Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ экологического мышления учащихся 7 классов в процессе проектной деятельности

Работа №15542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1026
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Формирование основ экологического мышления учащихся 8
1.1 Психологические процессы экологического мышления
подростков
8
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 12
1.3 Пути формирования экологического мышления 15
Выводы по 1 главе 21
2 Методика формирования экологического мышления при организации проектной деятельности учащихся 7 классов 22
2.1 Содержание обучения учащихся 7 классов по предмету
«Технология» 22
2.2 Методические рекомендации по формированию экологического мышления на уроках предмета «Технология» 28
2.3 Методические рекомендации по организации проектной
деятельности в микро группах
33
2.4 Исследование сформированности экологического мышления учащихся 7 классов 42
Выводы по 2 главе 50
3 Проектирование образца проекта изделия из отходов столярного
производства 55
3.1 Анализ существующих объектов проектной деятельности
по обработке древесины 55
3.2 Классификация отходов столярного производства 60
3.3 Эскизное проектирование и конструирование объекта
труда
65
3.4 Технология изготовления стола журнального 73
3.5 Расчет себестоимости проекта 75
Выводы по 3 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
84
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Конструкторская документация стола журнального
90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Фотография реализованного проекта 94


Экологическая культура личности полагает присутствие у человека
знаний, воззрений, нравственных установок, готовности к деятельности, в
соответствии с требованиями бережного отношения к природе. Роль экологического образования в рамках учебного предмета «Технология» определяется необходимостью и важностью решения задач по формированию ответственного отношения к природе и экологической грамотности учащихся, их
подготовки к труду и деятельности с учетом экологических требований.
На уроках технологии реализуются научные основы технологии обработки конструкционных материалов и изготовления изделий, выделяются и
обобщаются основные закономерности производства. В процессе и в результате изготовления изделий выясняются экологические последствия от использования техники и деятельности людей в народном хозяйстве, их влияние на окружающую среду и здоровье человека, разъясняется и обосновывается продуманность решения экологических вопросов [6].
Экологическое наполнение уроков технологии и формирование экологического мышления школьников необходимо осуществлять через знания
экологии, труд, природные ресурсы и производство, способы экономии материалов, возможности переработки и утилизация отходов бытовой деятельности и производства, охраны окружающей среды в учебной деятельности,
экономии расходования электроэнергии, материалов, сырья. В процессе обучения учителю необходимо концентрировать внимание школьников на принятии и выполнении доступных и необходимых экологических решений в
ходе практических работ и осуществления проектной деятельности.
В связи с чем, перед школой встает проблема изменения условий реализации образовательной программы предметной области «Технология» по
формированию экологического мышления школьников, к решению которой
большинство школ продвигаются медленно, т.к. недостаточно созданы условия для их выполнения. На современном этапе преподавания предмета «Технология» экологическое воспитание школьников осуществляется только на теоретическом
уровне, когда учащиеся знакомятся с экологическими проблемами региона и
страны. Однако при решении практико-ориентированных задач учитель, чаще всего, рекомендует учащимся экономно использовать материалы.
Для того, чтобы сформировать у учащихся способности придавать
экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности по предмету
«Технология», необходимо определить методику формирования экологического мышления школьников в процессе обучения обработке древесины.
Большие возможности для этого представляет проектная деятельность учащихся. В процессе выполнения проекта изделия от идеи до её реализации,
учитель может направить ученика на выявление и обоснование решения экологических вопросов и экологических последствий от использования техники. Однако, для того, чтобы проектная деятельность носила не формальную,
а реальную экологическую направленность, необходимо создать определенные условия, способствующие более успешному формированию экологического мышления школьников.
В современном состоянии вопроса сложились противоречия между:
 требованиями предметной области «Технология» в развитии экологического мышления учащихся и недостаточно созданными условиями для
их выполнения;
 необходимостью придавать учащимся экологическую направленность любой деятельности и недостаточно разработанной методикой
формирования экологического мышления при осуществлении проектирования изделий.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Как должна быть организована проектная деятельность на
уроках предмета «Технология», чтобы она могла обеспечить формирование
экологического мышления обучающихся? Так как, указанная проблема малоисследована и в то же время очень важна для реализации требований предметной области «Технология» в развитии экологического мышления учащихся, то тема выпускной квалификационной работы «Формирование основ экологического мышления учащихся 7 классов в процессе проектной деятельности» является актуальной.
Цель исследования – разработать методику организации проектной
деятельности учащихся 7 классов на уроках предмета «Технология», способствующую формированию основ экологического мышления.
Объект исследования – формирование основ экологического мышления учащихся.
Предмет исследования – методика организации проектной деятельности учащихся 7 классов.
Гипотеза исследования – формирование основ экологического мышления учащихся при осуществлении проектной деятельности по предмету
«Технология» будет осуществляться более успешно, если:
- применять разработанную методику формирования экологического
мышления при осуществлении проектирования изделий;
- создать условия для демонстрации учащимися экологического мышление в разных формах деятельности;
- применять образцы объектов проектной деятельности обучающихся,
выполненные из отходов столярного производства.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы психологических процессов экологического мышления подростков.
2. Определить методику формирования экологического мышления
при осуществлении проектирования изделий учащимися 7 класса.
3. Выявить эффективность разработанной методики формирования
экологического мышления при осуществлении проектирования изделий
учащимися 7 класса. Методологическая основа исследования – формирование экологического мышления обучающихся (А.Ф. Бортник, С.Д. Дерябо, В.П. Каленская,
И.Р. Колтунова,Э.А. Турликулов, О.А. Чернухин и др.); психологические
особенности подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн,
В.С. Мухина, Р.С. Немов и др.); технологическое образование школьников
(В.Д. Симоненко, Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, А.Т. Тищенко и др.); проектная деятельность обучающихся (Н.В. Матяш, Е.С. Полат и др.); конструирование и технология изготовления столярных изделий и мебели (А.А. Барташевич, М.Б. Буглай и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование, анализ продуктов проектной деятельности.
Экспериментальная база исследования – МБОУ СОШ №2 с. Смоленского Алтайского края.
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанная
методика организации проектной деятельности учащихся 7 класса является
оригинальной, так как в качестве объектов проектной деятельности обучающихся в микро группах, используются изделия, изготовленные из отходов
столярного производства.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть внедрены в учебный процесс предмета «Технология» и обеспечить его методикой организации проектной деятельности в микро группах,
по разработке проекта изделия с использованием технологий обработки древесины, а также средствами обучения школьников (образцами объектов проектной деятельности обучающихся, изготовленными из отходов столярного
производства), способствующих формированию экологического мышления
обучающихся.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список, 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено определение понятия «экологическое мышление». Установлено, что более быстрому формированию экологического мышления в
школьном возрасте способствует установление связи от причины к следствию.
Выявлены психологические особенности подросткового возраста.
Установлено, что у подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности, подросток начинает рефлексировать себя,
появляются новые мотивы учения связанные с идеалом и профессиональными намерениями.
Установлено, что достижение целей формирования экологического
мышления включает психологическую, теоретическую, методическую и
практическую подготовку школьника. Выявлены формы и методы формирования экологического мышления. Установлено, что одна из самых эффективных форм деятельности по формированию экологического мышления у подростков – исследовательская проектная деятельность.
Выполнен анализ программы предмета «Технология», разработанной
А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Установлены личностные результаты освоения
обучающимися предмета «Технология». Проанализировано содержание обучения учащихся 7 класса по направлению «Индустриальные технологии».
Установлено, что, несмотря на поставленные программой цели и задачи в
формировании основ экологической культуры, в 7 классе предусмотрено
лишь обучение школьников осуществлять учет экологичности заготовки при
производстве и обработке древесины и древесных материалов, а в процессе разработки проекта выпускник получит возможность научиться осуществлять экологическую оценку проекта.
Определены задачи, а также методы и формы, способствующие формированию экологического мышления обучающихся на уроках предмета «Технология»: метод проектов, обучение в сотрудничестве в микро группах, исследовательская деятельность, выступление с докладом, написание эссе и др.
Разработаны методические рекомендации по организации проектной
деятельности учащихся 7 классов в микро группах. Определены этапы проектирования столярного изделия, приёмы и методы обучения, которые будут
способствовать более успешному формированию экологического мышления
обучающихся.
Разработаны критерии оценки проектной деятельности учащихся 7
класса, которые позволяют оценить все этапы проектирования столярного
изделия, а также его экологическую составляющую.
Выполнен анализ программ и учебников предмета «Технология», в которых выявлены варианты объектов проектной деятельности по обработке
древесины. Установлены критерии выбора объектов труда (технологичность,
функциональность, актуальность, трудоёмкость, художественно-эстетическая
значимость, потенциальная возможность изготовления изделия в данных
условиях, материалоёмкость процесса создания изделия, экономические требования). Определены дополнительные критерии выбора объекта труда для
организации проектной деятельности учащихся (экологические требования,
возможность изготовления изделия в микро группе).
Определено, что применение в проектной деятельности школьников
отходов столярного производства, имеет ряд положительных результатов
(экологический, социальный, экономический). Проведен анализ отходов столярного производства предприятия, работающего в с. Смоленское Алтайского края и разработана их классификация исходя из их размеров.
Произведён аналитический обзор информационных источников, который позволил выявить виды столярных изделий, которые отвечают основным критериям выбора объекта труда для организации проектной деятельности
учащихся. В качестве основы для разработки собственной конструкции журнального столика выбран столик со столешницей круглой формы, установленной на точеную опору и ножки фигурной формы.
Разработана конструкторская и технологическая документация, по которой изготовлено наглядное пособие для организации проектной деятельности в микро группах – журнальный столик, выполненный из отходов столярного производства.
Рассчитана себестоимость проекта, которая составляет 16947.39 рублей. Из них на сырье и материалы затрачено только 366.60 рублей. Основная
часть затрат – разработка проекта наглядного пособия.
Проведено экспериментальное исследование, результаты которого подтвердили наше предположение о том, что внедрение в учебный процесс
предмета «Технология» разработанной методики формирования экологического мышления учащихся 7 классов и организации проектной деятельности
в микро группах по разработке проекта изделия из отходов столярного производства является фактором повышения уровня сформированности экологического мышления обучающихся.
Выполненные исследования позволяют наметить ряд перспективных
задач. В частности:
1. разработка методики формирования экологического мышления обучающихся 5 и 6 классов;
2. разработка дидактических средств формирования экологического мышления обучающихся (объектов труда, банка проектов, образцов проектов);
3. разработка электронных образовательных ресурсов экологической
направленности.


Актуальные проблемы экологического образования и воспитания
[Текст]: Сб. ст. / Нац. ин-т образования; Науч. ред. Катович Н.К. - Мн., 1999.
- 143с.
2 Барташевич, А.А. Конструирование мебели [Текст]: учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Технология и дизайн
мебели» / А.А. Барташевич, С.П. Трофимов. - Мн.: Современная школа,
2006. - 336 с. - 22 см. - 4 000 экз. - ISВN 985-6751-31-4.
3 Бордовская, Н.И. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.И.
Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. - 304 с.; 22 см. - 50000 экз. -
ISBN 5-8046-0174-1.
4 Борисевич, А.Р. Экологическое воспитание: проблемы, перспективы, технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.Р. Борисевич, Т. Г. Каленникова. - Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Мн. : БГПУ, 2004. - 93 с.
5 Бортник, А. Ф. Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии [Электронный ресурс] / А.Ф. Бортник, И.И. Федоров // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 47–48. –
URL: - режим доступа http://e-koncept.ru/2017/770147.htm. / .
6 Бронников, Н.Л. Методика обучения технологии [Текст]: книга
для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко, А.С. Тихонов; под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: НМЦ «Технология», 1998. - 296 с.;
22 см. - 10000 экз. - ISBN 5-900142-21-3.
7 Буглай, М.Б. Технология изделий из древесины [Текст]: учебник
для вузов / М.Б. Буглай, Н.А. Гончаров. - М.: Лесная промышленность,
1985. – 408 с. - 22 см. - 15 000 экз.
8 Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебник /
Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 534
с.; - 50000 экз. - ISBN 5-17-010335–2.85
9 Гурина, И.Г. Динамика отношения к природе в подростковом и
раннем юношеском возрасте :[Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук :
(19.00.13) / И. Г. Гурина ; Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Мн.: БГПУ,
2012. - 26 с.
10 Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.
Д. Дерябо, В. А. Ясвин.- Ростов на Дону, 1996.
11 Ермаков, Д.С. Учимся решать экологические проблемы [Текст]:
Метод. пособие для учителя / Д.С.Ермаков, И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина. -
М.: Шк. Пресса, 2002. - 112с. - (Б-ка журн. "Биология в шк."; Вып.10). - Библиогр.: с.109.
12 Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:
[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с. – 3000 экз.
13 Зайцев, А.В. Формирование экологического мышления школьников
через творческие и исследовательские проекты в области охраны окружающей среды: Автореф. дис...канд. пед. наук: (13.00.01) / А.В.Зайцев; Саратов.
гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. - Саратов, 2002. - 20с.
14 Занков, Л.В. Наглядность обучения [Текст]: педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Л.В. Занков. – М.: Советская энциклопедия, 1966. -
366 с.; 22 см. - 40000 экз.
15 Иванчихин, В. Г. Экологическое воспитание и формирование экологического мышления школьников в системе подготовки к олимпиадам по
экологии [Текст] /В.Г. Иванчихин // Молодой учёный. – 2015. - № 18 (98) -
С.90-95. – Библиогр.: с. 95.
16 Каленская, В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления старшеклассников [Текст]: монография / В.П. Каленская.- М.: Просвещение, 1999. – 500 с.
17 Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий
[Текст]: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. — СПб.: КАРО,
2004.— 368 с. – 100 экз - ISBN 5-89815-091-9.86
18 Колтунова, И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и
сформированности экологических отношений у школьников [Текст]/ И.Р.
Колтунова. - М: Просвещение, 2003.-21 с.
19 Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикум
[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов.
– Издательский центр «Академия», 2002 . - 272 с.: ил.; - (Педагогическое образование). – Пред. указ.: с.131-136. – 3000 экз. –. - ISBN 5-7695-0687-3.
20 Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: монография / Н.В. Матяш. - М.: Высшее профессиональное образование, Academia, 2014. - 160 с.
21 Михелькевич, В.Н. Справочник по педагогическим инновациям
[Текст] / В.Н. Михелькевич, Л. И. Полушкина, В. М. Мегедь. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. - 239 с.; 22 см. - 10000 экз. -ISBN
5-93972-386-1.
22 Мухина, В.С. Возрастная психология. [Текст]/ В.С. Мухина- М.:
Академия, 2007.-69с.
23 Немов, Р.С. Психология. [Текст]/ Р.С. Немов- М.: ВЛАДОС, 2006.-
340 с.
24 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования
детей [Текст]: Учеб. пособие для вузов / С.Н.Николаева. - М.: Академия,
2002. - 336с.
25 Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся [Текст] : методические рекомендации / сост.: Т. М. Мильситова, О.
Ю. Перкова [и др.] – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический
центр», 2017. – 56 с.
26 Педагогика. [Электронный ресурс]: учебник для студентов педагогических учебных заведений. Под редакцией доктора, к.п.н., профессора П.И.
Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/10.shtml / 11 октября 2018
20:15:14/87
27 Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов
педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. М.:
ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с. – 2500
экз.
28 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования [Текст]: учебное пособие для вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,
М.В. Моисеева, А.Е, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 272с.; 22 см. - 5000 экз. - ISBN 5-7695-0811-6.
29 Портал нормативно-технической документации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http//www.pntdoc.ru / 12.02.2018.
30 Примерная программа по учебным предметам. Технология 5-9 классы [Текст]: -М.: Просвещение, 2010. - 96 с. – (стандарты второго поколения).
– 5000 экз. – ISB N 978-5-09-020557-3.
31 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2006.-490 с.
32 Самерсова, Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности [Текст]: пособие для педагогов соц., кл. рук., воспитателей, специалистов
системы внешк. воспитания и обучения / Н. В. Самерсова. - Мн. : Белорус.
наука, 2005. - 231 с.
33 Самородский, П.С. Технология. Трудовое обучение [Текст]: учебник для учащихся 7 классов (вариант для мальчиков) общеобразовательной
школы / П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко// под редакцией
В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 192 с.: ил.
34 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]:
учебник для вузов.- М.: Просвещение, 1998. – 256с. – 3000 экз.
35 Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст]:
учеб. пособие для студ. пед. вузов / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф,
2005.- 368 с.: ил.; - (Педагогическое образование). – Пред. Указ.: с.339 – 363.
– 2000 экз. – ISBN 5-88717-468-488
36 Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Рацапевич Е.С.
– Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с. – 3000 экз.
37 Ставрова, О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера [Текст]: книга для учителя / О.Б. Ставрова. - М.: Школьная пресса,
2005. - 80 с.; 22 см. - 5000 экз. - ISBN 5-9219-0289-6.
38 Тищенко, А.Т. Технология [Текст]: программа: 5-8 классы / А.Т.
Тищенко, Н.В. Синица – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с. – 3000 экз.
39 Тищенко, А.Т. Технология. Индустриальные технологии 7 класс
[Текст]: методическое пособие / А.Т. Тищенко. — М. : Вентана-Граф, 2015.-
168 с.
40 Толковый словарь [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые,
граф. – Сайт «Энциклопедии и словари» - режим доступа:
http://slovorus.ru/index.php?ID=42820&pg=49&w 26 января 2018 22:36:49
41 Турдикулов, Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе
изучения предметов естественно-научного цикла: (физические аспекты образования). [Текст]: Дисс. док. пед. наук. - Ташкент, 1982. - 356 с.
42 Тхоржевский, Д.А. Методика трудового обучения практикумом
[Текст]: учеб. Пособие для педагогических институтов и училищ / Д.А.
Тхоржевский. – М.: Просвещение, 1987. – 370 с.; 21 см. – 3000 экз. – ISBN 5-
700-0547-3.
43 Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413 —
URL:http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html /28 октября 2017
13:55:02/
44 Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс]: - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа
http://base.garant.ru/70291362/ 28 октября 2017 13:00:0189
45 Федорычева, Ю. Ю. Исследование сформированности экологического мышления учащихся [Текст] /Ю.Ю. Федорычева // Школьная педагогика. - 2016. - № 4 (07). – С. 5-8. – Библиогр.: с. 8.
46 Формы и содержание внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся / Авт.-сост.: Петрова Н.А., Семенова Е.В. - Мозырь: Белый ветер, 2000. - 80с.
47 Чернухин, О.А. Экологическое воспитание школьников в условиях
реализации образовательных стандартов второго поколения [Текст]: Учебно -
методическое пособие / О.А.Чернухин . - Новосибирск, 2012. – 80 с.
48 Шульман, Э.А. Методологический аппарат исследований [Текст]
/Э.А. Шульман // Сов. педагогика. - 1998. - № 11. - С. 43-48. – Библиогр.: с.
36.
49 Экологическое воспитание [Текст] / сост. Н. С. Криволап. - Мн.:
Красико-Принт, 2005. - 125 с.
50 Экологическое воспитание подростков во внеклассной работе
[Текст]: Методические рекомендации для студентов-практикантов / Витебский государственный университет; Составители: В.С. Конюшко, С.В. Чубаро - Витебск, 1997. - 39с.
51 Экологическое образование и воспитание школьников на уроках
биологии [Текст]: Методические рекомендации / Авторы-составители: Л.В.
Черняк и др. - Минск: БГУ, 1999. - 208с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ