Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы родительского отношения матери как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
1.1. Подходы к определению эмоционального благополучия личности
• подходы к определению эмоционального благополучия
• определения понятия эмоции
• уровни, компоненты эмоционального благополучия
1.2. Основные понятия эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
• особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
• определение, структура эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
1.3. Особенности детско-родительских отношений и влияние родительского отношения матери на эмоциональную сферу ребёнка дошкольного возраста
• особенности детско-родительских отношений
• типы детско-родительских отношений
• связь родительского отношения матери и эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы родительского отношения матери как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
2.1. Описание методик исследования
2.2. Анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложения
Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.
Маленький ребенок открыт окружающему миру, он доверчиво относится к людям, у него положительное самоощущение. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.
Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать результаты собственных действий и действий других.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании - любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь - самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, каким человеком он вырастет. Но процесс формирования личности очень сложен и его нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Актуальность темы определяется еще и тем, что в последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Это и задержка эмоционального развития (сниженный эмоциональный интеллект), и наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, и нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения, и неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. А если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.
Цель данной работы: исследовать родительское отношение матери как фактор эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное благополучие ребёнка дошкольного возраста.
Предмет исследования: родительское отношение матери как фактор эмоционального благополучия ребенка дошкольника.
Задачи данного исследования:
1. Осветить понятие и сущность эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
2. Изучить особенности эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста;
3. Исследовать связь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия ребенка дошкольника.
Гипотеза: Существует связь между особенностями родительского отношения матери и эмоциональным благополучием ребенка дошкольного возраста, стили родительского отношения матери по-разному влияют на эмоциональное благополучие ребенка.
И в заключение, еще раз хочется акцентировать внимание на том, что эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Очень важно вводить ребенка в мир человеческих эмоций, помогать ему переживать раз-личные эмоциональные состояния и объяснять, что они означают.
Определили, что для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального благополучия ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамика. Психика дошкольника нуждается в тренировке, в напряжении, а иначе может наступить эмоциональный голод. И все это может привести к угнетенному состоянию ребенка, превратиться в тоску и скуку. Проявление негативных эмоций- это нормально, а иногда и необходимо. Неподходящем только может быть время место и обстоятельства их выражения. Выход отрицательных эмоций необходим для развития ребенка, так он осознает что он чувствует и что с ним происходит, но в то же время ребенку необходимо объяснить, что не везде и не всегда можно проявлять свой гнев. Наилучшая помощь матери в этих ситуациях- это научить ребенка понимать и осознавать свои чувства, переживать, сочувствовать и помогать определить возникающие чувства у ребенка. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения. Для этого можно использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику, релаксацию.
Так же мы выяснили, что отношение матери зависит от многих факторов и оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. В современном обществе детско-родительские отношения отличаются сложностью во взаимодействии, характеризующимся пре-небрежением в воспитании со стороны родителей.
Обозначили, что для эмоционального благополучия важно проявление интереса ребенка. С самого рождения ребенка интерес характеризуется как успешное развитие ребенка. Эмоция интереса проявляются в процессе творческого труда. Эмоция радости рождаются в творчестве и в любви. Эмоции радости и эмоции интереса способствуют благоприятному социальному раз-витию ребенка.
Как показало исследование, одно из причин нарушения отношений матери и ребенка и как следствие появление нарушений эмоционального благополучия ребенка, является : с одной стороны мать мало доверяют своему ребенку, боится его самостоятельности, хочет от всего оградить, старается ребёнка во всем контролировать, либо наоборот полностью отсутствует контроль и детки предоставлены сами себе; и второй момент состоит в том, что матери не знают, как проводить время со своими детьми, в какие игры играть, как важно общаться, нет заинтересованности делами ребенка, его увлечений, интересов, у родителей нет понимания, что детки это не маленькие взрослые, а они просто другие и к ним нужен особый подход.
Выявленные связи, в ходе нашего исследования, подтвердили гипотезу о том, что есть связь между стилем родительского отношения матери и эмоциональным благополучием ребенка дошкольника. Эти связи показали что, чем больше мать принимает своего ребенка, он нравится ей таким, какой есть, уважает его индивидуальность, симпатизирует ему, стремиться проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы, тем она лучше понимает причины состояния своего ребенка и тем лучше взаимоотношения у ребенка со сверстниками. Так же выяснили что, кооперация матери с ребенком способствует безусловному принятию ребенка и улучшает его отношения со сверстниками.
Когда мать, отец, близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В такой атмосфере развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Прямое, непосредственное обучение радостным переживаниям не-возможно, однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, деля с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни, который благоприятствует радостным переживаниям. Для этого важно помнить одно лишь правило: “воспитывают не слова, а поступки”. Следовательно, то, чему мы учим детей, не отличается от того, чему мы должны продолжать учиться сами. И лучшее, что могут сделать взрослые для ребенка - быть счастливыми.
1. Абдурасулова Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2006. №4
2. Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребёнка в раннем детстве // Дошкольное воспитание. 2005.
3. Айзина Ю. В. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы детей из неблагополучных семей: дис ... канд. психол. наук [Место за¬щиты МГПУ] - М., 2002.
4. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания.2013.-336с.
5. Андреева Т.В. Психология современной семьи.СПБ.2005.
6. Бадулина, О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. Дисс. кандидата пед. наук. - М, 1998. - 125 с.
7. Бережковская Е.,Кравцова Е.Е.,Бармашова Е. Ребёнок как целостность// Дошкольный психолог.2005.
8. Березина Т.Н. Воспитание добра как психолого-педагогическая проблема высшей школы//А1та mater (Вестник высшей школы). - 2013.- №2-С.62-66
9. Борисенко М.Г. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возрас- та.СПБ.2002.
10. Бочарова Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребёнка в раннем детстве// Дошкольное воспитание.2005.№5.
11. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребёнком. Как?-М.2000.-240с.
12. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально¬
экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис ... канд. пед. наук [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад. ] - Новокузнецк, 2011.
13. Данилова О.Ю. Психологические условия формирования эмоционального благополучия личности: дис ... канд. психол. наук [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т. ] - Новосибирск, 2007.
14. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребёнка до-школьного возраста. 2008.
15.Зеньковский, В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
16. Коваль В.В. Развитие эффективных коммуникаций в детско- родительских отношениях по средствам программы гармонизации родительской позиции.2012.
17. Коломинский Я.Л., Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников -М.: Просвещение, 1997. - 426с.
18. Кочкаев Е.В. Педагогические основы духовно-нравственного воспитания в семье.2010.
19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.М.2003.
20. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-
родительских отношений // Школа здоровья, 2004, №2.- С.5-14.
21. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510.
22. Куликов, Л. В. Дмитриева, М. С., Долина, М. Ю., Иванов, О. В., Розанова, М. А., Тимошенко, Т. Г. Факторы психологического благополучия личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып.3. Ч.1.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 342-350.
23. Лисина М.И. Общение, личность, и психика ребёнка.М.:Институт практической психологии. 1997.
24. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребёнка под влиянием социальных проблем современной семьи.2010.
25. Нарушевич Р. 12 Загадок для мамы и папы. М.2014.-144с.
26.Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.А. Психология семейных кризисов. М.: Речь, 2006 - 360 с.
27. Райгордский Д.Я. Психология семьи. Самара: «БАХРАХ - М», 2007. - 752 с.
28. Репринцева Г.И.Детско - родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2. - С. 67-75.
29. Рубцов С., Березина Т.Н. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №6. С.101-107.
30. Рубченко А.К. Проблема детско-родительских отношений в отечественной психологии// Психолог в детском саду.2005 №4.
31. Рузов В.О. Семейная нектарология.М.2013.-160с.
32. Рычкова Н. Индивидуально- типологические особенности нарушения поведения детей и уровни семейной дезадаптации // Развитие личности.2011.-155-165с.
33. Сары-Гузель, В. Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 Педагогическая психология. Нижний Новгород, 2002, 177 с
34. Смолярчук И.В. Детско-родительские отношения и их влияния на развитие личности ребёнка. Тамбов.2009.-69с.
35. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения. дисс... на соискание учёной степени доктора психологических наук наук / Л. В. Тарабакина.- Нижний Новгород, 2000. - 324 с
36. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человка.2011.-с110-126.
37. Ткаченко О.В. Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования // Психология и Психотехника. - 2013. - 11. - C. 1112 - 1119. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.11.10018.
38. Фаустова И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста:
дис ...канд. психол. наук [Место защиты: Елецкий гос. ун-т Им. И.А. Бунина] - Елец, 2011.
39. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка к проблеме определения понятия // Перинатальная психология и психология родительства. - 2004. - №3. - С. 1- 22.
40. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии.М,2005.-928с.
41.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия.- СПб.: Омега, 2003. - 478 с.
42. Эриксон Э. Детство и общество. - 2001 г.