Введение 2
Глава 1. Предпосылки формирования регулятивных универсальных
учебных действий учащихся на уроках математики 5
1.1. Регулятивные универсальные учебные действия как требования к
подготовке учащихся 5
1.2. Структура и критерии сформированности регулятивных
универсальных учебных действий учащихся 11
1.3. Формирование регулятивных универсальный действий учащихся на
основе системно-деятельностного подхода 19
Глава 2 «Методика формирования регулятивных умений учащихся 7
классов в процессе обучения математики» 31
2.1. Методическая модель формирования регулятивных универсальных
учебных умений учащихся 31
2.2. Средства формирования регулятивных универсальных учебных
действий учащихся 40
2.3. Апробация разработанной методики 47
Заключение 54
Библиографический список 55
Приложение 67
В нынешнем веке одна из важнейших задач школьного обучения это необходимость воспитать человека всесторонне развитого, способного самообучаться и саморазвиваться. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) задает перечень требований ко всесторонней подготовке выпускника школы, сформулированные в понятиях «универсальные учебные действия».
Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового опыта общества. Характер универсальный учебных действий проявляется в том, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования этих учебных действий.
Другими словами, универсальные учебные действия должны обеспечить ученикам не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить цели, находить и применять необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности.
Реализация требований ФГОС ООО по формированию универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения определяет также необходимость разработки новых или актуализации существующих средств подготовки учащихся в новом формате.
Формирование универсальных учебных действий сегодня уже осознана и принята учителями как необходимость, однако как это сделать более эффективно и понятно остается открытым. Так, например, ФГОС ООО средства диагностики универсальных учебных действий, характер их связи с содержанием учебных предметов могут создавать у учителя иллюзию, что не надо специально работать над формированием универсальных учебных действий и оценкой их качества сформированности. Достаточно обучать как всегда и универсальные учебные действия будут формироваться самостоятельно в процессе обучения. Однако, как показывает практика и на основе анализа работ ученых по развитию и формированию универсальных учебных действий, такой подход к формированию универсальных учебных действий носит хаотичный характер. Такой подход к формированию универсальных учебных действий не привносит ничего нового. Поэтому учителям школы необходимо разработать комплекс заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий. В связи с чем, тема «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в 7 классе» является актуальной.
Цель исследования: осуществить разработку средств формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 7 классе.
Объект исследования: процесс обучения математике в 7 классах.
Предмет исследования: формирование регулятивных
универсальных учебных действий учащихся, как комплекса требований к их математической подготовке.
...
Проведенное исследование по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся в соответствии с поставленными задачами позволило получить следующие результаты:
1. Конкретизированы составляющие регулятивных универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Математика».
2. Определены критерии уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Нами выделены низкий, средний, повышенный и высокий уровни сформированности универсальных учебных действий, каждый из которых детально охарактеризован.
3. Разработана методическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий.
4. Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации формирования регулятивных УУД. Результаты апробации позволяют прослеживать их формирование в динамике на всем протяжении обучения математике.
Данное исследование будет полезно учителям школ для разработки средств диагностики регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС ООО.
Выпускная квалификационная работа является многоплановой и требует дальнейшего развития в русле совершенствования средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в 7 классе.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 159с
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М. - 2008.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения - URL https:ZZdocviewer.yandex.ru/view/102911743 (дата обращения: 20.10.2017)
5. Багрова С.В. Системно - деятельностный подход как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы, 2015.-12с.
6. Баракова Е. А. О формировании регулятивных умений учащихся в процессе исследовательского обучения - URL https://elibrary.ru (дата обращения: 21.10.2017)
7. Белокрылова Е. В. Реализация системно-деятельностного подхода при
решении математических задач [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 48-50. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11066/ (дата обращения: 26.10.2017).
8. Бельских М. А. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 126-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10628/ (дата обращения: 23.10.2017).
9. Белянкова Е. И. Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10908/ (дата обращения: 12.11.2017).
10. Бижова Т. В. Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 52-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11057/ (дата обращения: 30.10.2017).
11. Богоявленский, Д. Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 12-18.
12. Болховская Е. В. Современные подходы к уроку [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10961/ (дата обращения: 20.11.2017)
13. Боташева З. Х. Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе
их подготовки к решению прикладных задач по математике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 59-62. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10962/ (дата обращения: 27.10.2017)
14. Воробьёва Т.Г. Возможности формирования и развития регулятивные учебные действия средством технологии интегрированного обучения // Вектор науки ТГУ.Серия: Педагогика, психология. - №4. - 2011. - с.62-64
15. Воробьёва Т. Г. Проблема регулирования критериев оценки регулятивных учебных действий - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 13.11.2017)
16. Гаврилова Т.А, Хорошевский В.Ф.. Базы знаний интеллектуальных систем - СПб.: Питер, 2001. - 384 с., Уэно Х., Исидзука М. Представление и использование знаний. - М.: Мир, 1989. -326 с.
... всего 83 источников