Введение 3
Глава I. Образ Григория Распутина в культурном контексте эпохи начала ХХ века: истоки мифологизации личности 13
1.1. Император Николай II и Россия в его время:
культурно-исторической контекст эпохи 13
1.2. Феномен Г ригория Распутина в оценках
современников и историков 25
Глава II. Образ Григория Распутина в культурном контексте XX-XXI вв 40
2.1. От исторической личности к культурному архетипу: мифологизация и демифологизация как ключевые механизмы культурного сознания 40
2.2. Репрезентация образа Григория Распутина в литературной
традиции XX-XXI вв 63
2.3. Репрезентация образа Григория Распутина в различных
формах медиакультуры 87
Заключение 96
Список литературы 98
Приложение
С течением времени многие жанры, образы, сюжеты претерпевают трансформацию в большей или меньшей степени. Каждой культуре свойственен свой сюжетный репертуар, который отражает дух эпохи, интересы современников. Но есть и такие сюжеты, которые трансформируются, но остаются востребованными на протяжении нескольких эпох. Это так называемые «бродячие» сюжеты, легендарные сюжеты, собственно мифотворчество, когда о политической или культурной исторической фигуре сознательно создаются мифы
Искажение истории, как таковой, искажает в свою очередь исторические личности, события, топосы и т.д. Процесс искажение, перевирания или придумывания тех или иных событий, личностей, для достижения различных целей - процесс мистификации. Вокруг данного процесса постепенно складываются легендарные сюжеты, например, сюжет о мифологизированном Иване Сусанине - проводнике. Под процесс мистифкации попадают и образы топосов, например, образ Сибири, как образ экзотический, таинственный и, в какой-то степени, потусторорний.
Одними из самых мифологизированных персонажей в русской истории мы можем считать: Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, Ивана Сусанина, Ленина и др. Такой исторической фигурой стал и Григорий Распутин, который появился в Санкт-Петербурге в 1903 году, а уже в 1905 году о нем говорили все. Биография Григория Ефимовича Распутина исследуется по сей день. И по сей же день появляются домыслы и догадки о его личности, которые рождают все больше различных, а порой противоречивых сюжетов. Так образ Григория Распутина утратил историческую конкретность и достоверность и стал осмысляться как культурный герой, что является результатом мифологизации реальной исторической личности. Григорий Распутин в дискурсивном пространстве XX-XIX вв. выступает как святой старец, как воплощение дьявола, как немецкий шпион, как жертва светских интриг, как 3
мошенник, выдающий себя за пророка... Список ипостасей может быть продолжен, при этом его «личины» часто настолько противоречивы, что кажется порой невозможно соотнести их с одним и тем же человеком. Тем не менее, сохраняются биографические данные, которые ни как не противоречат различным трактовкам личности. Это позволяет считать образ Распутина одним из культурных архетипов, который находит свое отражение в разных культурных эпохах.
Образ Распутина еще при жизни оброс легендами. Интерес к его личности, подогретый загадочностью и «нераскрытостью» образа, не угасает и сейчас. Уже современники Распутина делали его героем своих произведений (Н. Тэффи, Н.С. Гумилев, Н. Клюев), с 1917 года Распутин - герой кинематографа, в немых фильмах, демонизирующих Гришку Распутина. В наши дни существует множество литературных трактовок образа, он активно используется и в различных медиальных форматах. В России «распутиниада» [27, с.16] богата иконографическим дискурсивным разнообразием - в ней соседствуют образы святого и демонического, хитрого политика и жертвы политических интриг, простого сельского крестьянина и участника политических интриг. При бросающемся в глаза многообразии интерпретаций, большинство из них можно довольно четко классифицировать: часть трактовок стремится очернить историческую личность, другая часть - оправдать, иногда - возвеличить. Безусловно, все позиции трудно назвать объективными.
На сегодняшний день не существует сколько-нибудь полного беспристрастного исследования, посвященного изучению именно репрезентации образа Григория Распутина в культурном контексте ХХ столетия. Мы полагаем, что настоящая магистерская диссертация способствует хотя бы в малой степени восполнению этого пробела. Мы планируем рассмотреть образ Распутина с разных позиций, проследить как он трансформируется в литературных жанрах и медийных формах разных лет, отбросив полярные и гипертрофированные оценки его поклонников и ненавистников. Именно этим обусловлена актуальность нашей работы: в давно назревшем исследовании об особенностях репрезентации образа Григория Распутина как культурного архетипа в произведениях художественной литературы и иных формах медиакультуры.
В последнее время в отечественной гуманитарной науке усилился интерес к Григорию Распутину как исторической личности. Появляются все новые исследования, на телевидении выходят в эфир документальные передачи, дискуссии. Все это, однако, не снимает противоречий и не разрешает загадок, а только усиливает парадоксальность образа Распутина и сбивает интересующегося читателя/зрителя с толку.
Как мы уже обозначили выше, трактовок образа Григория Распутина множество. Разнообразие трактовок касается не только непосредственно личности Распутина, но и его роли при дворе, общественной жизни начала столетия, его поведения в обществе и, с так называемыми, учениками (в большей степени женщинами).
Уже в работах современников намечалось противоречивое видение образа "старца". Так мы видим роль Распутина при Дворе в воспоминаниях личного камердинера Императрицы Александры Федоровны А.А. Волкова, который приводит высказывания В.Н. Гурко о том, что «в особенности вреден и преступен был не Распутин, а та среда, которая его воспринимала, из неудержимого желания per fas et nefas, либо разыгрывать политическую роль, либо проникнуть к власти, либо достигнуть почестей и материальных благ» [16, с.12]. Распутин был жертвой, которую использовало общество ради достижения своих целей, он лишь распускал «гнусные сплетни» во время пьяных оргий в разных приютах о своей близости к царской семье.
Илиодор (Сергей Труфанов) же пишет о Распутине, как о дьяволе во плоти, способном одним своим взглядом сбить праведного с пути [30]. В воспоминаниях Г.И. Шавельского Григорий - не демон в человеческом обличии, не святой мученик. Он, Григорий Распутин, сибирский мужик, который сумел стать авторитетом даже для царской семьи. По Шавельскому, Распутин зло, но не потустороннее, мистическое, а земное, вредитель, стоящий у трона [69].
Нет однозначности и в современных исследованиях. Историки, биографы в своих трудах опираются на воспоминания современников «старца», изучают архивные документы, доносы на Григория Распутина, слухи, на основании чего делают выводы. В результате получается та же картина, что и в воспоминаниях. Уже наши современники либо находят для себя доказательства святости «отца Григория», либо убеждаются в его связи с «нечистой силой» или в том, что Гришка Распутин - обычный сибирский мужик, который стал орудием в руках немецких шпионов, придворных группировок и так далее.
Так, например А.Н. Боханов в своих работах претендует на объективный взгляд на "старца" и говорит о нем, как о человеке, подвергшемся "черному пиару". Исследование направлено не на очернение или превознесение исторического лица, а на установление действительных фактов, подмененных сплетнями и слухами, решение вопроса как и почему возникла "распутинская легенда"[11].
Филолог и исследователь истории русской литературы XX века А.Н. Варламов, говорит о Распутине, как об участнике хлыстовских радений, заговоров, соблазнителе [13].
В историко-литературном исследовании В.А. Возчикова, Ю.Я. Козлова К.Г. Колтанова образ Григория Распутина интерпретируется, как образ «таинственного сибирского пророка» [15, с.3] волей случая втянутого в
«политические игры». Малограмотному крестьянину внушили, что он имеет дар от Бога и, такие силы как, большевики, немцы, придворные группировки, использовали «отца Григория» в своих корыстных целях [15, с.8].
И.В. Евсин приводит аргументы, так же казалось бы, убедительные и достоверные, в пользу праведности Григрия Распутина, само название работы говорит за себя: "Оклеветанный старец"[27].
В другой своей работе И.В. Евсин в доказательство правоты своей точки зрения приводит ряд ученных, историков и священнослужителей, почитающих "старца", один из них, упомянутый нами выше А.Н. Боханов:
«Получается, что антираспутинцы не верят старцам. Кому же они верят? Иудею
Арону Симановичу с отрекшимся от Господа Сергеем Труфановым? Извращенцу Феликсу Юсупову с сатанисткой Жуковской? Предателю монархии Пуришкевичу и иже с ним... имя им легион. Современному лжеисторику Радзинскому? Но почему бы не поверить современному добросовестному исследователю жизни Распутина, доктору исторических наук Александру Боханову? Почему не поверить доктору филологических наук Татьяне Мироновой, которая является специалистом по архивному делу? Не поверить Олегу Платонову, который работал в рассекреченных архивах Комитета государственной безопасности СССР и в практически недоступных зарубежных архивах? А сколько богословов, архиереев и священников, исследуя жизнь Распутина, пришли к мнению о том, что он был оклеветан! Например, митрополит Ташкентский Викентий, архиепископ Амвросий (Щуров), приснопамятные архимандрит Георгий (Тертышников) и пострадавший за веру в советских тюрьмах священник Димитрий Дудко, протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Артемий Владимиров, монах Оптиной пустыни, известный духовный писатель Лазарь (Афанасьев) и многие другие» [27, с.40].
Нужно упомянуть и о художественных трудах И. Евстина, посвященных "оклеветанному старцу", в основном это небольшие притчи, превозносящие образ Распутина. Но в литературе о Григории Распутине преимущественно репрезентирован сниженный образ старца. Наряду с описанием «чудес», которые творил Распутин, присутствуют описания и хлыстовских радений, и дьявольского магнетизма его глаз. В его образе святость и греховность как бы сливаются в одно целое. Он одновременно и "старец" праведный и искуситель, толкающий на не богоугодные поступки. При этом мы не можем сказать, что его образ прост и вся его специфика заключается лишь в полярности его характеристики.
И в художественной литературе, и в воспоминаниях современников прослеживается некоторая закрытость образа:
«... скажет что-нибудь и сейчас всех глазами обегает, каждого кольнет, что, мол, ты об этом думаешь, доволен ли, удивляешься ли на меня? В этот первый момент показался он мне немножко озабоченным, растерянным и даже смущенным. Старался говорить “парадные” слова»
[64, с.380].
Существует и множество других примеров, доказывающих некую «карнавальность» образа Григория Распутина. «Ах, как тебе надо знать, ну, кто я такой, А не все ль равно, али черт, али святой», - загадка, которая остается неразгаданной [43, с.168]. М. Бахтин в работе, посвященной Ф. Рабле, писал о том, что карнавальный смех разрушает стереотипы относительно мирового порядка, все привычные связи в мире. Всенародный, объединяющий смех карнавальной культуры связан с праздником, светом, обновлением, он универсален и направлен одновременно и на самих смеющихся [7, с.350]. «Смех» же Григория Распутина - игра на публику. «Карнавал» Распутина (очень хорошо это видно в повести Тэффи «Распутин», в романе Б. Акунина «Странный человек») нельзя связать с праздником, его нельзя так же считать обновляющим, в нем нет ничего светлого, скорее наоборот он отталкивает и вызывает ужас. Это скорее удачная попытка скрыть истинную натуру. Шутовство, лицедейство, множество масок Распутина доказывают индивидуальность образа, его непохожесть на других праведных старцев (о. Сергий Л.Н. Толстой) и старцев грешных (Пафнутий «Таис» А. Франс).
Литературный образ Г.Е. Распутина, его многообразные медийные репрезентации в большей степени оторваны от прототипа. В своем исследовании мы не ставим перед собой задачу выяснить, кем же был на самом деле Григорий Распутин; это дело историков, наша цель гораздо скромнее и лежит исключительно в рамках литературоведения: определить ключевые аспекты мифологизации и трансформации образа Григория Распутина в культурном контексте конца ХХ-ХХ1 вв.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. охарактеризовать культурно-исторический контекст эпохи начала ХХ века, в которую возник и оформился «феномен» Распутина;
2. установить черты, формирующие инвариантный образ Распутина как культурного героя в ХХ столетии;
3. выявить аспекты трансформации образа Распутина в произведениях русской литературы ХХ - начала XXI вв.
4. определить особенности репрзентации образа Распутина в различных формах медиакультуры ХХ - начала XXI вв.
Объектом нашего исследования является поэтика художественного образа в литературных текстах разных жанров и его репрезентация в различных формах медиакультуры.
Предмет исследования: особенности трансформации образа Григория Распутина в культурном контексте ХХ-начала XXI вв.
Материалом для исследования послужил ряд произведений художественной литературы: Н. Гумилев "Мужики", 1916 г. - стихотворение, Н. Клюев "Из Красной газеты", 1918 г. - стихотворение, Тэффи "Встреча с
Распутиным", 1930 г. - рассказ, А. Труайя "Распутин", 1966 г. - повесть, В. Пикуль "Нечистая сила", 1989 г. - роман, В. Оксиковский "Распутин", 1992 г. - стихотворение, Ж. Бичевская "Старец одухотворенный", 2002 г. -
стихотворение, Б. Акунин "Странный человек", 2009 г. - роман, И. Евсин "Мне с ним не сравняться", 2013 г. - притча.
литература non-fiction, а именно - воспоминания современников о Г. Распутине:
1. Илиодор "Святой черт"
2. В.М. Пуришкевич "Убийство Распутина"
3. В.М. Пуришкевич "Как я убил Распутина" (дневник)
4. А.А. Вырубова "Дневник и воспоминания"
5. Г.И. Шавельский "Воспоминания последнего Протопресвитера
русской армии и флота"
6. В.Н. Коковцев "Из моего прошлого"
7. Матрена Распутина "Распутин. Почему?"
8. Ф. Юсупов "Как я убил Распутина",
а также различные формы медиальной культуры: фильмы (художественные: «Агония» (режиссер: Элем Климов, 1981 г.), «Заговор» (режиссер: Станислав Либин, 2007), «Распутин» (режиссер: Жозе Дайан, 2013 г.). Документальные: «Голубая кровь. Гибель империи» (режиссер: Виталий Якушев, Ирина Чернова. Россия-1, эфир от 13.11.2013), «Загробные приключения Григория Распутина» (режиссер: Иван Саутов. ТВ передача «Поедем в Царское Село», канал «Культура», эфир от 16.06.05). Мультипликационный фильм - «Анастасия» (реж. Дон Блут и Гэри Голдман, 1997), песни, портреты, иконы и псевдоиконы, а также случаи использования имени и образа Распутина в коммерческих целях (в качестве торгового бренда).
В качестве ведущих методов исследования нами были использованы культурно-исторический, описательный, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический, мотивного анализа, а также элементы биографического и мифопоэтического методов.
Методологическую базу исследования составили фундаментальные труды по литературоведению таких ученых, как Бахтин М.М., Гаспаров М.Л., Гинзбург Л.Я., Корман Б.О, Лотман Ю.М., Хализев В.Е., Эйхенбаум Б.М. При рассмотрении культурного и социально-политического контекста эпохи начала ХХ века мы опирались на работы Л.М. Горюшкина, В.Р. Лейкиной-Свирской, В.Н. Коковцева, Э.С. Радзинсокого. При разработке вопроса об изучении «феномена Распутина» для нас имели значения исследования А.Н. Боханова, Э. Хереш, А.Н. Варламова, А.В. Терещука. Анализируя особенности трансформации образа Распутина в литературе и медиакультуре рубежа ХХ- XIX столетий, мы опирались на исследования В.В. Блажеса, Е.Б. Гайдуковой, М. Липовецкого, И. Кукулина, Ф.Б. Шенка.
Несмотря на множество работ, посвященных Григорию Распутину, как историческому деятелю, мы не обнаружили ни одного источника анализа художественного текста, репрезентирующего образ Распутина. Так же нет сопоставительного анализа в русле трансформации и мифологизации образа Григория Распутина в разных художественных текстах. Настоящее диссертационное исследование призвано хотя бы в некоторой степени восполнить данный пробел, чем обусловлена научная новизна нашей работы.
Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования содержащихся в работе материалов, положений и выводов в общих лекционных и специальных курсах по истории русской литературы конца XX - начала XXI вв. в высшей школе, в частности, при создании научно-методических и учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов. Работа представляет интерес для педагогов дополнительного образования, составляющих авторские учебные программы по истории русской культуры. Результаты исследования также могут быть использованы при составлении словарей сюжетов и мотивов, в эдиционной практике при составлении комментариев к текстам русских авторов.
Апробация работы. Отдельные результаты исследования изложены автором в форме доклада на VII Международной (XI Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.
Положения, выносимые на защиту.
1. Образ Григория Распутина давно оформился в культурный архетип, вышел за рамки одной эпохи и представляется открытым для многочисленных творческих интерпретаций.
2. Художественная литература различных культурно-исторических эпох и жанров, варьирующая образ Григория Распутина, репрезентирует основные факты его биографии как мифологемы и устойчивые сюжетные мотивные блоки: 1. Мотив происхождения из Сибири; 2. Мотив странствия; 3. Мотив- характеристика Петербурга; 4. Мотив дружбы «старца» и царя; 5. Мотив духовного наставничества; 6. Мотив чудес; 7. Мотив мученической смерти; 8. Мотив-внешняя характеристика старца.
3. Сюжеты о Григории Распутине могут представлять собой как последовательное и (в разной мере) достоверное описание жизни «старца» с авторскими интерпретациями (например, А. Труайя, В. Пикуль), так и совершенно вольное или выборочное интерпретирование отдельных периодов жизни Григория Распутина (например, Тэффи, Б. Акунин).
4. Наиболее устойчивым аспектом при создании образа Распутина является его амбивалентная рецепция - он понимается или как «святой», или как «черт».
5. На протяжении ХХ века и в начале XXI столетия образ Распутина получает возможность перемещаться в медиапространстве, трансформироваться внутри медиальных сред (художественная литература, в кинематограф, музыкальное (песенное) и изобразительное искусство), что доказывает его подлинно мифологическую сущность как культурного архетипа.
Структура работы: классическая - введение, две главы, заключение, список литературы, насчитывающий 72 наименования.
В настоящей работе мы предприняли попытку определить ключевые аспекты мифологизации и трансформации образа Григория Распутина в культурном контексте конца ХХ-ХХХ вв. В рамках исследования мы провели мотивный анализ историко-биографического текста, принятого нами в качестве инварианта-первоосновы (поветь А. Труайя), который показал нам основные ключевые мотивы, являющиеся сквозными в структуре произведений художественной литературе и других формах медиальной культуры. На основании выделенной нами основной сюжетной линии мифологем мы рассмотрели образ Григория Распутина на различных этапах его жизни: Покровское, странничество, Петербург, дружба с Царем, проявление чудес, мученическая смерть.
Исследование показало, что образ Г.Е. Распутина отвечает всем требованиям и критериям мифологизированной личности. Образ «старца» - открытое пространство для мифотворчества. Мифами и легендами Распутин обрастал как при жизни, так и после смерти, что продолжается вплоть до наших дней. Наличие героя-спутника, также один из признаков мифологизированной личности. Таким героем-спутником для Григория Распутина стал император Николай II. Мотив дружбы царя и старца репрезентируется практически во всех представленных нами текстах. В зависимости от вектора интерпретации образа делаются акценты и на причинах сближения героев-спутников. Вариации интерпретаций так же играют немаловажную роль в становлении мифологизированной личности, в исследовании мы рассматриваем такие реализующиеся ипостаси Г.Е. Распутина как:
- друг и наставник царской семьи,
- сибирский мужик, бредущий по миру,
- персонификация злых сил, подтолкнувшая Империю к краху,
- юродивый, ставший жертвой интриг,
- святой, подвергшийся гонениям.
Несмотря на обилие различных по форме, степени научности и авторитетности трудов, посвященных жизни Григория Распутина, нами не были найдены работы, посвященные именно репрезентации образа Григория Распутина в культурном контексте. Таким образом, подобный анализ ключевых мотивов позволяет говорить о реальных доказательствах мифологизации образа.
Из всех текстов, отобранных нами для анализа, мы выделяем повесть Анри Труайя «Распутин» как наиболее полную и достоверную, на основании которой мы выделили сюжетную схему с ключевыми мотивами. В художественных произведениях структурные компоненты сюжета и мотивы представлены как в полном объеме (В. Пикуль, Б. Акунин), так могут быть реализованы лишь некоторые составляющие сюжета и мотива (Н. Гумилев, Ж. Бичевская, Тэффи, Оксиковский). Нами был обнаружен и такой пример текста, в котором образ Распутина реализовался лишь в двух мотивных аспектах (Н. Клюев).
Легенда о сибирском мужике, покорившем столицу, обладает огромным художественным потенциалом. Масштаб личности героя и героя-спутника, как неразделимой связки, определил и масштаб влияния на художественную литературу и на различные формы медийной культуры. В нашей работе мы акцентируем внимание не только на художественных текстах, но и на художественных и документальных фильмах, на музыкальных композициях, визуальном воплощении внешности Распутина (фотографии, портреты, карикатуры, иконы), коммерческом использовании его имени. Мы пришли к выводу, что медийный образ «старца» имеет полярные интерпретации. В контексте художественных фильмов актуально, что воплощение экранного образа - субъективное видение режиссера, как и субъективное мнение писателя, художника. Это касается и режиссеров документальных фильмов. Так как нет конкретики в реальном образе, нет и его объективного воплощения. Так или иначе, при любом варианте медиальной трансформации образа Распутина работают стереотипы, устоявшиеся мифы, полярные мнения, и художнику часто остается только выбрать, какую точку зрения выбрать.
С каждой культурно-исторической эпохой появляется все больше разнообразных произведений. В нашей работе представлены тексты с 1916 года по 2013 - почти целое столетие создавались тексты, содержащие различные интерпретации образа. В первой половине XX века преобладают сюжеты с негативной окраской образа, вторая половина XX века вносит в тексты некоторые признаки эстетизма образа, попытки объяснения тех или иных поступков героя. В XXI происходит деконструкция мифа - образ Григория Распутина чаще воспринимается если не как образ святого, то как образ жертвы, принудительно вовлеченной в интриги.
Также подчеркнем, что, говоря о репрезентации образа Распутина в литературных произведениях, нами не было выявлено факта какого-либо преобладающего жанра. Мы не можем утверждать, что превалирующим жанром в художественной литературе является роман или любой другой жанр, а в медийной форме, допустим, художественный фильм-экшн. Сюжет о «загадочном старце» носит межжанровый характер и может реализовываться в различных жанрах и формах. Легендарность образа - своеобразный допуск к фантазированию. Сохраняя основные биографические данные, автор вправе творить.
Споры вокруг исторический личности Распутина, степени достоверности различных фактов его жизни (возраст, семья, странствия) не прекращаются и по сей день. Дискурсивный контекст мифа дополняется новыми или «вновь открывшимися» фактами. Полагаем, что процесс этот будет продолжаться и далее, открывая художникам разного уровня новые грани для интерпретации образа, а исследователям-литературоведам обеспечивая возможность проводить новые исследования комплексного характера на более высоком уровне обобщения.
1. . Агафанагел Свято-Троицкий монастырь : 350 лет служения / игумен Агафанагел (Дайнеко). - М.: институт экономических стратегий, 2010. - 207 с.
2. Анисимов, К.В. Россия как объект литературного воспроизведения. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве / К.В. Анисимов — Красноярск : СФУ, 2010. - 237 с.
3. Акунин, Б. Смерть на брудершафт: роман-кино. Фильма пятая / Б. Акунин. - М.: АСТ : Астрель, 2010. - 454 с.
4. Базанов, В. Г. С родного берега: о поэзии Н. Клюева / В. Г. Базанов - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1990. - 241 с.
5. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М. : Академический проект, 2008. - 351 с.
6. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.
7. Бичевская, Ж.В. Странник одухотворенный [электронный ресурс]. -
режим доступа: http://melody24.net/lyrics/313
8. Блажес, В.В. Народная история о Ермаке / В.В. Блажес - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2002. - 186 с.
9. Боханов, А.Н. Николай II / А.Н. Боханов. — М.: Вече, 2008.— 528 с.
10. Боханов, А. Н. Распутин. Анатомия мифа / А. Н. Боханов. - М.: Проспект, 2000. - 413 с.
11. Боханов, А.Н. Правда о Григории Распутине [Электронный ресурс] / А.Н.
Боханов // электронная библиотека ROMANBOOK. 2011. - Режим
доступа:http://romanbook.ru/book/8349281/
12. Боханов, А. Н. Распутин. Быль и небыль / А. Н. Боханов. - М.: Вече, 2006. - 396 с.
13. Варламов, А. Н. Григорий Распутин-Новый / Алексей Варламов, 2008. - 850 с.
14. Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. статей / И. Кукулин, М. Липовецкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 554 с.
15. Возчиков, В.А. Костер для «святого черта»: историко-литературное исследование / В.А. Возчиков, Ю.Я. Козлов, К.Г. Колтаков. - Бийск : НИЦ БиГПИ, 1998. - 222 с.
16. Волков, А.А. Около царской семьи / А.А. Волков. - М.: частая фирма «Анкор», 1993. - 236 с.
17. Вырубова, А. А.. Фрейлина Её Величества: "Дневник" и воспоминания А. Вырубовой / А.А. Вырубова. -М.: Советский писатель, 1991. - 268 с.
18. Гайдукова, Е. Б. Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции (император Александ I Благословенный и святой праведный старец Федор Кузьмич) / Е.Б. Гайдукова. - Красноярск : Красноярская государственная академия музыки и театра, 2012. - 224 с.
19. Гайдукова, Е.Б. Медиальные трансформации легендарного сюжета
о старце Федоре Кузьмиче [электронный ресурс] - режим доступа: http: //www.pandia.ru/text/77/490/2546. php
20. Горюшкин, Л. М. Аграрные отношения в Сибири периода империализма (1900-1917 гг.) / Л. М. Горюшкин ; отв. ред. И. Д. Ковальченко, 1976. - 341, 2 с.
21. Голубева, Т. От Руси к России. Царские династии./ Т. Голубева. - М.: РОСМЭН, 2001. - 143 с. 52-60
22. Григорий Распутин: Сб. ист. материалов: В 4 т. Т. 3, 1997. - 365 с.
23. Григорий Распутин: Сб. историч. материалов : В 4 т. Т. 1, 1997. - 541
24. Гумилев, Н.С. Стихотворение и поэма .Костер / Н.С.Гумилев. - М. : Артель. Полиграфическое издательство, 2010. - 395 с. 192-194
25. Дневники императора Николая II: том II, 1905-1918 гг.[электронный
ресурс] - режим доступа:
http: //4itaem.com/book/dnevniki_imperatora_nikolaya_II_tom_II_--384140
26. Додолев, Е.Ю. Мессии. Мифологизация религиозных вождей // Новый взгляд. - М. - 1992. - №3. С. 35-64
27. Евсин, И.В. Оклеветанный старец. Правда о Григории Распутине / И.В. Евсин, -Санкт-Петербург : «Невская жемчужина», 2004. - с.78
28. Живов, В. Иван Сусанин и Петр Великий. О Константах и переменных в составе исторических персонажей / В. Живов // Новое литературное обозрение. - М.: 1999. - №38. - С. 51
29. Житие блудного старца Гришки Распутина / сост. и подгот. текста С. П. Истратовой. - М.: Возрождение, 1990. - 542, [2] с.
30. Илиодор Святой черт. Тайна Григория Распутина / Илиодор. - Перьмь : 1991. - 252 с.
31. Клюев, Н.А. Стихи: сборник / Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин. - М.: Синергия, 1997. - 447 с.
32. Князькин, И.В. Распутство Распутина / И.В. Князькин - М. : АСТ, 2006. - 430 с.
33. Колоницкий, Б. Трагическая эротика: Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны / Б. Колоницкий - М. : Новое литературное обозрение, 2010. - 664 с.
34. Коковцов, В.Н. Из моего прошлого : Воспоминания [министра финансов России], 1903 - 1919 гг. : В 2 кн. Кн. 2 / Примеч. А. Г. Голикова, 1992. - 456 с.
35. Лаппо-Громадченко, И.Г. Мифологизация личности / И.Г. Лаппо Громадченко // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч.сб. / редкол. В.Н. Сидорцов. - Минск : БГУ, 2011. - С. 44¬47
36. Левкиевская, Е.Е. Русская идея в контексте исторических мифических моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. / Сост. М.В. Ахметова. - М., 2005.
37. Лейкина-Свирская, В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах / В. Р. Лейкина-Свирская. - М.: Мысль, 1981. - 283 с.
38. Мелетинский, Е. М. Избранные статьи. Воспоминания / Е. М. Мелетинский ; отв. ред. Е. С. Новик. - М: РГГУ, 1998. - 576 с.
39. Миф и художественное сознание XX века / отв.ред. Н.А. Хренов. - М.: Гос. инст-т искусствозн., 2011. - 686 с.
40. Мойнехен, Б. Григорий Распутин / пер. с анг. Л. Б. Папилиной. - Смоленск: Русич, 1999. - 592 с.
41. Николай II "Он всех простил...". Император Николай II. Церковь о царской семье: материалы Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной церкви. Житие и страдания Святых Царственных страстотерпцев Николая II и его семьи, 2002. - 221 с.
42. Никонов, В. А. Словарь русских фамилий / В. А. Никонов ; [сост. Е. Л.Крушельницкий] - М.: Школа-Пресс, 1993. - 222 с.
43. Оксиковский, В.С. Песни поэта / В. Оксиковский - М.: В.А. Стрелецкий,
2007. - 168 с.
44. Оклеветанный старец, в 2 частях / общество памяти игумении Таисии. - С-Птб.: Двойник, 2004. - 78 с.
45. Ольденбург, С. С. Николай II: его жизнь и царствование / Ольденбург С. С. - М.: Эксмо, 2010. - 429 с.
46. Павловский, И. В. Иван Грозный: к вопросу о дискуссии в средствах массовой информации // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 2. - С. 42-52
47. Пикуль, В.С. Нечистая сила / В.С. Пикуль. - Красноярск : Книжное издательство, 1989. - 763 с.
48. Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II (1914 — 1916) / перевод с английского В.Д. Набоков. - Берлин : «Слово», 1922. - 252 с.
49. Платонов, О.А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина / - М.: Алгоритм, 2001. - 325 с.
50. Платонов, О. А. Последний государь: жизнь и смерть / О. Платонов. - М.: Алгоритм, 2005. - 636 с.
51. Путилов, Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей впамять В.Я. Проппа / Б.Н. Путилов. - М. : Азбука, 1975. - 235 с. [141-155]
52. Пуришкевич, В.М. Убийство Распутина: Из дневника В. М.
Пуришкевича / В.М. Пуришкевич. - М: Эксмо, 1990. - 62 с.
53. Пуришкевич, Владимир Митрофанович. Дневник "Как я убил Распутина" / В. Пуришкевич. - М.: Советский писатель, 1990. - 140 с.
54. Радзинский, Э.С. Николай II. День последний / Э.С. Радзинский - М. : АСТ: АСТ Москва, 2007. - 286 с.
55. Радзинский, Э. С. Распутин: жизнь и смерть / Э. С. Радзинский. - М.: Феникс, 2007. - 510 с.
56. Рожков, В.Е. Пророки и чудотворцы: этюды о мистицизме / В.Е. Рожков.
- М.: Издательство политической литературы, 1977. - 190 с.
57. Распутин Григорий в воспоминаниях участников и очевидцев : из материалов Черезвычайной комиссии. Показания свидетелей. Илиодор, Е.Джанумова, А.Вырубова, О.Лахтина, С.Белецкий, В.Пуришкевич, А.Протопопов - М. : Банксервис, 1990. - 78 с
58. Распутина, Матрёна. Распутин. Почему?: Воспоминания дочери / Матрёна Распутина. -М.: Захаров, 2000. - 382 с.
59. Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. - Ташкент : Медицина УзССР, 1979. - 638 с.
60. Солоневич, И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич [Сост. П. Иванов]
- М.: РИМИС, 2003. - 606 с.
61. Солоневич, И.Л. XX век. Так что же было? / И.Л. Солоневич. -М.: Феникс, 2009. - 493 с.
62. Терещук, А.В. Григорий Распутин: Последний "старец" Империи / А.В. Терещук. - М.: Посев, 2006. - 525 с.
63. Труайя, А. Распутин / А. Труайя. - М. : Ростов-на-Дону, 1997. - 256 с.
64. Тэффи, Н.А. Смешное в печальном. Рассказы, роман, портреты современников / Н.А. Тэффи. - М. : Советский писатель, 1992. - 512 с. [379-404]
65. Тюпа, В. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск. - 2002 - № 1. - С.27-35.
66. Фирсов, С. Л. Николай II. Пленник самодержавия / С.Л. Фирсов. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 524 с.
67. Хереш, Э. Распутин: Тайна его власти / Элизабет Хереш. - М.: Олма- Пресс, 2006. - 314 с.
68. Хрусталев, В. М. Тайны «великого старца». Романовы. Падение династии / В.М. Хрусталев. - М.: АСТ, 2014 с.
69. Шавельский, Г.И. (1871 - 1951). Воспоминания последнего
Протопресвитера русской армии и флота. Т. 2 / Г.И. Шавельский. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье 1996. - 412 с.
70. Шапошник, В. В. Иван Грозный: Первый русский царь / В. Шапошник. - Санкт-Петербург : Вита Нова, 2006. - 492 с.
71. Шенк, Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263 — 2000) / Ф.Б. Шенк. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 592 с.
72. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. - Санкт-Петербург : Сова,
2008. - 1007 с.
73. Юсупов, Ф. Ф. Конец Распутина: воспоминания / кн. Ф. Ф. Юсупов. - М.: Отечество, 1990. - 246 с.