Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фразовой речи у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи I уровня

Работа №155419

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы146
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.1. Овладение фразовой речью в процессе онтогенеза 10
1.2. Особенности формирования фразовой речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 20
1.3. Подходы по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 29
Глава II. Описание проекта «Формирование фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи I уровня» 35
2.1. Паспорт реализации проекта 35
2.2. Предпроектный и диагностический этапы 37
2.3. Описание продукта проекта (разработческий) и этап апробации 51
2.4. Результативно-оценочный этап проекта 63
Заключение 75
Библиография 77
Приложения 87

Актуальность исследования. Речь является одним из основных условий психического развития личности, важнейшим фактором становления личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Особую значимость имеет изучение и совершенствование речевых возможностей для полноценного взаимодействия с окружающими, так как речь играет важную роль в развитии психики, эмоциональной сферы и социальной адаптации человека.
Успешность социализации человека любого возраста немыслима вне речи. Без речи невозможно целостное формирование личности, его отдельных психических функций, процессов и свойств. Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в нормативно. Третий пункт 26-й статьи основного закона нашей страны закрепляет за каждым лицом право использовать свой родной язык и самостоятельно определять язык общения. В четвертом пункте 14-й статьи федерального законодательства, принятого 29 декабря 2012 года под номером 273-ФЗ и посвященного образовательным вопросам, гарантируется право гражданам РФ на освоение русского языка в качестве родного.
Стратегический документ по развитию образовательной сферы на период с 2019 по 2025 год подчеркивает важность языкового образования на всех этапах учебного процесса. Министерство просвещения страны дало старт программе, нацеленной на научно-методическую и кадровую поддержку процесса изучения русского языка и языков народов России, закладывая фундамент для грамотного образования в лингвистической области.
Основой для формирования умения использовать монологическую речь является развитие фразовой речи, правильное оформление грамматики и четкое произнесение звуков и слов. Ребенок в дошкольном возрасте способен успешно общаться и познавать окружающий мир, только освоив законы построения различных видов фраз. Для того чтобы развить у детей навыки фразовой речи, необходима речевая среда, где они смогут использовать речь в общении со своими родными и сверстниками, а также научиться использовать информацию как основной способ общения.
Дошкольные годы критичны для развития фразовой речи, так как в этом периоде закладываются основы всех аспектов речевой деятельности. С учетом этого Федеральный стандарт дошкольного образования в пункте 2.6 акцентирует внимание на заданиях для педагогов в секторе «речевое развитие». Этот раздел включает освоение речи как инструмента коммуникации и элемента культуры, а также развитие четкой, грамматически корректной диалогической и монологической речи.
Современность выделяет проблему речевых нарушений у дошкольников. Педагоги фиксируют рост численности детей с речевыми дефектами. Маргарита Русецкая, ректор Института русского языка имени А.С. Пушкина, отмечает, что если в 1990-х годах речевые нарушения фиксировались у 20-25% выпускников детских садов, то сегодня около 60% детей идут в первый класс уже существующими проблемами устной речи, а также трудностями в обучении грамоте.
Формирование фразовой речи у детей 3-4 лет с первоуровневым общим недоразвитием речи выступает одной из основных проблем современной педагогики и логопедии. Данная категория дошкольников с нарушениями речи, самая обширная. У этих детей есть особенности, включая ограниченное самосознание и неподходящую активность или пассивность в социальных взаимодействиях. У детей старшего дошкольного возраста с такими речевыми нарушениями могут возникать проблемы в личностном развитии, которые могут уменьшать их способность к обучению и приводить к социальной дезадаптации, когда они не способны адаптироваться к роли учащегося в школе.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как мы выяснили, речь является одним из основных условий психического развития личности, важнейшим фактором становления личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Особую значимость имеет изучение и совершенствование речевых возможностей для полноценного взаимодействия с окружающими, так как речь играет важную роль в развитии психики, эмоциональной сферы и социальной адаптации человека.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы
Главной целью нашего проекта являлась разработка и апробация программно-методического и дидактического обеспечения, направленного на формирование фразовой речи у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи I уровня (далее - ОНР I уровня).
На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы, мы сделали вывод, о том, что фраза обеспечивает одну из важнейших функций речи - коммуникативную, даже на этапе изолированных слов, который является этапом однословного предложения
На предпроектном этапе мы пришли к выводу, что в одном из комплексных центров социального обслуживания населения Красноярского края в рабочей программе логопеда недостаточно представлена работа по формированию фразовой речи у детей 3-4 лет с ОНР I уровня.
На диагностическом этапе мы, проанализировав, данные по авторской диагностической методике, пришли к выводу, что фразовая речь у детей 3-4 лет с ОНР I уровня сформирована на низком уровне. Следовательно, есть необходимость логопедической работы по формированию фразовой речи детей 3-4 лет с ОНР I уровня.
На разработческом этапе нами был предложен программно­методический комплекс, состоящий из рабочей программы, рабочей тетради и комплекса аудиозаписей, направленный на формирование фразовой речи у детей 3-4 лет с ОНР I уровня.
Предложенный нами программно-методический комплекс был апробирован и проведено 35 занятий (24 подгрупповых и 11 индивидуальных) в одном из комплексных центров социального обслуживания населения. Затем был проведен повторный диагностический срез, по результатам которого у всех участников проекта была выявлена положительная динамика.
Таким образом, цели, задачи проекта реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробирование программно - методического комплекса в течении календарного года.


1. Агаева, И.Б. Коммуникативные возможности и коррекционно­педагогические подходы в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.Б. Агаева, С.Ю. Кондратьева // Психолого­педагогическое сопровождение как условие обеспечения безопасной психологической среды для обучающихся, в том числе с ОВЗ : материалы VI краевого педагогического форума, Красноярск, 09 декабря 2021 года. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. - С. 34-44.
2. Аркадьева, Т.Г. Интерпретация внутренней формы слова в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Т.Г. Аркадьева. - Ленинград : Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. - С. 83-91.
3. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 38-43.
4. Бакина, Н.В. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Бакина // Концепт.
• 2017. - № 2. - С. 19-26.
5. Баряева, Л.Б. Игровая деятельность младших дошкольников с первым уровнем речевого развития путь к формированию коммуникативных умений / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина // Специальное образование. - 2012.
• № 1. - С. 156-165.
6. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова // Логопедия: Заикание. - Москва : Академия, 2003. - С. 27-37.
7. Богомолова, Н.В. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Богомолова, Т.С. Анисимова // Концепт. - 2017.
• № 2. - С. 51-57.
8. Бойко, С.И. Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи / С.И. Бойко // Проблемы педагогики. - 2017. - № 2. - С. 61-66.
9. Болдырева, В.Э. Общее недоразвитие речи детей / В.Э. Болдырева,
Н.М. Узун // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XIII Международной научно - практической конференции. Пенза, 20 мая 2019 года. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2019. - С. 221-223.
10. Брюховских, Л.А. Сформированность слоговой системы языка и ее механизмов у детей с дизартрией и алалией / Л.А. Брюховских,
О.Л. Беляева, А.В. Мамаева, В.И. Петроченко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2021. - № 2(56). - С. 30-38.
11. Будникова, Т.В. Проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Будникова // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (301). - С. 155-159.
12. Быкова, В.П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Быкова // Концепт. - 2017. - № 11. - С. 7-11.
13. Вагнер, К.Р. Моделирование как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи / К.Р. Вагнер // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 100­105.
14. Васильева, Е.Б. Научно-методический проект «Авторские технологии коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями зрения и речи с использованием метода моделирования» / Е.Б. Васильева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. - № 5. - С. 14-32.
15. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений: 3-е изд., перераб. и доп. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 364с.
... всего 73 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ