учителей накоплен определенный опыт организации дифференцированного обучения и существует определенное отношение к различным ее формам» [Осмоловская 1998:43]. К теме дифференцированного обучения обращается также В.В. Фирсов, Н.Г. Уткина, Ю.А. Иванов и другие.
Сотрудничество между учителями также играет решающую роль в преодолении этих проблем и достижения прекрасных результатов. В сети интернет существуют сайты, которые позволяют обмениваться стратегиями, материалами и разработками, что делает процесс внедрения дифференциации менее сложным. Совместная работа может привести к созданию общих материалов, облегчая нагрузку на учителей.
Актуальность исследования определяется значимостью дифференцированного подхода при обучении русскому языку, так как целью дифференцированного подхода является: приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся, обеспечить познание предмета на максимальном уровне успешности для каждого ученика.
Новизна ВКР состоит в определении особенностей и критериев дифференцированного подхода, соответствующих современной системе образования.
Объект исследования - дифференцированный подход к обучению русскому языку в средней школе.
Предмет исследования - средства и способы применения дифференцированного подхода при обучении русскому языку в средней школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дифференцированных заданий в процессе обучения учеников средней школы русскому языку.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятие «дифференцированный подход».
2. Рассмотреть способы организации дифференцированного подхода.
3. Изучить методические материалы по теме исследования.
4. Описать приёмы и методы для определения уровня знаний учащихся.
5. Описать виды заданий, используемых при дифференцированном обучении.
6. Провести диагностику уровня знаний учащихся.
7. Оценить эффективность используемых способов.
8. Описать критерии оценки эффективности применения дифференцированного подхода.
Гипотеза исследования: систематическое использование дифференцированного подхода на уроках русского языка в средней школе способствует более эффективному усвоению материала и улучшению качества образования.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение, сбор и анализ данных успеваемости учащихся, сравнение.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по теме дифференциации учеников и применении дифференцированного подхода к обучению.
Практическая значимость работы в сфере образования состоит в том, что разработанные нами дифференцированные задания могут быть использованы учителями средней школы в процессе обучения русскому языку для улучшения успеваемости учащихся.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи. Также во введении даётся краткий обзор работ по теме исследования, выделяются приёмы и методы, позволяющие достичь поставленных целей. Первая глава освещает теоретические основы дифференцированного обучения русскому языку. Вторая глава посвящена методам и анализу успеваемости учащихся средней школы, также глава включает конспект урока с использованием дифференцированного подхода, в ней представлен ход и результаты работы. Заключение содержит в себе итоги работы и выводы по изученным теоретическим источникам. Список литературы содержит 40 источников. Также ВКР содержит 2 приложения.
Уровневая дифференциация - это педагогическая технология, которая позволяет ученикам одного класса, изучающим одну программу по одному учебнику, усваивать материал на разных уровнях. При этом формирование умений и навыков происходит путем постепенного перехода из одного уровня в другой. Концепция уровневой дифференциации базируется на трудах В.В. Фирсова, который определил технологию уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения. Согласно этой технологии, учебный материал распределяется по трем уровням: первый уровень (базовый) - обязательные знания и умения, которые должны усвоить все ученики; второй уровень (продвинутый или осложнённый) - материал, расширяющий знания и навыки, полученные на первом уровне; третий уровень (углублённый) - задания, требующие применения полученных знаний в новой ситуации, решения нестандартных задач.
Для эффективной реализации уровневой дифференциации был проведен анализ опыта учителей средней школы, которые уже применяют эту технологию. Нами было установлено, что, уровневая дифференциация применима к различным темам в средней школе. Для внедрения уровневой дифференциации по теме "Глагол" были выделены три уровня подготовки учащихся: базовый уровень, осложнённый и углублённый. В ходе реализации уровневой дифференциации отмечалось: повышение мотивации учеников к обучению, улучшение качества усвоения материала, развитие творческих способностей учеников. Уровневая дифференциация является эффективной педагогической технологией, позволяющей индивидуализировать обучение и обеспечивать развитие каждого ученика в соответствии с его возможностями. Анализ опыта учителей и практическая реализация данной технологии подтверждают ее перспективность в средней школе.
Дифференцированный подход на уроках русского языка способствует подготовке учеников разного уровня к изучению нового материала и устранению пробелов в уже полученных знаниях. Для талантливых учеников такой метод также эффективен, поскольку требует использования своих умственных возможностей, что, в свою очередь, позволяет учителю поддерживать интерес учеников к предмету. Естественно, как и всякая другая методика обучения, дифференцированный подход имеет свои плюсы и минусы. К положительным результатам этой работы можно отнести тот факт, что каждый обучающийся усваивает материал на своем уровне знаний. Однако, для эффективной реализации такого подхода от учителя требуется ответственное отношение к работе, значительное количество времени, постоянное наблюдение за учениками и детальный анализ результатов для последующей дифференциации. Этот вид работы включает в себя составление учебных заданий, выбор наиболее информативного дидактического материала и работу с несколькими группами учащихся. Результаты такой значительной работы проявляются уже через короткий промежуток времени, вызывая у учеников интерес к предмету и способствуя повышению их мотивации к учебе.
В заключение хотелось бы отметить, что в учебном процессе чаще всего учитываются «средние» ученики. Этот подход создает ряд проблем разного рода, таких как потеря мотивации, снижение успеваемости учащихся и т. д. На уроках активно работает лишь небольшая группа обучающихся, в то время как для остальных задачи оказываются слишком простыми и однообразными, либо наоборот, сложными и непонятными. Избежать подобных проблем на уроках помогает дифференцированный подход к обучению, который способен помочь каждому ученику в самореализации. Подобный подход создаёт учебную среду, способствующую комфортному обучению, что является важным элементом образовательного процесса.
Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка способствует становлению учебной деятельности детей. Освоив её, каждый ученик начинает её совершенствовать, что направляет развитие их интеллектуальных способностей. Таким образом, перед педагогом стоит задача воплощения идеи развивающего обучения.
1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 2002. - 80с.
2. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения. - Челябинск: Перемена, 2007. - 174с.
3. Алиев Н.Н. Дифференцированное обучение русскому языку / Н.Н. Алиев. - М.: Просвещение, 2000. - 80 с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону., 1999. - 416с.
5. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И.Т. Бутузов. - М., 2000 - 134с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1991. - 671с.
7. Горянова С.Н. Дифференцированный подход при составлении домашних заданий для учеников, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4480(Дата обращения: 14.02.2024)
8. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое пособие. / Сост. Л.К. Иванова. - Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000. - 170с.
9. Джексембекова М.И. Основные тенденции теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения // Образование. - 2014 - № 4 - С.118-121.
10. Журова, Л.Е. Беседы с учителем / Л.Е. Журова. - М.: Просвещение, 2015. - 54 с.
11. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2010. - 256с.
12. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение//Дифференциация как система. - М.: Наука, 2006. - 324с.
13. Кирсанов, А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении / М: Просвещение, 2005. - C. 298-300.
14. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Н.П. Локалова. - Москва: Ось-89, 2005. - 96с.
15. Львова С.И. Современный учебник русского языка как основа формирования метапредметных умений и навыков, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian.sfpgu.ru/files/lvova.pdf(Дата обращения: 28.09.23)
16. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе. Под ред. Монахова В. М., Орлова В. А. - М., 1990. - 248с.
17. Матвеев А.В. Уровневая дифференциация как условие самореализации подростков в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ярославль, 2001 - 217 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.dslib.net/html(Дата обращения: 23.10.23)
18. Мерлин B.C., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика, 1967. - 234с.
19. Назарова Е.В. Как конструируются разноуровневые задания, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://goo.su/vz45hTR(Дата обращения: 28.09.23)
20. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002. - 134с.
21. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.; Институт практической психологии, Воронеж, «Модек», 2005 - 148с.
22. Основы дифференциации преподавания и обучения в современной школе:
учебное пособие / Утегенова Б.М., Смаглий Т.И., Онищенко Е.А. - Костанай: КГПИ. - 2017 - 98 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://goo.su/uPPsN(Дата обращения: 10.01.24)
23. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования: история и современность. - М.: Просвещение, 2003. - 82 с.
24. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учебно - метод. Пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.И. Артеменок [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. - Минск: БГПУ, 2012. - 516с.
25. Пирогов Н. И. Школа и жизнь. Избранные педагогические произведения.
М., 1853 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pedagogic.ru/books/item/fO0/s00/z0000052/st048.shtml(Дата обращения: 11.01.24)
26. Природа ребёнка и свободное воспитание. Развитие личности ребёнка (по трудам Ж.-Ж. Руссо); [Сост.: А.Н. Джуринский]. - М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. - 224с.
27. Русский язык: 6 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. Учебник. Разумовская М. М, Львова С. И, Львов В. В, Капинос В. И, Соловейчик М. С. - 12-е изд., стер. - М. Просвещение, 2022. - 140, [4] с. ил.
28. Рябухина Е.А. Моделирование обучения русскому языку в профильной школе на основе уровневой дифференциации. / Е.А. Рябухина // Наука и школа. - 2009 - №5. - С. 28-32.
29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998 - 256с.
30. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 - М.: Народное образование, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.su/cZ9Xyfv (Дата обращения: 11.01.24)
31. Скрипова Ю.Ю., Шабалина О.В. К вопросу о достижении выпускниками начальной школы планируемых результатов по русскому языку// Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты: Сб. материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 1-2 марта 2016 г. г. Пермь, Россия. - Пермь: ПГГПУ, 2016 - С. 233 - 247.
32. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л.С. Славина, М.К. Кабардов. - Москва // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013 - С. 172-177.
33. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка /
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Смоленск: Просвещение, 2013. - 72 с.
34. Старостина С.А. Понятие и сущность дифференцированного обучения,
2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-differentsirovannogo-obucheniya(Дата обращения: 18.03.24)
35. Уткина, Н.Г. Дифференцированный подход при работе с учащимися / Н.Г. Уткина. - М.: Просвещение, 2005 - 235с.
36. Фастова Е.И., О.Л. Иванова Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: Учитель, 2015 - 79с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь11рз://т1поЬг.1уеггед.ги/111ез/ФГОС%20СОО%20с%20изменениями%20от%2023.09.2022.pdf(Дата обращения: 18.03.24)
38. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов. - М., Просвещение, 1994.
39. Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип
дифференциации. - М.: Просвещение, 2004 - 76с.
40. Шахмаев, Н.М. Учителю о дифференцированном обучении / Н.М. Шахмаев. - М.: Просвещение, 2006. - 114с.