Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Формирование учебного мотива обучающихся 5-6 классов на кружковых занятиях по математике»

Работа №155431

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Мотивация обучающихся к учебно-познавательной деятельности .... 7
1.1. Мотивы и мотивация. Основные понятия 7
1.2. Потенциал внеучебных форм работы для формирования учебного
мотива обучающихся 14
1.3. Внеурочная деятельность по математике как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий учащихся 17
Выводы к 1 главе 25
Глава 2. Методика формирования мотива обучающихся 5-6 классов к изучению математики средствами кружка по математике 27
2.1. Цели и требования к результатам формирования мотива обучающихся
средствами кружка 27
2.2. Специфика технологий и их использование для формирования
учебного мотива на кружке по математике у учащихся 5-х классов 46
2.3. Анализ результатов реализации кружка 76
Выводы по 2 главе 88
Заключение 90
Список литературы 92

Проблема учебной мотивации - одна из ключевых проблем педагогики и психологии. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения - первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения учебных мотивов является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребёнка. Во многом она определяет его успешное обучение в школе. Особенности её динамики оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения обучающегося, играют важнейшую роль в постановке и достижении целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности в различные мероприятия. Лишенная внутренних мотивов учебная деятельность теряет свою самоценность, привлекательность, становясь средством для решения иных, чаще всего социальных задач.
Ведущим видом деятельности в 5-6 классах - является учение. Учебная деятельность предъявляет большие требования ко всем психическим процессам ребенка. Формирование психических процессов тесно связаны с теми новообразованиями, которые присущи данному возрастному этапу. События, происходящие с обучающимися в 5-6 классах, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы. Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников,и поэтому гарантировать максимальный результат.
В настоящее время имеет место противоречие между обострившейся необходимостью учебной мотивации обучающихся в современных условиях и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования, а также позволяет сформулировать проблему исследования: каковы пути формирования учебной мотивации к изучению математики у обучающихся 5-6 классов?
Объект исследования - обучение математике обучающихся 5-6 классов. Предмет исследования - формирование учебного мотива у обучающихся 5-6 классов на кружке по математике.
Цель исследования - разработать и апробировать методику формирования учебного мотива у обучающихся 5-6 классов на кружке по математике.
Задачи исследования:
6. Выявить потенциал внеучебных форм работы по математике в 5-6-ых классах для формирования учебного мотива обучающихся.
7. Определить критерии и уровни сформированности учебного мотива, к изучению математике учеников 5 - 6 классов.
8. Определить целевой и содержательный компоненты кружка по математике в 5 - 6 классах, оринтированные на формирование учебного мотива обучающихся.
9. Разработать технологический компонент методики формирования учебной мотивации обучающихся 5 - 6 классов на кружке по математике.
10. Апрабировать разработанную методику на практике.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно­методической); эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Качество усвоения знаний учащимися всегда находилось в центре внимания педагогов и психологов. Особенно важной эта проблема является для учителей 5-6 классов, так как именно в этот период закладываются основы мотивации познавательной деятельности, формируются интересы. Проблема формирования учебногомотива одна из важнейших и острейших проблем школы.
Теоретический анализ по называет многогранность учебной деятельности и в этом смысле сложность определения мотивации учения. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние нашкольную успеваемость. В ходе ра боты мы провели опытно­поисковую работу, направленную на формирование учебного мотива у обучающихся 5-6 классов на кружке по математике. По результатам данного исследования было выявлено, что в классе преобладают дети с уровнем мотивации, который характеризуется положительным отношением к школе, но при этом школа привлекает детей больше вн.еуче.бными сторонами, у наибольшего количества детей интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории и не способов решения, что. соответствует низкому и удовлетворительному уровню мотивации к учебной деятельности у лб.учающихся. Отсюда сделан вывод о необходимости поиска и применения методов и приемов повышения мотивации к учебной деятельности у обучающихся 5-6 классов.
В качестве средства для формирования учебного мотива школьников мы использовали тренинговую программу, которая включала разнообразные задания, игровые упражнения, разминки и пр. Также мы предложили различные методы и приемы активизации и повышения учебного мотива школьников, разработали методические рекомендации для педагогов.
По данным итоговой диагностики стала преобладать группа детей с хорошей мотивацией, устойчивым учебно-познавательным интересом, что. подтверждает эффективность системы тренинговых занятий для формирования мотивации к учебной деятельности у обучающихся 5-6 классов.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены. Цель исследования, состоявшая в изучении на теоретическом уровне особенностей развития мотивации у обучающихся 5-6 классов к учебной деятельности и апробировании на практике специально разработанной программы, способствующей формированию мотивации у обучающихся 5­6 классов,достигнута.


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий.: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Блогонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 22-29
4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / М.: Просвещение, 2011
5. Власова, Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей школьного возраста [Текст] / Н. Н. Власова. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. - 150 с.
6. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии М.: Ось-89, 2014. - 144 с.
7. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. М.: Смысл; Академия, 2016. — 336 с
8. Демьяненко А.О. Потенциал внеучебных форм работы для формирования учебного мотива обучающихся[Текст] // Молодежь и наука XXI века. Современная математика и математичекое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы. - Крансоярск 2021. - с.61-63
9. Денищева Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 181-201.
10. Дусавицкий, А. К., Репкин, В. В. О развитии познавательных интересов школьников [Текст] / А. К. Дусавицкий // Вопросы
психологии. 2010. № 3.
11. Есина, Е. В. Педагогическая психология [Текст] / Е. В. Есина: конспект лекций М.: Эксмо, 2010. - 160 с.
12. Истомина Н.Б. Учебно-методический комплект по математике для 5—6
классов [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://lbz.ru/metodist/authors/matematika/9/ (Дата обращения 31.12.2020)
13. Корсини, Г., Ауэрбах, А. Психологическая энциклопедия [Текст]
14. Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / В. В. Кривоногое. - М. : Первое сентября, 2002. - 219 с.
15. Кулагина, И. Ю. Школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. М., 2011. - 450 с.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ