ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие игры и игровых умений в современной науке и практике 7
1.2. Возрастные особенности игровых умений детей раннего возраста 12
1.3. Условия развития игровых умений детей раннего возраста 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1. Диагностика развития игровых умений детей раннего возраста 23
2.2. Реализация условий развития игровых умений детей раннего возраста в
дошкольной образовательной организации 28
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие игры и игровых умений в современной науке и практике 7
1.2. Возрастные особенности игровых умений детей раннего возраста 12
1.3. Условия развития игровых умений детей раннего возраста 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 23
2.1. Диагностика развития игровых умений детей раннего возраста 23
2.2. Реализация условий развития игровых умений детей раннего возраста в
дошкольной образовательной организации 28
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития образования выдвигаются новые требования к качеству воспитания детей. В связи с принятием закона «Об образовании в РФ» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача по развитию детей деятельности в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В стандарте отмечается, что для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка [34].
В процессе различных видов деятельности происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Но главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка [6].
В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (учёные Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме [37].
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (учёные Л.С. Выготский, М.В. Ильина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (учёные Л.А. Артемова, З.М. Богуславская, И.С. Погудкина и др.) [4; 5; 27].
В отечественной психологии и педагогике игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (учёные Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Учёный Д.Б. Эльконин считал, что игра - это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми [37].
Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Учёный Н.М. Аксарина отмечает, что возможности игры расширяют мир ребёнка и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образное мышление (ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий - вначале это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые в «уме», во внутреннем плане) [2].
Для успешного овладения игровой деятельностью у детей должны быть развиты игровые умения - преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы. На основе исследований установлено, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером - сверстником.
Таким образом, актуальным становится вопрос об обучении детей совместной сюжетно-ролевой игре со взрослыми и сверстниками, что определило тему нашего исследования: «Психолого-педагогические условия развития игровых умений детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность психолого-педагогических условий развития игровых умений детей раннего возраста.
Объект исследования: игровые умения детей раннего возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития игровых умений детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию игровых умений детей раннего возраста, будут выступать:
- вовлечение ребенка в совместную игру со взрослым;
- совершение простейших действий, хорошо знакомых ребенку, с сюжетными игрушками;
- стимулирование ребенка к пониманию условности игровой ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Уточнить понятие игры и игровых умений детей в современной науке
2. Охарактеризовать возрастные особенности игровых умений детей раннего возраста.
3. Выделить и обосновать достаточные и необходимые условия развития игровых умений детей раннего возраста.
4. Разработать диагностический инструментарий для изучения игровых умений детей раннего возраста.
5. Реализовать психолого-педагогические условий развития игровых умений детей раннего возраста.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы научного исследования: теоретические (анализ психологической и
педагогической литературы); эмпирические (опрос, наблюдение, формирующий эксперимент); методы математической обработки эмпирических данных.
Организация исследования: исследование проходило на базе МБДОУ детского сада г. Кодинска Кежемского района Красноярского края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, педагогами и другими специалистами для развития свободной игровой деятельности и совершенствования игровых умений детей раннего возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В стандарте отмечается, что для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка [34].
В процессе различных видов деятельности происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Но главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка [6].
В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (учёные Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме [37].
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (учёные Л.С. Выготский, М.В. Ильина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (учёные Л.А. Артемова, З.М. Богуславская, И.С. Погудкина и др.) [4; 5; 27].
В отечественной психологии и педагогике игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (учёные Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Учёный Д.Б. Эльконин считал, что игра - это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми [37].
Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Учёный Н.М. Аксарина отмечает, что возможности игры расширяют мир ребёнка и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образное мышление (ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий - вначале это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые в «уме», во внутреннем плане) [2].
Для успешного овладения игровой деятельностью у детей должны быть развиты игровые умения - преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы. На основе исследований установлено, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером - сверстником.
Таким образом, актуальным становится вопрос об обучении детей совместной сюжетно-ролевой игре со взрослыми и сверстниками, что определило тему нашего исследования: «Психолого-педагогические условия развития игровых умений детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность психолого-педагогических условий развития игровых умений детей раннего возраста.
Объект исследования: игровые умения детей раннего возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития игровых умений детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию игровых умений детей раннего возраста, будут выступать:
- вовлечение ребенка в совместную игру со взрослым;
- совершение простейших действий, хорошо знакомых ребенку, с сюжетными игрушками;
- стимулирование ребенка к пониманию условности игровой ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Уточнить понятие игры и игровых умений детей в современной науке
2. Охарактеризовать возрастные особенности игровых умений детей раннего возраста.
3. Выделить и обосновать достаточные и необходимые условия развития игровых умений детей раннего возраста.
4. Разработать диагностический инструментарий для изучения игровых умений детей раннего возраста.
5. Реализовать психолого-педагогические условий развития игровых умений детей раннего возраста.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы научного исследования: теоретические (анализ психологической и
педагогической литературы); эмпирические (опрос, наблюдение, формирующий эксперимент); методы математической обработки эмпирических данных.
Организация исследования: исследование проходило на базе МБДОУ детского сада г. Кодинска Кежемского района Красноярского края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, педагогами и другими специалистами для развития свободной игровой деятельности и совершенствования игровых умений детей раннего возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы в соответствии с темой и целью исследования были выполнены следующие задачи.
Уточнены понятие игры и игровых умений в современной науке и практике. Установлено, что игра в современной науке рассматривается как вид деятельности личности, средство, форма, метод педагогического взаимодействия. Выделяют две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Структурными элементами сюжетно-ролевой игры выступают: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила. Игровые умения - это способы построения игры и умения их комбинировать в ходе игры. Развитие игровых умений происходит на протяжении всего дошкольного детства, что приводит к усложнению игры по всем ее структурным элементам.
Охарактеризованы возрастные особенности игровых умений детей раннего возраста. Приступая к игровой деятельности начиная с одноактных манипуляций с предметами, затем связывая несколько подобных операций в одной игре, далее, используя предметы-заместители, ребенок, более или менее сознательно, воссоздает последовательные цепочки сюжетных действий.
В возрастном диапазоне от 1,5 до 3 лет ребенок способен проводить различные условные игровые действия: развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем, воображаемым предметом; объединять 2-3 игровых действия в смысловую цепочку; словесно обозначать собственные игровые действия; продолжать по смыслу действие, принятое партнерам (взрослым или ровесником). Игра из ознакомительной перерастает в отобразительную, далее в сюжетно-отобразительную.
Выделены и обоснованы достаточные и необходимые условия развития игровых умений детей раннего возраста. Развитию игровых умений детей раннего возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: вовлечение ребенка в совместную игру со взрослым; совершение простейших действий, хорошо знакомых ребенку, с сюжетными игрушками; стимулирование ребенка к пониманию условности игровой ситуации.
Разработан диагностический инструментарий для изучения игровых умений детей раннего возраста. В основу методики изучения игровых умений детей раннего возраста была положена сюжетно-ролевая игра «Пора кушать» из пособия ученой Л.Н. Галигузовой «Развитие игровой деятельности». Нами была создана индивидуальная карта наблюдения, в которой фиксировались игровые умения конкретного ребенка.
В целях перевода качественных показателей в количественные каждому уровню развития игровых умений детей раннего возраста был присвоен соответствующий балл: минимальный -0 баллов, допустимый - 1 балл, оптимальный - 2 балла. Баллы, полученные ребенком по результатам наблюдения, суммировались и соотносились с уровневыми характеристиками развития игровых умений детей раннего возраста: минимальный уровень (0 - 2 баллов); допустимый уровень (3-5 баллов); оптимальный уровень (6-8 баллов).
Для изучения игровых умений детей раннего возраста были использованы показатели, выделенные нами на основе анализа возрастных особенностей игровых умений детей данной возрастной группы: развертывание цепочки действий с сюжетными игрушками, включение в игру отдельных предметов заместителей, называние действий с ними, умение вызвать с помощью игрушки или речевого обращения ответное игровое действие сверстника.
В исследовании приняли участие дети первой младшей группы муниципального детского сада г. Кодинска Кежемского района Красноярского края. Выбранную возрастную группу посещают дети от 1,5 до 3 лет.
Результаты эмпирического исследования развития игровых умений детей раннего возраста показали, что преобладает низкий уровень развития игровых умений детей, наиболее развитым игровым умением детей раннего возраста оказался «развертывание цепочки действий с сюжетными игрушками», наименее развитым игровым умением детей раннего возраста оказался «умение вызвать ответное игровое действие сверстника».
Реализованы психолого-педагогические условий развития игровых умений детей раннего возраста. С целью реализации первого педагогического условия осуществлялось «подключение» взрослого к предметно-манипулятивной игре ребенка и придания его действиям игрового смысла. Для этого мы использовали два приема: игровые действия взрослого, дополняющие по смыслу предметно-манипулятивные действия ребенка и стимулирующие его к приданию игрового смысла действий; ведение параллельной игры с ребенком с вербализацией взрослым совершаемых ребенком действий, придавая им условный смысл. Следующим шагом в реализации первого условия стала организация самостоятельной игры взрослого с постепенным вовлечением желающих детей сначала в роли «живой» игрушки, затем передача ему роли взрослого.
С целью реализации второго педагогического условия были организованы совместные игры взрослого с детьми по хорошо знакомым каждому ребенка и имеющимся у всех детей в жизненном опыте игровым сюжетам: кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и др. Начиналась совместная игра взрослого и ребенка с проигрывания одного действия, далее вводили второе игровое действие, а затем третье.
Каждое игровое действие проигрывалось с детьми 2-3 раза, этого оказалось достаточно, чтобы дети усвоили способ организации игры и уловили основные сюжетные линии с особенностями их наполнения. Следующим шагом в реализации этого условия стало создание в группе предметно-пространственной среды для разворачивания самостоятельных игровых действий детей с игрушками и предметами-заместителями.
С целью реализации третьего педагогического условия было организовано использование приемов одушевления игрушек, приписывания свойств и качеств игровым предметам (кастрюля и чашка с чаем горячая) и введение воображаемых элементов с приписывание им качеств и свойств (вода холодная, каши мало, таблетка горькая и т.д.).
Реализация данных условий позволила выстраивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, наделение игрушек несуществующими свойствами, качествами и эмоциями для выполнения разных игровых функций, называние несуществующими свойствами, качествами и эмоциями, которые соответствуют выполняемым игровым действиям, игрой в паре со сверстником, вызывая ответные игровые действия друг друга.
После завершения формирующего эксперимента нами было проведено повторное изучения развития игровой деятельности детей раннего возраста с использованием того же инструментария, что и на первом этапе работы. При сопоставлении результатов изучения развития игровых умений детей раннего возраста, можно констатировать, что количество детей с высоким уровнем развития игровых умений увеличилось на 17%. Увеличилось общее количество детей со средним уровнем развития игровых умений на 24%. Количество детей с низким уровнем развития игровых умений уменьшилось в 3,6 раз. Наибольший прирост произошел по критерию «умение вызвать ответное игровое действие сверстника», наименьший прирост произошел по критерию «развёртывание цепочки действий с сюжетными игрушками».
Таким образом, можно зафиксировать значимые изменения, что позволяет нам сделать вывод об эффективности созданных нами условий развития игровой деятельности детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель работы достигнута, и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена
Уточнены понятие игры и игровых умений в современной науке и практике. Установлено, что игра в современной науке рассматривается как вид деятельности личности, средство, форма, метод педагогического взаимодействия. Выделяют две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Структурными элементами сюжетно-ролевой игры выступают: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила. Игровые умения - это способы построения игры и умения их комбинировать в ходе игры. Развитие игровых умений происходит на протяжении всего дошкольного детства, что приводит к усложнению игры по всем ее структурным элементам.
Охарактеризованы возрастные особенности игровых умений детей раннего возраста. Приступая к игровой деятельности начиная с одноактных манипуляций с предметами, затем связывая несколько подобных операций в одной игре, далее, используя предметы-заместители, ребенок, более или менее сознательно, воссоздает последовательные цепочки сюжетных действий.
В возрастном диапазоне от 1,5 до 3 лет ребенок способен проводить различные условные игровые действия: развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем, воображаемым предметом; объединять 2-3 игровых действия в смысловую цепочку; словесно обозначать собственные игровые действия; продолжать по смыслу действие, принятое партнерам (взрослым или ровесником). Игра из ознакомительной перерастает в отобразительную, далее в сюжетно-отобразительную.
Выделены и обоснованы достаточные и необходимые условия развития игровых умений детей раннего возраста. Развитию игровых умений детей раннего возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: вовлечение ребенка в совместную игру со взрослым; совершение простейших действий, хорошо знакомых ребенку, с сюжетными игрушками; стимулирование ребенка к пониманию условности игровой ситуации.
Разработан диагностический инструментарий для изучения игровых умений детей раннего возраста. В основу методики изучения игровых умений детей раннего возраста была положена сюжетно-ролевая игра «Пора кушать» из пособия ученой Л.Н. Галигузовой «Развитие игровой деятельности». Нами была создана индивидуальная карта наблюдения, в которой фиксировались игровые умения конкретного ребенка.
В целях перевода качественных показателей в количественные каждому уровню развития игровых умений детей раннего возраста был присвоен соответствующий балл: минимальный -0 баллов, допустимый - 1 балл, оптимальный - 2 балла. Баллы, полученные ребенком по результатам наблюдения, суммировались и соотносились с уровневыми характеристиками развития игровых умений детей раннего возраста: минимальный уровень (0 - 2 баллов); допустимый уровень (3-5 баллов); оптимальный уровень (6-8 баллов).
Для изучения игровых умений детей раннего возраста были использованы показатели, выделенные нами на основе анализа возрастных особенностей игровых умений детей данной возрастной группы: развертывание цепочки действий с сюжетными игрушками, включение в игру отдельных предметов заместителей, называние действий с ними, умение вызвать с помощью игрушки или речевого обращения ответное игровое действие сверстника.
В исследовании приняли участие дети первой младшей группы муниципального детского сада г. Кодинска Кежемского района Красноярского края. Выбранную возрастную группу посещают дети от 1,5 до 3 лет.
Результаты эмпирического исследования развития игровых умений детей раннего возраста показали, что преобладает низкий уровень развития игровых умений детей, наиболее развитым игровым умением детей раннего возраста оказался «развертывание цепочки действий с сюжетными игрушками», наименее развитым игровым умением детей раннего возраста оказался «умение вызвать ответное игровое действие сверстника».
Реализованы психолого-педагогические условий развития игровых умений детей раннего возраста. С целью реализации первого педагогического условия осуществлялось «подключение» взрослого к предметно-манипулятивной игре ребенка и придания его действиям игрового смысла. Для этого мы использовали два приема: игровые действия взрослого, дополняющие по смыслу предметно-манипулятивные действия ребенка и стимулирующие его к приданию игрового смысла действий; ведение параллельной игры с ребенком с вербализацией взрослым совершаемых ребенком действий, придавая им условный смысл. Следующим шагом в реализации первого условия стала организация самостоятельной игры взрослого с постепенным вовлечением желающих детей сначала в роли «живой» игрушки, затем передача ему роли взрослого.
С целью реализации второго педагогического условия были организованы совместные игры взрослого с детьми по хорошо знакомым каждому ребенка и имеющимся у всех детей в жизненном опыте игровым сюжетам: кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и др. Начиналась совместная игра взрослого и ребенка с проигрывания одного действия, далее вводили второе игровое действие, а затем третье.
Каждое игровое действие проигрывалось с детьми 2-3 раза, этого оказалось достаточно, чтобы дети усвоили способ организации игры и уловили основные сюжетные линии с особенностями их наполнения. Следующим шагом в реализации этого условия стало создание в группе предметно-пространственной среды для разворачивания самостоятельных игровых действий детей с игрушками и предметами-заместителями.
С целью реализации третьего педагогического условия было организовано использование приемов одушевления игрушек, приписывания свойств и качеств игровым предметам (кастрюля и чашка с чаем горячая) и введение воображаемых элементов с приписывание им качеств и свойств (вода холодная, каши мало, таблетка горькая и т.д.).
Реализация данных условий позволила выстраивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, наделение игрушек несуществующими свойствами, качествами и эмоциями для выполнения разных игровых функций, называние несуществующими свойствами, качествами и эмоциями, которые соответствуют выполняемым игровым действиям, игрой в паре со сверстником, вызывая ответные игровые действия друг друга.
После завершения формирующего эксперимента нами было проведено повторное изучения развития игровой деятельности детей раннего возраста с использованием того же инструментария, что и на первом этапе работы. При сопоставлении результатов изучения развития игровых умений детей раннего возраста, можно констатировать, что количество детей с высоким уровнем развития игровых умений увеличилось на 17%. Увеличилось общее количество детей со средним уровнем развития игровых умений на 24%. Количество детей с низким уровнем развития игровых умений уменьшилось в 3,6 раз. Наибольший прирост произошел по критерию «умение вызвать ответное игровое действие сверстника», наименьший прирост произошел по критерию «развёртывание цепочки действий с сюжетными игрушками».
Таким образом, можно зафиксировать значимые изменения, что позволяет нам сделать вывод об эффективности созданных нами условий развития игровой деятельности детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель работы достигнута, и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена
Подобные работы
- Психолого-педагогическая программа развития игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



