ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические предпосылки изучения проблемы формирования
читательского интереса младших школьников 8
1.1 Сущность понятия «читательский интерес» в психологии и
педагогике 8
1.2 Науковедческие подходы к изучению проблемы формирования
читательского интереса младших школьников 24
1.3 Изучение и анализ сформированности читательского интереса у школьников 3 А класса МБОУ «Большеулуйская СОШ» 36
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательского
интереса учеников 3 А класса МБОУ «Большеулуйская СОШ» в учебновоспитательном процессе
2.1 Разработка программы кружка «КЛюЧ» по формированию
читательского интереса у учащихся 3 А класса МБОУ «Большеулуйская СОШ» 45
2.2 Реализация программы кружка «КЛюЧ» по формированию читательского интереса у учащихся 3 А класса МБОУ «Большеулуйская
СОШ» 61
2.3 Изучение и анализ опытно-экспериментальной работы по
формированию читательского интереса у учащихся 3 А класса МБОУ «Большеулуйская СОШ» с помощью программы кружка «КЛюЧ» 69
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение 1 83
Приложение 2 85
Приложение 3 87
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге». Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.
А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя - для пополнения своих знаний и опыта.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что в психологии и педагогике созданы теоретические предпосылки для успешного решения этой проблемы. В работах исследователей (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Светловская, Л.Д. Столяренко, В.А. Сухомлинский, И.И. Тихомирова, Б.Г. Умнова, К.Д. Ушинский, О.А. Яшнова) раскрыта сущность понятия «читательский интерес», характеристики читательского интереса, выделены функции читательского интереса, факторы, которые влияют на читательский интерес.
раскрывается в работах В.Г. Белинского.
Методические рекомендации по проблеме формирования читательского интереса младших школьников рассмотрены в трудах Н.Н. Светловской, Е.Н. Ильина.
Проблема формирования читательского интереса младших школьников требует научного обоснования в силу ее недостаточной изученности, теоретической и практической значимости.
Изучение теоретических предпосылок, требований нормативных документов позволило сформулировать ряд противоречий:
- на государственном уровне: государственный стандарт акцентирует внимание на выстраивании учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы общество получало высококультурных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Под личностным результатом обучения понимается уровень сформированности ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества и свойства. Одним из важнейших личностных качеств является читательская самостоятельность, которая включает в себя понятие читательский интерес.
• на отраслевом уровне:
• на личностном уровне: отсутствие креативной программы кружковой деятельности, не достаточно описанный опыт по проблеме.
Обозначенные противоречия позволили актуализировать проблему исследования, заключающуюся в обосновании, разработке и реализации программы кружка «КЛюЧ» по формированию читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать тему исследования: «Формирование читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
...
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из наиболее важных.
В диссертационном исследовании изучено состояние исследуемой проблемы по формированию читательского интереса у младших школьников в научно-педагогической литературе. В работах исследователей (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Светловская, Л.Д. Столяренко, В.А. Сухомлинский, И.И. Тихомирова, Б.Г. Умнова, К.Д. Ушинский, О.А. Яшнова) раскрыта сущность понятия «читательский интерес», характеристики читательского интереса, выделены функции читательского интереса, факторы, которые влияют на читательский интерес.
В данной работе подобраны методики для выявления сформированности читательского интереса младших школьников на констатирующем этапе исследования: методика незаконченных предложений для определения мотивов чтения и анкета по выявлению читательских предпочтений М. П. Воюшиной; анкета для выявления читательского кругозора; тестовые задания Л. А. Ефросининой для изучения знаний учащихся об элементах книги, необходимых для ориентировки в ее содержании.
Осуществлен анализ данных сформированности читательского интереса младших школьников 3 «А» и 3 «Б» классов на констатирующем этапе экспериментальной работы, с помощью которого было установлено, что учащиеся 3 «А» класса имеют низкие результаты сформированности читательского интереса.
Опираясь на опыт, представленный в психолого-педагогической литературе, мы разработали, теоретически обосновали и опытноэкспериментальным путем проверили результативность программы кружка «КЛюЧ» по формированию интереса к чтению у младших школьников 3 «А» класса.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез, позволяющий определить уровень сформированности читательского интереса младших школьников.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию читательского интереса учащихся 3 «А» класса дала положительные результаты. Все дети экспериментального класса записаны в школьную библиотеку, большинство являются читателями центральной районной библиотеки.
В процессе опытно - экспериментальной части работы наша гипотеза была подтверждена. Цель работы достигнута.
1. Алексеева, А. Н. Психолого-педагогическая помощь ребенку в условиях современной массовой коммуникации / А. Н. Алексеева, Г. Н. Волкова
2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1969. С.62, С.72
3. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. о детской литературе. М.: Детская литература, 1983. 430с.
4. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. 5. Карпова, редкол.: Н.С. Лейтес , О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014 — 272 с.
5. Гурович, Л.М. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович. - М. : «Академия»,
2004. - 128 с
6. Братухина Л.П., Развитие читательских интересов младших школьников [Текст] / Л.П. Братухина. - М.: «Владос», 2012.
7. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: ИНТОР, 1998, С. 67.
8. Бунеева, Е. В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - М. : Баласс, 2014. - 43 с.
9. Воспитание культуры чтения: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1973. 132с.
10. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: Классические труды)
12. Джежелей, О.В. Чтение и литература. Программа / О.В. Джежелий // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2004, С. 68.
13. Дунаева, Н.О. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка [Текст] / Н.О. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С.35-39.
14. Иванихин, В. В. Почему у Ильина читают все? [Текст] / В. В. Иванихин. - Москва: Просвещение, 1990.
15. Иванова Г.А. Психология чтения школьников [Текст] : учебнометодическое пособие для педагогов-библиотекарей / Г. А. Иванова, И. И. Тихомирова. - Москва : РШБА, 2016. - 327 с.
16. Ильин, Е. Н. Путь к ученику [Текст] / Е.Н. Ильин. - Москва: Просвещение, 1988.
... всего 78 источников