Введение 3
Глава 1. Основы технологии дискуссионного общения 5
1.1. Общая характеристика технологии дискуссионного общения 5
1.2. Виды групповых дискуссий и техники их организации 9
1.3. Технология проведения учебной дискуссии 24
Глава 2. Педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения 29
2.1. Обзор он-лайн сервисов Интернет для реализации технологии
дискуссионного общения 29
2.2. Педагогический сценарий реализации «Письменной дискуссии» с
использованием виртуальной доски «CoSketch» 32
2.3. Педагогический сценарий реализации дискуссии «На линии огня» с
использованием сервиса для организации форума «Forum2x2» 36
Заключение 39
Библиографический список 42
Технология дискуссионного общения представляет собой не только обмен мнениями и убеждениями, но и может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое - либо явление, окружающих людей, изменение моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развитие навыков межличностного взаимодействия и обеспечение обратной связи.
Наличие множества интерактивных сервисов в сети Интернет позволяет успешно использовать данную технологию в электронном обучении, позволяя заменить пассивное чтение и воспроизведение учебных материалов на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность дистанционных занятий.
При этом использование Интернет-сервисов в электронном обучении приведет к требуемым результатам, если процесс их использования будет продуман и описан в виде педагогического сценария. Поэтому исследование, посвященное разработке педагогических сценариев реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения, является актуальным.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: как целесообразно и эффективно использовать Интернет-сервисы для реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения?
Целью исследования: разработка педагогических сценариев реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
Объект исследования: процесс реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
Предмет исследования: педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения с использованием сервисов Интернет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основы технологии дискуссионного общения
2. Рассмотреть виды групповых дискуссий и техники их организации
3. Рассмотреть технологию проведения учебной дискуссии
4. Описать средства реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
5. Разработать педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические сценарии могут быть использованы учителями и преподавателями вузов, в процессе реализации электронного обучения.
Одним из плюсов ФГОС второго поколения является то, что происходит поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения образовательных технологий, способствующих формированию личностных познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Одной из образовательных технологий, способствующих формированию и развитию общеучебных умений, навыков и личностных качеств обучающихся является технология дискуссионного общения. [эл.р. 10]
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует развитию электронного обучения, которое реализуется как в очной так и в дистанционной формах. Проблема нашего исследования заключалась в поиске способов реализации образовательной технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
Целью выпускной квалифицированной работы являлась разработка педагогических сценариев реализации дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены основы технологии дискуссионного общения, ее цель и задачи. Можно сделать вывод, что использование данной технологии в обучении способствует развитию критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся т.е. способствует достижению результатов образования обозначаемых в ФГОС.
2. Рассмотрены виды групповых дискуссии и техники их организаций. Рассматривая виды дискуссий, мы особое внимание уделили тем видам дискуссий, которые можно осуществлять с использованием письменной коммуникации, поскольку большинство бесплатных версий сервисов поддерживают именно такой вид коммуникации.
Для реализации технологии дискуссионного общения в сети Интернет больше всего подойдут такие методы как: «Снежный ком», «Письменная дискуссия», «На линии огня». Технологии проведения данных видов дискуссии позволяют учащимся излагать свои мысли в письменном виде.
3. Проанализировав публикации, посвященные организации и проведения дискуссии, вы выделили этапы проведения дискуссии. Технология проведения дискуссионного общения состоит из трех этапов. На первом этапе происходит формирование проблемы и целей дискуссии; создание мотивации к обсуждению; установление регламента дискуссии и ее основных этапов. Второй этап представляет собой полемику участников. Третий этап работы предполагает краткое резюмирование ведущим основных положений, высказанных участниками, оценку количества, качества, содержания вопросов, прозвучавших в адрес выступающих.
4. Далее в ходе исследования мы рассмотрели возможности различных сервисов Интернет с целью определить наиболее подходящие для реализации технологии дискуссионного общения . При выборе сервисов, мы исходили из следующих критериев. Сервисы должны иметь возможности для:
- хранения информационных ресурсов, необходимых для подготовки обучающихся к дискуссии (формулировок проблемных вопросов, ссылок на источники информации по обсуждаемой проблеме);
- организации дистанционного общения обучающихся (должны позволять организовать дискуссию как в режиме он-лайн так и в режиме оф-лайн (форум, чат, видеоконференцсвязь и т.п.)
- совместной работы над текстом (для письменных дискуссий);
- проведения голосования по результатам дискуссии (опросы, «лайки» и т.п.).
5. С учетом особенностей выбранных нами техник проведения дискуссии и возможностей выбранных сервисов, мы разработали два педагогических сценария проведения учебных дискуссий:
- педагогический сценарий реализации «Письменной дискуссии» с использованием виртуальной доски «CoSketch»;
- педагогический сценарий реализации дискуссии «На линии огня» с использованием сервиса для организации форума «Forum2x2».
1. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения / А. М. Анисимов - Харьков.: ХНАГХ, 2009. - 292 с.
2. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. - 62 с.;
3. Безбородько М.Д. Методика подготовки и проведения практических занятий. М. 2006;
4. Белозубов А. В. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие /А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев- СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2007. - 108 с.
5. Гаевская Е. Г. Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий: учебное пособие /Е. Г. Гаевская -- СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. -- 26 с.
6. Гильмутдинов А. Х.Электронное образование на платформе Moodle/А. Х. Гильмутдинов, Р А. Ибрагимов, И. В. Цивильский - Казань.: Изд-во КГУ, 2008. - 169 с.
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. - 2-е изд., доп., перераб. - Луганск: СПД Резников В.С., 2007.
8. Дорошенко Е.Г. Современные технологии обучения: курс
дистанционного обучения/ КГПУ им.В.П.Астафьева. Система требования: PowerPoint. URL:http://www.edu.kspu.ru/course/view.php?id=361 (дата
обращения 27.02.2017)
9. Дьяченко В. И. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. -с. 280
10. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя средней школы. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1974. - С. 36.
11. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». - 3¬е изд., стер.. - М:.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
12. Интерактивности [Электронный ресурс]: офиц.сайт URL:
https://sites.google.com/site/badanovweb2/ (дата обращения 13.04.2017)
13. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. с. 202-209.
14. Леонтьев А. А. Психология общения. - Москва: Генезис, 1997. - 370 с.
15. Лучик Т С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С. 21-26.
16. Мусаева У А. Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 9-11.
17. Минобрнауки.рф [Электронный ресурс]: офиц.сайт Москва, 2011 URL: МИНОБРНАУКИ.РФ (дата обращения 29.05.2017)
18. Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обу-чения // Проектирование новых информационных технологий обучения. М.,1991.
19. Открытый урок Первое Сентября [Электронный ресурс]: офиц.сайт. Москва, 2003. URL: http:http://www.festival.1september.ru(дата обращения 03.03.2017)
20. Образование в эпоху новых информационных технологий/ Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. - М.: ИНФОРМАТИК, 1995. - 220 с.
21. Полат Е.С.,Бухаркина М.Ю., Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие . М: Академия, 2007. 368 с.
22. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических
вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.:
Педагогическое общество России, 1998. - 640с
23. Столяренко Л.Д. Педагогика. -- Ростов н/Д: «Феникс», 2003. с. 248-264.
24. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в школе: учеб. - мет. пособие Саратов: Наука, 2009. 52 с.
25. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе
информационно-коммуникационных средств» - М.: НИИ школьных
технологий, 2006. - 208 с.
26. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. -- М.: Изд-во «Знание», 1966. с.123.
27. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования , с. 79
28. .Ширшов, Е.В. Информационно - педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 258 с.
29. Шевелева В.С. Педагогический сценарий [Электронный ресурс]: 2010 URL: http://www.openclass.ru/node/162900 (дата обращения 10.04.2017)
30. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». - М.: МИА, 1999.