Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №155500

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Подходы, методы, модели эмоционального благополучия личности
в подростковом возрасте и условия формирования психолого - педагогической деятельности 12
1.1.1. Теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к
исследованию эмоционального благополучия 16
1.2. Особенности психолого - педагогической работы с детьми с
нарушенным интеллектом 20
1.1.2. Моделирование создания эмоционального благополучия, обучающегося с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе..28
1.3. Инклюзивная педагогика 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С
НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ 50
2.1 Организация и методики исследования 50
2.2. Анализ результатов исследования эмоционального неблагополучия
у подростков с нарушением интеллекта 57
2.3 Психолого -педагогические условия формирования эмоционального благополучия подростков с нарушенным интеллектом 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ


Очень много работ посвящено данной теме, но все же остается мало изученным вопрос воздействия задержки психического развития на эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональное развитие определяет специфику поведения человека, его личностные качества. На данный период часто встречаются подростки с повышенным беспокойством, нерешительностью, эмоциональной изменчивостью. Можно сказать, что проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция на сегодняшний день является весьма актуальной. Содержание нашей работы дает возможность увидеть, как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоционального благополучия подростков с нарушением интеллекта. Психологически педагогическая характеристика этого выбора, определяется в работах отечественных исследователей, таких как А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский и др., которые считают, что для планирования коррекционных и психотерапевтических процедур, необходимо уделять внимание ведущей в данном возрасте деятельности. Принадлежность общественной ситуации формирования в подростковом возрасте обуславливается стремлением уже не ребенка, но еще и не взрослого к не подвластности на фоне растущего самосознания сталкивается со взрослыми, не умеющими понять этих направлений и увеличивающегося восприятия ими подростка еще ребенком. Субъективную важность приобретает группа ровесников как предпочтительная группа в общественной ситуации формирования школьника.
В стремительно изменяющихся жизненных условиях гармоничное развитие эмоционального благополучия требует активной постоянной работы самой личности, берущей вектор на самопознание и развитие обеспечивающее формирование личностных качеств, поддерживающих положительность, неизменность функционирования. Эмоциональное благополучие личности определяет постоянный уровень устремления положительного функционирования личности в любой ситуации. Личность, не проявляющая своей инициативы для поддержания положительного функционирования, постепенно становится отрицательной, что является разрушающим для нее и других, это как раз характерно для обучающихся с нарушением интеллекта, поэтому, что бы помочь подросткам адаптироваться были созданы инклюзивные классы на базе общеобразовательных школ. Инклюзия содействует тому, чтобы любой ребенок не ощущал себя отстраненным от всеобщей детской группы, чтобы чувствовал, что его склонны воспринять таковым, как он есть, при этом предусматриваются возможности подобных детей, таким образом, как и их необходимости, существует их анализ, а академические схемы и задачи присоединились под отличительные черты особенных детей. Вместе с тем, само собой, важной оказывается значимость педагогов и специализированных преподавателей, использующие собственные умения и навыки, формируют своего рода специально - поставленный преподавательский процесс, в коем любой ребенок обучается с максимальной для себя выгодой. Из - за не совершенства, системы образования, процесс адаптации становится затяжным и затруднительным не только для подростков с нарушенным интеллектом у которых нарушено нервно - психическое состояние, и повышен уровень депрессивности, но и у подростков с нормой развития, для которых принятие особенных детей на ровне с собой затруднительно. В такой ситуации у подростков с нормой развития и нарушением интеллекта начинает страдать эмоциональный фон и рушится эмоциональное благополучие, задача педагогов и психологов стабилизировать эмоциональное благополучие и помочь преодолеть трудности поэтому в диссертационной работе мы решили рассмотреть эмоциональное благополучие подростков с нарушением интеллекта обучающихся в общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявить и описать эмоциональное благополучие подростков с нарушением интеллекта, в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: эмоциональное благополучие подростков с нарушением интеллекта в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: особенности эмоционального благополучия подростков с нарушением интеллекта в общеобразовательной школе.
Гипотеза:
1. Существуют особенности эмоционального благополучия подростков с нарушением интеллекта при обучении в общеобразовательной школе.
2. Существует совокупность условий при разработке и реализации модели формирования эмоционального благополучия подростков с нарушенным интеллектом.
Задачи исследования:
1. На основе анализа существующих научных литературных источников теоретически изучить структуру эмоционального благополучия и инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
2. Подобрать методы и методики исследуемые, эмоциональное благополучие.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику состояния эмоционального благополучия у подростков с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе.
4. Выявить условия формирования эмоционального благополучия подростков с нарушенным интеллектом.
5. Разработать мероприятия для подростков с нарушенным интеллектом позволяющие обеспечить эмоциональное благополучие в общеобразовательной школе.
Методологические и теоретические обоснования исследования.
Основу методологического исследования составляет теоретическое положение о социокультурном определении развития личности, и психических процессов, обусловленных развитием внутренних противоречий (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф.
Теоретически - методологическую основу составляют положения организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях (А.С. Аркелян, Т.П. Дмитриевна, С.И. Сабельникова, Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
В основе теоретического положения понимания отечественной психологической службы в школе и практики оказания психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в развитии (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, О.Н. Усанова).
Теоретическую основу исследования, сформулированные Л.С. Выготским составили представления о социальной ситуации развития их детализация и конкретизация в работах Л.И. Божович, О.А. Карабановой, Д.Б. Эльконина, учения П.Я. Гальперина о психических процессах как различных формах ориентировочной деятельности и методе планомерно¬поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, А.И. Подольский, Н.Н. Нечаев, Н.Ф. Талызина).
Научная новизна и теоретическая значимость на основании проведенного исследования и полученных результатов разработана совокупность положений и выводов. Расширено и уточнено понятие эмоциональное благополучие подростка с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе составив целостное психолого - педагогическое понимание формирования эмоционального благополучия личности. Выявлена и разработана обобщенная модель психологического благополучия применительно к подросткам с нарушенным интеллектом. В психолого - педагогических целях описана взаимосвязь ряда социальных ситуаций развития с индивидуально - психологическими, эмоционально - личностными характеристиками, когнитивными характеристиками личности подростка, имеющих отношение к оценке и восприятию окружающей среды и самого себя, учет которых наиболее значим для профилактики и коррекции эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте. Сформулированы конкретные требования к психолого - педагогическим условиям способствующих формированию эмоционального благополучия у подростков с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе. Подобраны методы, опробованы авторские методики для изучения исследуемых закономерностей. Существуют общие и специфические этапы психолого - педагогических условий к ним относятся: механизмы психологической защиты, учет личностных особенностей, условия устойчивого возникновения и поддержания эмоционального благополучия, создание эквивалентности предпосылок развития личности.
Практическое значение диссертации определяется тем, что на основе полученных результатов разработана автором система психолого - педагогической модели в формировании эмоционального благополучия подростков с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, обладающих разным уровнем и структурой психологической безопасности.
Выявленные психологические ресурсы, позволяют уточнить направления мероприятий на обеспечение эмоционального благополучия подростков с нарушенным интеллектом, задачей которых является сформировать у подростков ориентир жизни в социуме, ведущей к состоянию психологического, эмоционального, физического и социального благополучия в общеобразовательной школе.
Исследования диссертационного материала могут быть использованы при подготовке учебных дисциплин для студентов, обучающихся по направлению психолого - педагогического образования.
Методы исследования. В исследовании для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение по изучаемой проблеме.
- эмпирические: опросник, наблюдение, тест.
Методики:
- опросник «Депрископ» (П. Хейманс, А.И. Подольский);
карта наблюдения (КН) Д. Стотта; «Диагностика психического развития детей» (И.И. Седова, Н.Ф. Шляхта, Е.В. Гурова);
- цветовой тест Макс Люшера, адаптированный вариант «Метод цветовых выборов» (Л.Н. Собчик);
- методы математической статистики: непараметрический U- критерий Манна - Уитни, параметрический t- критерий Стьюдента, корреляционный метод Спирмена.
База исследования: в исследовании приняли участие обучающиеся средней общеобразовательной школы подростки в количестве 80 человек, 40 человек с нормой развития и 40 человек с нарушением интеллекта. Возраст исследуемых составил 14-16 лет.
Достоверность исследования и обоснованность результатов обеспечивалась научно- методической базой, использованием методов, адекватных его предмету, задачам, целям и гипотезе, соответствию характеристик выборки, для обоснования достоверности полученных результатов применялся аппарат математической статистики.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами и заключения. Она изложена на 110 страницах машинописного текста, включает рисунки, приложения и библиографический список из 59 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования определяется большой вероятностью возникновения эмоциональных нарушений подростков с нарушенным интеллектом. Во время нашего исследования мы ставили перед собой ряд задач, и мы их выполнили. Нами было изучено понятие «эмоциональное благополучие» подростков с нарушенным интеллектом в психолого-педагогической литературе. Была разработана модель психолого-педагогической коррекции эмоционального нарушения подростков с нарушенным интеллектом и нормой развития.
Для выполнения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, тестирование по методикам: опросник «Депрископ», тест «Люшера», «Карта наблюдения Стотта», метод наблюдения.
3. Математико - статистические методы - непараметрический U- критерий Манна - Уитни, параметрический t- критерий Стьюдента, корреляционный метод Спирмена, сравнительный анализ, интерпретационный метод, графические методы представления полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и в применении методических рекомендаций по психолого - педагогической коррекции подростков с нарушенным интеллектом. Результаты исследования способствуют снижению эмоциональных нарушений подростков имеющими нарушение интеллекта.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и обоснованы теоретические представления о психолого-педагогической коррекции эмоционального нарушения подростков с нарушением интеллекта, конкретизированы этапы психолого¬педагогической коррекции эмоционального нарушения подростков. В результате проведенной работы были сформированы теоретически значимые выводы и предложения по психолого - педагогической коррекции эмоциональных нарушений подростков с нарушением интеллекта.
По результатам исследования были выявлены следующие результаты:
Как видно из представленных результатов уровень депрессивности и депрессивных состояний не значительно менялся от замера к замеру. Показатели уровня депрессивности в обоих группах удалось улучшить на 4процента (норма развития) и на 2процента (нарушение интеллекта) с момента первого замера. Показатели обучающихся с наличием депрессии тоже удалось улучшить на З процента ( норма развития) и на 2 процента (нарушение интеллекта). Подростков с отсутствием депрессии удалось увеличить на 7процентов (норма развития) и на 4 процента (нарушение интеллекта) - «Депрископ».
Исследования по тесту «Люшера» отражает улучшение нервно - психического состояния подростков в обоих группах. Так, благоприятное состояние улучшилось на 10 процентов в группе с нормой развития и на 1 процент в группе с нарушенным интеллектом. Оптимальное нервно - психическое состояние улучшилось в группе с нормой развития на 8 процентов в противоположной группе на 2 процента. Продолжает сохранятся высокий уровень кризисного состояния в группе с нарушенным интеллектом, показатели удалось повысить на З процента, в группе с нормой развития этот показатель увеличился на 2 процента. Таким образом при правильно выстроенной работе администрации учебного заведения значительно можно улучшить нервно- психические состояния подростков в целом и стабилизировать уровень нервно- психических расстройств инклюзивных классов.
«Каты наблюдения Д. Стотта» с нормой развития уровень дезадаптации снизился на 20 процентов, а уровень адаптации возрос на 30, 6 процентов. В группе обучающихся с нарушенным интеллектом уровень дезадаптации снизился на 6 процентов, на столько же возрос уровень адаптации.
Были разработаны практические рекомендации для психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений для подростков с нарушенным интеллектом. Таким образом, все поставленные нами задачи выполнены. Цель достигнута и удалось определить, что особенности нервно - психических состояний, дезадаптация в образовательном учреждении и уровень депрессивности отражается на эмоциональном благополучии подростков в целом и в особенности у подростков с нарушенным интеллектом. Математическая обработка результатов по всем трем методикам показала, что разработанные рекомендации по психолого¬педагогической коррекции эмоционального нарушения подростков с нарушением интеллекта повлияло на изменения эмоциональных нарушений подростков с нарушением интеллекта. Для достижения более, лучшего эффекта необходим более длительный период работы с подростками. Так же необходимо учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, что, - существуют особенности эмоционального благополучия подростков с нарушением интеллекта при обучении в общеобразовательной школе - доказана.



1. Ананьев Б. Г .http://elib.gnpbu.ru/(дата обращения 1.12.2017).
2. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья // СПб.: Питер, 2000. С. 146-151.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.соц. ин-т. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с.
4. Бурлова Н.Б. //Социальная защита детства//М.: 2012 № 10. С. 56 - 60.
5. Бонивелл И. Специальная педагогика./ Под редакцией Н. М. Назаровой. Москва. ACADEMA.2009.C.12.
6. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1986. № 4. C.32-38.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 90-318.
8. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений / Т.5. М.:/ Основы Дефектологии 1984. С.369.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6- ти томах./ Т. 4. М.: /Педагогика, 1984. С.369.
10. Гальперин П.Я. //Развитие исследований по формированию умственных действий 1959.Т.1.С. 441 - 469.
11. Гурова Е.В., Шляхта Н.Ф., Седова Н.Н. «Диагностика психического развития детей». 1992. С.98 - 103.
12. Дергачева О. Е.//Основные положения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана.2016. 333с.
13. Динер Э. - Психологическое и субъективное благополучие // 2015. № 1.с.28-36.
14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Просвещение, 2005. 272 с.
15. Журнал «Дефектологии» //ООО "Школьная Пресса" (Москва). 2008. № 3. С.49, 2009. № 4. С.39.
16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.128с.
17. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб.: Союз, 2010. 255с.
18. Клиническая психиатрия./ Под ред. Т.Б Дмитриевой. /М.,2001. 435 с.
19. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции:/ Конспект лекций. //- М., 1971.147с.
21. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / Москва : Изд- во МГУ, 2008. С.287.
22. Ломов. Б.Ф. https://bookz.ru/- стр. 102 (дата обращения
1.11.2017) .
23. Маслоу. А. Мотивация и личность Текст. Евразия, 2001. 478 с.
24. Молодцова Т.Д. Диагностика дезадаптация подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы //2014. - № 3-1. - С. 32-34; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4657 (дата обращения
3.10.2017) .
25. Мулатова Н.А., Рябенченко Н.Н. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный журнал экспериментального образования. 2016.№4-2. С. 259-261; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?i(дата обращения 3.10.2017).
26. Математическая статистика в примерах и задачах / А. К. Гречкосеев, Т. В. Крупкина, ИПК СФУ,2011.104с.
27. Офстад, Х. Ценность человека в нашем обществе/ СПб., 2003. С. 125-135.
28. Подольский А. И, Идобаева О. А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности/ Питер, 2004. 202 с.
29. Подольский А. К, Идобаева О. А. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков/ Арманов-центр, 2009. 112 с.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков/ М.; Воронеж: МОДЭК, 2016. 303 с.
31. Редькина А.А Трудности психолого - педагогической в инклюзивном образовании.http://prosveshhenie.ru/publikacii/materiaW545894 дата обращения 10.11.2017).
32. Редькина А.А Инклюзивное образование все за и против.
http://prosveshhenie.ru/publikacn/materiaW545884 дата обращения
11.11.2017) .
33. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Москва: Юрайт, 2016. 303 с.
34. Рифф. К. Личностный потенциал. / Структура и диагностика Избранные труды. М.: Смысл, 2002. С. 175.
35. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Акад. наук СССР. Ин- т философии. Москва, 1957.328с.
36. Специальная педагогика. / Под редакцией Н. М. Назаровой. Москва АСАБЕМА / 2000. С .507.
37. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Москва .2012.92с.
38. Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие. Москва: Человек, 2014. 322 с.
39. Семаго, И. Е. Аверина // Психологическая наука и образование/ журнал . № 4. 2011. С.119.
40. Семаго, Н. Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика. 2010. С. 1-10.
41. Семаго, М. М. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на психолого-медико-педагогической комиссии ресурсного центра по развитию инклюзивного образования 2010.158с.
42. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника. Дисс. доктора психологич. наук. Нижний Новгород, 2000. 360с.
43. Творогова Н.Д. Практикум по психологии. Общая и социальная психология. 2012. 374с.
44. Тиганова А.С. Руководство по психиатрии/ В 2 томах. Т.1. М.,2000. Т.1.: С.400.
45. Федотенко, И. Л. Профессионально-личностное развитие будущих учителей для педагогической деятельности в инклюзивной среде //Психология в вузе. 2012. № 2. С.31-35.
46. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1987 С.184.
47. Фромм, Э. Искусство быть. Астрель, 2011.208с.
48. Фельдштейн Д.И, ; Рос. акад. образования (РАО), (МПСИ)- 2001. 352с.
49. Харрингтон М. //Социализм: прошлое и будущее// 2012.100с.
50. Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие .Инфра-М, 2013. 404 с.
51. Шмырева Ольга Ивановна Психологическая модель преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков./ Воронеж. ТГУ. 2014.146с.
52. Шабельников, В. К. Функциональная психология.Москва: Культура: Академический проект, 2013.590 с.
53. Шилов Д.С. /Основы управления специальным образованием/ М.: 2015. С. 168.
54. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского и др. М., 1990. 197с.
55. Эльконин, Б.Д. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 360 с.
56. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. С.709.
57. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций, Казанский университет, 2013. 143 с.
58. Bradburn N. The Structure of Psychological well- being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.
59. Brugman D„ Hejmans P., Podolskij A., Karabanova O., Idobaeva O. Perception of moral atmosphere in school and norm transgressive behavior in adolescents: An intervention study (Восприятие моральной атмосферы в школе и трансгрессивное поведение у подростков) // International Journal of Behavioral Development. Vol. 27, Number 4. 2003. P. 289-300.
60. Podolskij, A., Idobaeva, О. Testing intervention program to decrease adolescent depressed mood end anxiety (Тестирование интервенционной программы по снижению уровня подростковой депрессивности и тревожности) // International Journal of Psychology. 2008. 43:3.4. P. 363.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ