Реализация технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
|
Введение 3
Глава 1. Основы технологии дискуссионного общения 5
1.1. Общая характеристика технологии дискуссионного общения 5
1.2. Виды групповых дискуссий и техники их организации 9
1.3. Технология проведения учебной дискуссии 24
Глава 2. Педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения 29
2.1. Обзор он-лайн сервисов Интернет для реализации технологии
дискуссионного общения 29
2.2. Педагогический сценарий реализации «Письменной дискуссии» с
использованием виртуальной доски «CoSketch» 32
2.3. Педагогический сценарий реализации дискуссии «На линии огня» с
использованием сервиса для организации форума «Forum2x2» 36
Заключение 39
Библиографический список 42
Глава 1. Основы технологии дискуссионного общения 5
1.1. Общая характеристика технологии дискуссионного общения 5
1.2. Виды групповых дискуссий и техники их организации 9
1.3. Технология проведения учебной дискуссии 24
Глава 2. Педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения 29
2.1. Обзор он-лайн сервисов Интернет для реализации технологии
дискуссионного общения 29
2.2. Педагогический сценарий реализации «Письменной дискуссии» с
использованием виртуальной доски «CoSketch» 32
2.3. Педагогический сценарий реализации дискуссии «На линии огня» с
использованием сервиса для организации форума «Forum2x2» 36
Заключение 39
Библиографический список 42
Технология дискуссионного общения представляет собой не только обмен мнениями и убеждениями, но и может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое - либо явление, окружающих людей, изменение моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развитие навыков межличностного взаимодействия и обеспечение обратной связи.
Наличие множества интерактивных сервисов в сети Интернет позволяет успешно использовать данную технологию в электронном обучении, позволяя заменить пассивное чтение и воспроизведение учебных материалов на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность дистанционных занятий.
При этом использование Интернет-сервисов в электронном обучении приведет к требуемым результатам, если процесс их использования будет продуман и описан в виде педагогического сценария. Поэтому исследование, посвященное разработке педагогических сценариев реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения, является актуальным.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: как целесообразно и эффективно использовать Интернет-сервисы для реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения?
Целью исследования: разработка педагогических сценариев реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
Объект исследования: процесс реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
Предмет исследования: педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения с использованием сервисов Интернет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основы технологии дискуссионного общения
2. Рассмотреть виды групповых дискуссий и техники их организации
3. Рассмотреть технологию проведения учебной дискуссии
4. Описать средства реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
5. Разработать педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические сценарии могут быть использованы учителями и преподавателями вузов, в процессе реализации электронного обучения.
Наличие множества интерактивных сервисов в сети Интернет позволяет успешно использовать данную технологию в электронном обучении, позволяя заменить пассивное чтение и воспроизведение учебных материалов на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность дистанционных занятий.
При этом использование Интернет-сервисов в электронном обучении приведет к требуемым результатам, если процесс их использования будет продуман и описан в виде педагогического сценария. Поэтому исследование, посвященное разработке педагогических сценариев реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения, является актуальным.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: как целесообразно и эффективно использовать Интернет-сервисы для реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения?
Целью исследования: разработка педагогических сценариев реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
Объект исследования: процесс реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
Предмет исследования: педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения с использованием сервисов Интернет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основы технологии дискуссионного общения
2. Рассмотреть виды групповых дискуссий и техники их организации
3. Рассмотреть технологию проведения учебной дискуссии
4. Описать средства реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
5. Разработать педагогические сценарии реализации технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические сценарии могут быть использованы учителями и преподавателями вузов, в процессе реализации электронного обучения.
Одним из плюсов ФГОС второго поколения является то, что происходит поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения образовательных технологий, способствующих формированию личностных познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Одной из образовательных технологий, способствующих формированию и развитию общеучебных умений, навыков и личностных качеств обучающихся является технология дискуссионного общения. [эл.р. 10]
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует развитию электронного обучения, которое реализуется как в очной так и в дистанционной формах. Проблема нашего исследования заключалась в поиске способов реализации образовательной технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
Целью выпускной квалифицированной работы являлась разработка педагогических сценариев реализации дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены основы технологии дискуссионного общения, ее цель и задачи. Можно сделать вывод, что использование данной технологии в обучении способствует развитию критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся т.е. способствует достижению результатов образования обозначаемых в ФГОС.
2. Рассмотрены виды групповых дискуссии и техники их организаций. Рассматривая виды дискуссий, мы особое внимание уделили тем видам дискуссий, которые можно осуществлять с использованием письменной коммуникации, поскольку большинство бесплатных версий сервисов поддерживают именно такой вид коммуникации.
Для реализации технологии дискуссионного общения в сети Интернет больше всего подойдут такие методы как: «Снежный ком», «Письменная дискуссия», «На линии огня». Технологии проведения данных видов дискуссии позволяют учащимся излагать свои мысли в письменном виде.
3. Проанализировав публикации, посвященные организации и проведения дискуссии, вы выделили этапы проведения дискуссии. Технология проведения дискуссионного общения состоит из трех этапов. На первом этапе происходит формирование проблемы и целей дискуссии; создание мотивации к обсуждению; установление регламента дискуссии и ее основных этапов. Второй этап представляет собой полемику участников. Третий этап работы предполагает краткое резюмирование ведущим основных положений, высказанных участниками, оценку количества, качества, содержания вопросов, прозвучавших в адрес выступающих.
4. Далее в ходе исследования мы рассмотрели возможности различных сервисов Интернет с целью определить наиболее подходящие для реализации технологии дискуссионного общения . При выборе сервисов, мы исходили из следующих критериев. Сервисы должны иметь возможности для:
- хранения информационных ресурсов, необходимых для подготовки обучающихся к дискуссии (формулировок проблемных вопросов, ссылок на источники информации по обсуждаемой проблеме);
- организации дистанционного общения обучающихся (должны позволять организовать дискуссию как в режиме он-лайн так и в режиме оф-лайн (форум, чат, видеоконференцсвязь и т.п.)
- совместной работы над текстом (для письменных дискуссий);
- проведения голосования по результатам дискуссии (опросы, «лайки» и т.п.).
5. С учетом особенностей выбранных нами техник проведения дискуссии и возможностей выбранных сервисов, мы разработали два педагогических сценария проведения учебных дискуссий:
- педагогический сценарий реализации «Письменной дискуссии» с использованием виртуальной доски «CoSketch»;
- педагогический сценарий реализации дискуссии «На линии огня» с использованием сервиса для организации форума «Forum2x2».
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует развитию электронного обучения, которое реализуется как в очной так и в дистанционной формах. Проблема нашего исследования заключалась в поиске способов реализации образовательной технологии дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
Целью выпускной квалифицированной работы являлась разработка педагогических сценариев реализации дискуссионного общения в условиях электронного обучения.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены основы технологии дискуссионного общения, ее цель и задачи. Можно сделать вывод, что использование данной технологии в обучении способствует развитию критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся т.е. способствует достижению результатов образования обозначаемых в ФГОС.
2. Рассмотрены виды групповых дискуссии и техники их организаций. Рассматривая виды дискуссий, мы особое внимание уделили тем видам дискуссий, которые можно осуществлять с использованием письменной коммуникации, поскольку большинство бесплатных версий сервисов поддерживают именно такой вид коммуникации.
Для реализации технологии дискуссионного общения в сети Интернет больше всего подойдут такие методы как: «Снежный ком», «Письменная дискуссия», «На линии огня». Технологии проведения данных видов дискуссии позволяют учащимся излагать свои мысли в письменном виде.
3. Проанализировав публикации, посвященные организации и проведения дискуссии, вы выделили этапы проведения дискуссии. Технология проведения дискуссионного общения состоит из трех этапов. На первом этапе происходит формирование проблемы и целей дискуссии; создание мотивации к обсуждению; установление регламента дискуссии и ее основных этапов. Второй этап представляет собой полемику участников. Третий этап работы предполагает краткое резюмирование ведущим основных положений, высказанных участниками, оценку количества, качества, содержания вопросов, прозвучавших в адрес выступающих.
4. Далее в ходе исследования мы рассмотрели возможности различных сервисов Интернет с целью определить наиболее подходящие для реализации технологии дискуссионного общения . При выборе сервисов, мы исходили из следующих критериев. Сервисы должны иметь возможности для:
- хранения информационных ресурсов, необходимых для подготовки обучающихся к дискуссии (формулировок проблемных вопросов, ссылок на источники информации по обсуждаемой проблеме);
- организации дистанционного общения обучающихся (должны позволять организовать дискуссию как в режиме он-лайн так и в режиме оф-лайн (форум, чат, видеоконференцсвязь и т.п.)
- совместной работы над текстом (для письменных дискуссий);
- проведения голосования по результатам дискуссии (опросы, «лайки» и т.п.).
5. С учетом особенностей выбранных нами техник проведения дискуссии и возможностей выбранных сервисов, мы разработали два педагогических сценария проведения учебных дискуссий:
- педагогический сценарий реализации «Письменной дискуссии» с использованием виртуальной доски «CoSketch»;
- педагогический сценарий реализации дискуссии «На линии огня» с использованием сервиса для организации форума «Forum2x2».
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Теоретические аспекты изучения особенностей подростков в сети интернет (Педагогика, психология, Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТОВ» ВО ВНЕУРЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



