ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Использование информационных технологий в современном школьном физическом образовании 6
1.1. Основные подходы к организации школьного физического
образования 6
1.2. Применение информационных технологий в исследовательской
деятельности учащихся 13
ГЛАВА 2. Методика организации виртуального лабораторного практикума по курсу «Атомная физика» 31
2.1. Моделирование организации виртуального физического практикума 31
2.2. Методические рекомендации по формированию учебноисследовательской деятельности по теме «Атомная физика» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Изменения в современной системе образования, предполагают повышение требований к качеству подготовки учащихся в школе. Задача образования состоит в том, чтобы знания приобретались с учетом будущей деятельности и способствовали развитию надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Для выполнения поставленной задачи Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования и среднего (полного) общего предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия формируются через применение системно-деятельностного подхода, который является методологической основой обучения и обеспечивает:
• проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Реформы образования, в концепции реализации личностноориентированного подхода, меняет привычную для педагогов практику обучения, и требуют следующие изменения:
• внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие самоопределением и самореализацией личности;
• обновление содержания школьного физического образования.
Эти неизбежные преобразования необходимо внедрять и в систему школьного физического образования. Содержание школьного физического образования в них претерпело значительные изменения, а образовательные технологии обновляются медленно, так как традиционная система с трудом вытесняется новыми технологиями.
Педагогические технологии учебно-исследовательской деятельности как раз сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить школьника самостоятельно работать, общаться с
окружающими, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о существовании противоречий:
-с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности интеллекту человека, его общей культуре, а с другой стороны - фактическим уровнем подготовленности педагогического состава, к выполнению этих требований;
- с одной стороны необходимостью формирования УУД, а с другой стороны - недостаточной разработанностью современных технологий организации обучения для их формирования.
Эти противоречия, а также все вышеизложенное, обуславливают актуальность исследования на тему «Формирование учебноисследовательской деятельности учащихся при выполнении виртуального лабораторного физического практикума».
Цель исследования: формирование универсальных исследовательских умений у учащихся в рамках виртуального лабораторного физического практикума.
Объект исследования: процесс обучения физики учащихся.
Предмет исследования: формирование учебно-исследовательской
деятельности учащихся в рамках курса «Атомная физика».
Гипотеза исследования: качество обучения физике учащихся можно повысить, если в процесс обучения ввести виртуальный компьютерный физический практикум.
...
В ходе выполнения диссертационной работы поставленная нами цель: формирование универсальных исследовательских умений у учащихся в рамках виртуального лабораторного физического практикума.
Для достижения цели работы были решены поставленные задачи:
1. Проанализировать научно-методическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть различные способы организации учебноисследовательской деятельности учащихся;
3. Проанализировать состав и содержание универсальных учебных действий у учащихся;
4. Разработать методические рекомендации по организации учебно - исследовательской деятельности учащихся.
5. Провести педагогический эксперимент по проблеме, рассматриваемой в выпускной квалификационной работе.
Гипотеза: качество обучения учащихся можно повысить, если в процесс обучения физике ввести виртуальный компьютерный практикум по физике, как дополнение к натуральному, подтверждена.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Обучение в рамках виртуального лабораторного физического практикума способствует формированию универсальных исследовательских умений у учащихся.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации;
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего Образования
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт полного (среднего) общего Образования
4. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Об
утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726р»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1563 от 30 декабря 2015г «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок, осуществляющих
деятельность в сфере дополнительного образования детей на 2016 -2020 гг.»;
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 №АК-2563/05;
7. Абдрахманова А.Х., Нефедьев Е.С. Лабораторный практикум по дисциплине "Физика" с компьютерными моделями.-М.: Книжный дом Университет (КДУ), - 2012, - 128 с.
8. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. // М.: ИИД "Филинъ" - 2003, 616 с.
9. Барсуков О. А., Основы физики атомного ядра. Ядерные технологии- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011. - 562с.
10. Гринкруг М. С., Вакулюк А. А. Лабораторный практикум по физике - М.: Лань, 2012. - 464 с.
11. Игошин Ф. Ф., Самарский Ю. А., Ципенюк Ю. М. Лабораторный практикум по общей физике. Квантовая физика - М.: Физматкнига, 2012. - 464 с.
12. Махмутов, М.и. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 210 с.
13.
13. Паршаков А. Н. Введение в квантовую физику. - М.: Лань, 2010.
- 352с.
14. Пронин В. П. Практикум по физике. - М.: Лань, 2005. - 256 с.
15. Тарасов Л.В. Введение в квантовую оптику. - М.: ЛКИ, 2008. - 306 с.
... всего 22 источника