ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ 6
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
ГОСТИНИЦЫ 18
3. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В КОМАНДЕ ПЕРСОНАЛА
ГОСТИНИЦЫ "ВИЗАВИ" 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПОИЛОЖЕНИЕ А Кодификатор участников интервью 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Интервью с руководителем отдела персонала 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В Интервью с сотрудниками службы приема и размещения 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Интервью с сотрудниками хозяйственной службы 59
Актуальность темы исследования. В настоящее время среди российских организаций и предприятий наблюдается интерес к процессам формирования команд и использованию методов командной работы. Актуальность формирование команд в гостинице и внедрение в практику командных методов работы имеют под собой достаточно объективные основы. Во-первых, методы коллективной работы позволяют лучше решать задачи с минимальными затратами времени, повышая тем самым эффективность работы организации в целом. Во-вторых, использование командной работы в современных условиях является одним из конкурентоспособных преимуществ организации, т.к. позволяет более успешно строить развитие организации на основе удовлетворения запросов потребителей. В-третьих, в настоящее время дальнейшее повышение производительности управленческого труда зависит от осознания того факта, что менеджер любого ранга связан с созданием коллективного продукта труда. И, наконец, признание самого существования командного подхода связано с исследованиями в области развития организации и представлениями о ней как об обладающей особой культурой, ценностями социотехнической системе. То есть культуру организации рассматривают как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и достичь их конструктивного взаимодействия.
В условиях обострения конкуренции на рынке гостиничных услуг вопросы командообразования, использования командных методов работы применительно к управлению персоналом гостиницы актуализируются.
Степень научной разработанности темы. У истоков изучения метода командной работы лежат работы психологов. Наиболее ярким представителем является Дж. Морено. Также свой вклад в изучение командного подхода внес российский ученый А. С. Макаренко, работы которого лежат в смежной сфере научного знания: на стыке социологии и педагогики. Большую базу знаний о командной работе содержат научные теории в сфере менеджмента, а также теории в смежной дисциплине - социологии управления. В сфере менеджмента наиболее известны работы Э. Мэйо, Ф. Скиннера, Р. Танненбаума и Ф. Массарика. В области же социологии управления знаменательными фигурами, которые изучали командную работу, являются Ф. У. Тейлор, Ф. Герцберг, Р. Акофф. В зарубежной науке изучением мотивации, командной работы также занимались М. Фоллет, Т. Лири, Т. Питерс и многие другие ученые из разных областей научного знания. Отечественные же ученые изучали проблему командной работы в основном в рамках педагогики. Однако есть ученые, которые изучали ее в рамках управленческой науки. К ним относятся Базаров Т.Ю., Рыбкин И.В., Пыркова Т. С. Также в этой сфере известны работы таких российских ученых, как В. Михеев, О. А. Козлов, Е. В. Попова, О. В. Евтихов и др.
Объектом исследования является командная работа персонала.
Предметом - особенности организации командной работы персонала гостиницы.
Цель дипломной работы заключается в изучении особенностей командной организации работы персонала гостиницы.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения командной работы.
2. Выявить формы и методы командной работы персонала гостиницы
3. Проанализировать опыт работы в команде персонала гостиницы «Визави»
В процессе написания дипломной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов, полуформализованное интервью.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по менеджменту в туризме и управлению персоналом.
В настоящее время актуализируются процессы командообразования в гостинице. Ведь работа в команде - ключевой фактор успеха в гостиничном бизнесе. Для работы в команде не имеет значения, какую должность занимает сотрудник на предприятии. В рамках команды все сотрудники имеют равные позиции. Права и обязанности членов команды служат, с одной стороны, основой организации работы в рамках команды, а с другой — базисом для оценки способностей участников к такой форме работы.
В результате проведенного исследования удалось систематизировать теоретическую базу командообразования, а также проанализировать и выявить наиболее эффективные формы и методы командной работы. Можно заключить, что практика командообразования базируются на довольно широкой теоретической и эмпирической базе знаний, которая включает в себя массу теорий не только в сфере менеджмента, но и в сфере социологии, психологии, педагогики и других наук.
Анализ результатов изучения опыта командообразования в гостинице «Визави» дает возможность сделать вывод о том, что отель включает в себя хорошо сформированные команды в подразделениях, которые обеспечивают эффективное функционирование отеля.
Командообразование это предельно эффективный инструмент, при помощи которого различные люди и организации реализуют намеченные планы. Ни одна прогрессирующая компания не оставляет без внимания этот вопрос. Правда, далеко немногие изучают его с правильным отношением и со всей присущей ему серьёзностью. Именно по этой причине кто-то просто не двигается с места, а кто-то делает только хуже. Ведь в командообразовании нужно действительно учитывать многие вещи: психологические особенности людей, скрытые резервы их личности и взаимопонимание, слаженность действий, умение работать сообща, наличие одной для всех мотивации, стремление к одному результату и другие. А само формирование команды должно способствовать появлению доверия между членами команды,
раскрывать их потенциал и мотивировать к продуктивной трудовой деятельности.
Только профессиональный подход способен принести пользу и высокий результат. А профессиональный подход, в свою очередь, подразумевает знание форм командо-образования и чёткое понимание главных принципов этого процесса.
1. Арбузова Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебное пособие для вузов [Текст] // Н. Ю. Арбузова. Москва: Академия, 2012. 220 с.
2. Армстронг М. Основы менеджмента. [Текст] / М. Армстронг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 512 с.
3. Базаров Т. Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. [Текст] // Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. Москва: ЮНИТИ, 2002. 560 с
4. Базаров Т.Ю., Рыбкин И.В., Пыркова Т.С. Управленческие команды и их формирование [Текст] // Под редакцией Т.Ю. Базарова. Москва: ИПКгосслужбы 2009. 51 с.
5. Боронова Г. Х, Прусова Н.В. Психология труда: конспект лекций. [Текст] / Г. Х. Боронова Москва 2008. 160 с.
6. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика [Текст] / Е. Ветлужских. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007. 133 с.
7. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде, Учебное пособие [Текст] / Т. П. Галкина Москва: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2005. 224 с.
8. Гордеев А. В. Выявление недостатков режущих инструментов методом обратного мозгового штурма [Текст] / А. В. Гордеев. Вектор науки ТГУ. 2012. №3 С.75-80.
9. Дрогобыцкий И. Н. Парадигма организационного менеджмента [Текст] / И. Н. Дрогобыцкий. Вектор науки ТГУ. 2011. №2 С. 300-305.
10. Картушина Е. Н. Командообразование как потребность в современном процессе управления персоналом [Текст] / Е. Н. Картушина. Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (051) С. 99-102.
11. Карякин А. М. Командная работа: основы теории и практики. [Текст] / А. М. Карякин. Иваново, 2003. 136 с.
12. Кенсаринова М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты [Текст] / М. В. Кенсаринова. Успехи современного естествознания №1-2. 2015. 301-304 с.
13. Липатов С. А. Управление персоналом развивающейся организации [Текст] / С. А. Липов. Организационная психология. 2014. №2 С. 92-95.
14. Макринова Е. И., Трунова С. Е. Интегрированная модель формирования и развития команд в управлении персоналом гостиницы [Текст] / Е. И. Макринова. Фундаментальные исследования. 2012. №11-5 С. 1271-1276.
15. Марковская И. М. Лидерство: командный подход [Текст] / И. М. Марковская. Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №31. (131) С. 69-72....33