Введение 3
1 Общая характеристика физической подготовки легкоатлетов, специализирующихся на дистанции 800 метров 5
1.1 Характеристика физической подготовки 5
1.2 Характеристика бега на 800 метров 11
1.3 Выносливость как физическое качество легкоатлетов 12
1.4 Быстрота как физическое качество легкоатлета 15
1.5 Технические особенности бега на дистанции 800 метров 17
1.6 Роль восстановления в тренировочном процессе 24
1.7 Место миотатического рефлекса в расслаблении мышц 27
2. Организация и методы исследования 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 36
3. Результаты исследования и их анализ 39
3.1 Результаты педагогического наблюдения 39
3.2 Результаты проведённого опроса (анкетирования) 39
3.3 Экспериментальная методика 41
3.4 Оценка эффективности экспериментальной методики 44
Заключение 46
Список использованных источников 48
Бег считается одним из популярнейших занятий в мире. Занятия данным видом спорта считаются необходимым средством физиологического воспитания, бег занимает одно из первых мест в различных видах спорта. В большинстве случаев к средним дистанциям относят 800 метров, 1500 метров, 3000 метров, 3000 метров с препятствиями. Более элитными, олимпийскими, считаются дистанции на 800 и 1500 метров. Спортивные соревнования — это, демонстрация своих физических качеств, своего преобладания над другими, уже не только личные бои и не лишь только соперничество команд, это, кроме того, презентация силы и умения спортсмена, высочайшего тактического мышления преподавателя-тренера. Любой, кто начинает увлекаться бегом, становит перед собой конкретную задачу. Надо только периодически, не делая для себя поблажек и бонусов, настойчиво тренироваться.
В соревновательный этап тренировки направлены на совершенствование необходимых физических качеств спортсменов. В тренировочном процессе бегунов на 800 метров, относительно подготовительного этапа, значительно уменьшается тренировочный объем и увеличивается интенсивность. Увеличивается количество тренировок, которые содержат в себе максимальную и субмаксимальную реализацию возможностей. Многие тренеры экспериментируют на этом этапе для того, чтобы понять, на что способен их воспитанник. Это позволяет подойти к важным стартам в лучшем физическом и психологическом состоянии.
Так как идёт некая «гонка» за спортивным результатом, требующая на данном этапе предельные возможности организма, то возрастает роль восстановительных процессов. В соревновательном этапе важно сохранять и поддерживать спортивную форму. Важным фактором является время, которого в соревновательном периоде очень мало. К тому же возрастает достаточно высокий риск получения травм из-за высоких нагрузок как на опорно-двигательный аппарат, так и на нервную систему.
Исходя из этого, можно утверждать, что процессы восстановления в соревновательный этап очень важны и эта тема актуальна.
Объект исследования: спортивная тренировка легкоатлетов, специализирующихся на дистанцию 800 метров.
Предмет исследования: методика использования восстановительных средств в заключительной части тренировочного занятия легкоатлетов, специализирующихся на дистанции 800 метров.
Цель работы: разработать методику проведения заключительной части занятия аэробно-анаэробной направленности легкоатлетов, специализирующихся на дистанции 800 метров.
Задачи исследования:
1) Изучить в научной и методической литературе состояние проблемы физической подготовки бегунов на средние дистанции;
2) Проанализировать существующие методики восстановления.
3) Провести наблюдение за тренировочным процессом спортивной школы Красноярска;
4) Выявить проблемные ситуации в процессе восстановления после ударных тренировочных занятий аэробно-анаэробной направленности.
5) Разработать и проверить экспериментальную методику проведения заключительной части занятия бегунов на дистанцию 800 метров;
Гипотеза исследования предполагает, что эффективность заключительной части занятия будет выше, если использовать резиновые экспандеры, которые усовершенствуют обычный stretching под действием более усиленного расслабления нервно-мышечных веретён.
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Метод опроса (анкетирования);
4. Педагогический эксперимент;
В данной работе был проведён теоретический обзор литературы. Нами были выявлены особенности физической подготовки лёгкоатлетов, специализирующиеся в беге на 800 метров.
Выявили какие аспекты физической подготовки уделяется в соревновательный период: подготовка на специфические виды выносливость; скоростная подготовка; силовая.
Разобрали биомеханику двигательного действия. Определили ведущие мышечные группы в беге.
Далее мы определили какое место занимают восстановительные процессы в физической подготовке, выявили насколько важны методы и средства восстановления. Один из наиболее значимых процессов оказался миоатический рефлекс мышц.
Проанализировали существующие методы и средства восстановления после тренировочного занятия.
В следствии провели анализ миотатического рефлекса. Какую роль он занимает в расслаблении ведущих мышц в беге на средние дистанции.
В результате педагогического наблюдения обнаружили, какие группы мышц испытывают излишнее напряжение, то есть не успевают восстанавливаться. Ими оказались: области тазобедренного сустава, область стопы и поверхности бедра.
Для того, чтобы определить долю мышц, которые не восстанавливаются у спортсменов, мы провели опрос (анкетирование) для того, чтобы точно определиться, какие группы имеют большее значение.
Была создана методика восстановления, которая решала возникшие проблемы. В качестве методики мы использовали упражнения на растягивания проблемных мышечных групп, при помощи как собственного растяжения, так и при помощи резиновых экспандеров. Это было сделано для того, чтобы воздействовать на сухожильный аппарат Гольджи, тем самым увеличить эффект.
расслабления, тем самым быстрее расслабить мышечные группы для того, чтобы эффект восстановления протекал быстрее.
В конце проделанной работы мы так же опросили спортсменов для того, чтобы понять, была ли методика эффективной, решала ли она наши задачи. В результате полученных данных большинство спортсменов отмечали существенное улучшение самочувствие. Это позволяет сделать вывод, что методика, основанная на обратном миотатическом рефлексе имеет положительный эффект.
1. Kandel E.R., Schwartz J.H., Jessell T.M., Siegelbaum S.A., Hudspeth A.J. Principles of Neural Science, 5th Edition. 2012. McGraw-Hill, New York. 1760p.
2. Koeppen B.M., Stanton B.A. Berne & Levy Physiology, 7th Edition. 2018. Elsevier. 880p.
3. Purves D., Augustine G.J., Fitzpatrick D., Hall W.C., LaMantia A.-S., Mooney R.D., Platt M.L., White L.E. Neuroscience, 6th Edition. 2018. Oxford University Press. 960p.
4. Аванесов В. У Эффективность применения физических средств бегунов - спринтеров после выполнения тренировочных нагрузок различной направленности / В. У Аванесов // Вестник спортивной науки. - 2004. - № 3. -С.
5. Анпилогов, И. Е. Индивидуализация тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки: авторефератдиссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Анпилогов Игорь Евгеньевич.- Смоленск, 2011.- 140 с.
6. Арзуманов С. Физическое воспитание. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2014. - 552 с.
7. Арнст, Н.В Организационно-методические основы секционных занятий студентов легкой атлетикой в вузе. /Н.В. Арнст// Омский научный вестник. Выпуск 4. Омск, 2011. - с. 173-175.
8. Аффективные и диссомнические расстройства у студентов вузов в зависимости от спортивной деятельности / М.В. Вецлер, В.Г. Черкасова, М.А. Ковалев [и др.] // Сибирское медицинское обозрение. — 2019. — № 1. — С. 63¬74.
9. Барабанкина Е. Ю. Влияние гипоксических и гиперкапнических воздействий на восстановительные процессы у бегунов, а средние дистанции / Е. Ю. Брабанкина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 251.
10. Барабанкина Е. Ю. Методика стимуляции срочного восстановления у спортсменов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Барабанкина Елена Юрьевна. - Волгоград, 2013. -192с.
11. Борзов, В. Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технологии / В. Борзов // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - №4. - С. 71-82.
12. Бугаев, А.В. Инновационные пути подготовки юных легкоатлетов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Бугаев Андрей Валерьевич.- Москва, 2009.- 133 с.
13. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа. - Москва. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 72 с.
14. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.
15. Германов, Г.Н. Педагогическая технология пошаговой регламентации двигательных заданий, используемых в подготовке юных бегунов на средние дистанции [Текст] / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова, А.А. Новикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 79.- № 9.- С. 50-58...(56)