ВВЕДЕНИЕ. ......... 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ . . 8
1.1. Молодежь как социально-демографическая группа . . 8
1.2. Понятие и составляющие жизненного успеха ... 20
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МОЛОДЕЖИ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ . . . . . 28
2.1 Представления российской и зарубежной молодёжи о жизненном
успехе. . . . . . . . . . . . 28
2.2 Жизненный успех как результат реализации планов молодежи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. ... 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Программа исследования . . . . 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Инструмент исследования . . . . 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Инструмент исследования (версия на английском языке) ........... 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Характеристики информантов . . . 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Примеры транскриптов интервью
Актуальность темы исследования. Постоянные изменения и трансформации в обществе неизбежно приводят к изменению механизмов жизнедеятельности личности.
Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что, в конечном счете, требует обновления взглядов, мнений, ценностей. Преобразования в современном обществе закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех.
Таким образом, актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у молодежи, как социальной группы, представляющей для нас особый интерес.
Жизненный успех - сложное, многомерное явление. Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Прежде всего, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе. С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успеха и неуспеха, с занимаемым положением личности в своей социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть признанным в обществе, самоутвердиться в нем.
Жизненный успех является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, но в то же самое время жизненный успех является отправным пунктом, целью, направляющим личность на реализацию собственных планов.
Существующее противоречие между жизненными целями и реальными возможностями личности, обусловленные, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой - неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни, делает актуальной проблему жизненного успеха.
Изучение представлений различных групп об успехе актуально как в условиях современной России, так и за рубежом. Интерес к данной проблеме традиционно обостряется в кризисные периоды развития общества, в котором мы в данный момент находимся. Нестабильность среды ведет к трансформации механизмов социализации молодого поколения. Молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Изучая представления молодежи о жизненном успехе, мы изучаем также и качественные характеристики данной социальной группы.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен жизненного успеха до настоящего времени еще не стал предметом целенаправленного научного анализа в отечественной социологии. Работы, в которых осуществлялись попытки изучения успеха, малочисленны. В исследованиях рассматриваются отдельные аспекты и элементы данного феномена. Таким образом, концепция жизненного успеха требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько подходов к анализу жизненного успеха.
Социологический подход, который рассматривает сущность, структуру успеха. К нему мы можем отнести работы И.В. Абаевой, В.П. Бабинцева, А.Д. Галюк, Е.П. Гиоевой, М.К. Горшкова, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, Л.В Рожковой, А.Л. Согомонова, Н.И. Усыниной, Л.М. Хабаевой, Л.С. Шиловой. С точки зрения социологического подхода рассматривается также проблема самоутверждения личности (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова). К данному подходу следует отнести и работы, предметом исследований в которых являются факторы формирования жизненного успеха (Т. Веблен, А. Щюц).
Психологический подход (Т.Н. Катаева, Л.Н. Коган, А.Г. Маслов, В.М. Пятунина). Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха, уровне притязаний, мотивации достижения и их влияния на поведение индивида.
Культурно-антропологический подход рассматривает жизненный успех как жизненную стратегию личности, выстроенную в логике следования культурным образцам и идеалам. К данному подходу следует отнести работы Ф. Боаса, А.Д. Галюк, А.Г. Маслова, В.М. Пятуниной.
Философский подход (Е.В. Грунт, Л.Н. Коган, В.И. Добрынина). Жизненный успех рассматривается как решение проблемы смысла жизни и смысл жизни как выражение представлений об успехе.
К отдельной группе работ следует отнести исследования, посвященные изучению молодежи как социально-демографической группы, таких авторов как Ю.Р. Вишневского, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, В.А. Лукова, А.Г. Маслова, В.О. Нафталиевой, Л.М. Русаковой.
В отдельную группу работ можно выделить исследования, посвященные молодежи России. Ее сущностным характеристикам, трансформирующимся ценностям и специфике успеха. Здесь следует отметить работы И.В. Абаевой, А.Д. Галюк, Е.П. Гиоевой, М.К. Горшкова, Я.Г. Лаца, А.Л. Маршака, В.В. Петухова, Л.В Рожковой, Л.М. Хабаевой, А.И. Халий.
Признавая значение отмеченных выше работ по жизненному успеху, стоит отметить, что в отечественной социологии изучение представлений молодежи о жизненном успехе необходимо продолжать, выявляя новые факторы формирования, противоречия и тенденции развития.
Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость ее изучения определили цель и задачи данной работы.
Объектом исследования выступает молодежь как социальная группа.
Предметом исследования явились представления молодежи о жизненном успехе.
Цель работы - изучить представления российской и зарубежной молодежи о жизненном успехе.
Данная цель привела к появлению следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть молодежь как социально-демографическую группу;
2. Охарактеризовать понятие и составляющие жизненного успеха;...
Молодежь - социально-демографическая группа, изучению которой посвящены многочисленные теоретические концепции и подходы. Кроме того, существует огромное количество социологических исследований и статистических докладов на эту тему, ведь молодежь вызывает особый интерес в изучении, так как более всего подвержена влиянию трансформациям, происходящим в обществе. Преобразования социокультурной среды, закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Изменяются его сущностные характеристики и содержание, возникают противоречия формирования и тенденции изменения представлений об успехе у молодежи.
Результаты проведенного исследования показали, что информанты из разных макрорегионов Земли имеют разные, порой полярные точки зрения на вещи и на феномен жизненного успеха, в частности. Каждая культура обладает своим идеалами и воззрениями, формирует свои компоненты жизненного успеха. Образы успешного человека в представлении российской и зарубежной молодежи схожи, но в то же время отличаются критерии этого успеха. Российская молодежь склонна связывать успех с его демонстрацией. Зарубежная же молодежь видит успех как достижение и развитие своего физического и психологического комфорта.
Представления об успешных людях среди молодежи России и зарубежья также отличаются. В контексте представлений зарубежной молодежи, успех и богатство приходят к человеку как следствие гармонии с собой, занятий любимым делом, а вот российская молодежь, рассуждая об успехе, приходит к противоположному выводу. По ее мнению, гармония и удовлетворенность человека собой являются следствием успешной жизни.
Отличаются также и представления о методах и стратегиях достижения успеха среди российской и зарубежной молодежи. Так, российская молодёжь больше склонна к быстрому достижения успеха, даже если он связан с использованием жестких и даже незаконных методов достижения успеха. В то время как молодежь из-за рубежа приветствует более традиционные и гуманные методы.
Говоря о процессе достижения успеха, российская и зарубежная молодежь высоко оценивает влияние внутренних субъективных факторов на возможность или невозможность достижения успеха.
Представление о жизненном успехе формирует дальнейшие цели молодежи и план процесса их достижения. Но на формирование представлений о жизненном успехе молодежи России и зарубежья оказывали влияние разные агенты социализации. Зарубежная молодежь, как правило, перенимает традиционные ценности и нормы, которые приняты были в семейной среде. Российская же молодёжь формировала свои представления о жизненном успехе преимущественно под влиянием референтной группы.
Кроме того, современная молодежь не только задумывается о роли успеха в ее жизни, но и ощущает потребность в достижении успеха. Так, российская молодежь, как правило, ощущает потребность в достижении успеха в тех сферах, которые являются ее основной деятельностью: образовательная (включает все виды обучения и саморазвития) и профессиональная. Кроме того, и российская молодежь чувствует необходимость добиться успеха в сфере личной жизни и общественной сфере (включает в себя желание показать себя, быть популярным, потребность в признании в социальной группе, к которой принадлежит или стремится принадлежать человек). Наиболее важными сферами для достижения успеха среди зарубежной молодежи является сфера семьи и профессиональная сфера.
Подводя итоги, мы можем суммировать представления молодежи и дать определение жизненному успеху. По мнению российской молодежи, жизненный успех - это процесс достижения конкретным человеком поставленных целей в любимой выбранной им области, его и личностный и финансовый рост. По мнению зарубежной молодежи, жизненный успех - это процесс достижения цели и реализации стоящих идей, возможность проводить время, занимаясь любимыми вещами.
Жизненный успех - это не только результат жизнедеятельности личности, но и цель, направляющая личность на жизненном пути. Жизненный успех включает в себя не только набор притязаний, но также социальные, индивидуальные, физические и психические возможности для их реализации.
Определив иерархию жизненных ценностей, определяющих представления молодежи о жизненном успехе, выделив особенности представлений о жизненном успехе у представителей молодежи разных социокультурных групп и факторы, влияющие на эти представления, а также разработав типологию представлений молодежи о жизненном успехе не только в России, но и за рубежом, можем заключить, что поставленные перед нами цели и задачи выполнены.
Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях, относительно жизненного успеха и жизненных ориентаций молодежи. Также, данное исследование может быть полезно не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов.
Анализ представлений молодежи о жизненном успехе, его сущностных характеристик, факторов формирования может быть полезен для разработки программ и технологий в социальной работе, в сфере самоопределения и профориентации, а также для разработки социальной рекламы и других методов воздействия на молодежь с целью их мотивации на улучшение качества жизни, а также с целью предупреждения девиаций.
1. Бабинцев В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона [Текст] / В.П. Бабинцев // Социологические исследования. 2008. №2. С. 76-83.
2. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие [Текст] / О.Н. Безрукова // Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004. 40 с.
3. Боас Ф. История антропологии / [Текст] пер. с англ. И.В. Кузнецова // Этнографическое обозрение, № 6. 2002.
4. Веблен Т. Теория праздного класса. [Текст] / Т. Веблен // Москва: Прогресс, 1984. 183 с.
5. Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. [Текст] / В.В. Вольский // Часть 1-2. Москва: Дрофа, 2003. 190 с.
6. Галюк А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: Дис канд. социол. наук / [Текст] А.Д. Галюк. Екатеринбург, 2004. 145 с.
7. Гиоева Е.П., Хабаева Л.М., Абаева И.В. Исследования представлений о социальном успехе у молодежи республики Южная Осетия [Текст] / Е.П. Гиоева, Л.М. Хабаева, И.В. Абаева // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5.
8. Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая [Текст] / М.К. Горшков // Институт социологии РАН. Москва: Весь Мир, 2015. 336 с.
9. Горшков М.К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Москва: ЦСПиМ, 2010. 592 с.
10. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западноевропейской философии (от античности до конца XIX века) [Текст] / Е.В. Грунт // Челябинск: ЧИРПО, 1996. 315 с.
11. Добрынина В.И. Воспитание личности - управляемый процесс [Текст] / В.И. Добрынина // Социальное управление и молодежь. Москва: Просвещение. 1969. №3. С. 28-29.
12. Добрынина В.И. Воспитание личности - управляемый процесс [Текст] / В.И. Добрынина // Социальное управление и молодежь. Москва: Просвещение, 1994. С. 36-42.
13. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодёжь как социальная категория [Текст] / С.Н. Иконникова, И.С. Кон // Москва: Прогресс, 1970. 256 с.
14. Катаева Т.Н. «Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека [Текст] / Т.Н. Катаева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №36. С 59-63.
15. Кирюшина М.В. Гендерный аспект социального успеха в современном обществе [Текст] / М.В. Кирюшина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008. №2. С. 111-124....48