ВВЕДЕНИЕ 6
1. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ MATLAB 9
1.1 Краткая характеристика математического пакета MATLAB 9
1.2 Краткая характеристика математического пакета Simulink 13
1.3 Краткий обзор расширений Toolbox, включаемых в пакет
MATLAB 17
1.4 Обзор литературных источников по применению математического пакета Matlab+Simulink в научной и образовательной деятельности . 20
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА SIMPOWERSYSTEM ДЛЯ
ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 29
2.1 Лабораторный практикум для исследования переходных процессов
в энергетических системах 29
2.2 Исследование переходных процессов в линейных электрических
цепях 30
2.3 Исследование переходных процессов в параллельном LC
контуре 32
2.4 Исследование переходных процессов в линиях электропередачи с
распределенными параметрами 36
2.5 Исследование переходных процессов в линейных
трансформаторах 41
2.6 Исследование переходных процессов в трехфазных асинхронных
двигателях 44
2.7 Исследование переходных процессов в двигателе постоянного
тока 51
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ЛАБОРАТОРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 56
3.1 Сравнение различных технологий проведения лабораторных работ: метода натурного эксперимента и виртуального
лабораторного практикума 56
3.2 Применение программного пакета MatlabSimulink в процессе
обучения студентов электротехнических специальностей 60
3.3 Возможность использования компьютерных виртуальных
лабораторий для проведения лабораторных работ по курсу «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) 61
3.4 Сопоставление элементной базы стенда УИЛС и виртуальной лаборатории с использованием математического пакета MATLAB ... 66
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 77
4.1 Цель выпускной квалификационной работы 77
4.2 Техническое описание разрабатываемого мероприятия 77
4.3 Экономический расчет 77
4.4 Выводы 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
Современные социальные и экономические условия предъявляют высокие требования к качеству выпускаемых вузами специалистов, нацеливают на формирование в студентах личности, характеризующейся не репродуктивным, а творческим типом мышления, инициативой и самостоятельностью в принятии профессиональных решений. Эти требования требуют поиска новых подходов в обучении.
В учебно-методических комплексах вузов сегодня делаются попытки органично увязать в систему в как традиционные компоненты учебного информационных технологиях и компьютерных программах, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемых.
В настоящее время в системах высшего образования России и ведущих стран мира все большее распространение в учебной и научно - исследовательской работе вузов приобретает пакет Matlab и его приложения.
Применение данного пакета показало свою эффективность, как при создании лабораторной базы, так и при подготовке магистерских и дипломных работ.
О значимости данного пакета в научном мире и системе образования России можно судить по ежегодным всероссийским научным конференциям «Проектирование инженерных и научных приложений в среде MATLAB», проводимых Институтом проблем управления РАН. Одна из секций на этих конференциях посвящена применению MATLAB в системе образования. На этой секции преподаватели вузов делятся опытом применения пакета в своих вузах. Многие из выступавших на конференции отмечали, что изучение и использование современных компьютерных программ должно стать обязательным элементом при подготовке современных специалистов для процесса: лекции, лабораторные работы, средств контроля качества самостоятельной работы, так и компоненты, базирующиеся на современные расширения возможностей инженерных исследований и разработок.
Широкое применение при изучении научно-технических дисциплин пакета MATLAB, помогает перенести акцент в обучении на принципиальные вопросы, отдав «технические» задачи компьютеру.
Изучение электромеханических процессов на базе математических моделей, в частности в переходных режимах работы, связано с решением систем дифференциальных уравнений. Однако возможности, предоставляемые различными программными средствами и вычислительной техникой, позволяют облегчить произведение необходимых расчетов.
На основе данных возможностей создан программный комплекс, объединивший в себе ранее и вновь разработанные независимые программы моделирования работы электрических машин. Каждая из программ моделирования была дополнена необходимым графическим интерфейсом и доработанной системой графической визуализации данных, которая включила к себя вывод осциллограмм и численных значений необходимых величин. пользователю предоставлены широкие возможности изменения и сохранения введенных параметров и полученных результатов.
Программный комплекс может использоваться в учебном процессе и инженерной практике, его использование позволяет пользователю, не владеющему навыками работы с системой Matlab, произвести полный цикл исследований в удобной для него среде. Дальнейшая работа ведется в двух направлениях: модернизация существующих моделей, направленная на более подробное моделирование с учетом различного рода физических процессов; увеличение номенклатуры исследуемых режимов работы и типов электрических машин.
Объектом исследования являются электромеханические переходные процессы.
Предметом исследования является математическое моделирование систем для исследования электромеханических переходных процессов.
Цель работы: выполнить разработку системы для исследования электромеханических переходных процессов.
Задачи работы:
• смоделировать элементы системы (задачника интенсивности, регулятора скорости, фильтров, регуляторов тока и двухэтапных преобразователей координат главного канала системы управления);
• смоделировать систему автоматического управления скоростью системы «автономный инвертор напряжения с широтно-импульсной модуляцией - асинхронный двигатель» в библиотеке Arduino;
• выполнить разработку, реализацию в MATLAB, численных исследований и анализов возможностей математических моделей и алгоритмов расчета электромеханических переходных процессов в электроэнергетических системах.
В современных условиях, когда на смену калькуляторам в инженерную практику пришли компьютеры и компьютерные программы, позволяющие решать сложные научные и инженерные задачи, нельзя не отметить, что в системе высшего образования многие подходы в подготовке специалистов не соответствуют возможностям и потребностям времени.
Современные социальные и экономические условия предъявляют высокие требования к качеству выпускаемых вузами специалистов, нацеливают на формирование в студентах личности, характеризующейся не репродуктивным, а творческим типом мышления, инициативой и самостоятельностью в принятии профессиональных решений. Эти требования требует поиска новых подходов в обучении. Обучение в современном мире все в большей мере основывается не на трансляции готовых знаний, а на создании условий для творческой активности учащихся.
В учебно-методических комплексах вузов сегодня делаются попытки органично увязать в систему в как традиционные компоненты учебного процесса: лекции, лабораторные работы, средств контроля качества самостоятельной работы, так и компоненты, базирующиеся на современных информационных технологиях и компьютерных программах, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемых.
Изучение и использование современных компьютерных программ должно стать обязательным элементом при подготовке современных специалистов для расширения возможностей инженерных исследований и разработок. Широкое применение при изучении научно-технических дисциплин пакета MATLAB, помогает перенести акцент в обучении на принципиальные вопросы, отдав «технические» задачи компьютеру.
В настоящее время в системах высшего образования России и ведущих стран мира все большее распространение в учебной и научно - исследовательской работе университетов приобретает пакет Matlab и его приложения. Применение данного пакета показало свою эффективность, как при создании лабораторной базы, так и при подготовке магистерских диссертаций и выпускных работ бакалавров. О значимости данного пакета в научном мире и системе образования России можно судить по ежегодным всероссийским научным конференциям «Проектирование инженерных и научных приложений в среде MATLAB», проводимых Институтом проблем управления РАН. Одна из секций на этих конференциях посвящена применению MATLAB в системе образования.
Целью данной работы было изучение возможностей, которые может предоставить математический пакет MATLAB и его приложения, в первую очередь SIMULINK и SIMPOWERSYSTEMS, для создания в университете современной лабораторной базы и внедрения в учебный процесс инновационных форм обучения. Все это, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в области электроэнергетики.
В процессе выполнения работы была проработана литература по теме, изданная на русском языке, освоена технология работы в среде МАТЛАБ, а также технология визуально - объектного программирования и разработки динамических моделей.
Для демонстрации возможностей МАТЛАБ в отчете приведено 6 работ, охватывающих решение различных задач электроэнергетики.
Работа 1 предназначена для демонстрации моделирования переходных процессов в RLC-цепях при включении их на источник сигнала произвольной формы.
Работа 2 предназначена для демонстрации моделирования резонансных явлений в электрических цепях.
Работа 3 предназначена для демонстрации моделирования переходных процессов при коммутации длинных линий электропередач с распределенными параметрами.
Работа 4 предназначена для демонстрации моделирования переходных процессов при коммутации силовых трансформаторов.
Работа 5 предназначена для демонстрации моделирования переходных процессов при запуске асинхронных электродвигателей.
Работа 6 предназначена для демонстрации моделирования переходных процессов при запуске двигателей постоянного тока.
Необходимо отметить, что представленные в отчете SPS модели не могут даже в малой степени показать всех возможностей, которые предоставляет МАТЛАБ при решении научных и инженерных задач.
Вывод по проделанной работе однозначен: Математический пакет МАТЛАБ необходимо внедрять в учебный процесс.
1. Герман-Галкин С.Г., Электрические машины: лабораторные работы на ПК / С.Г. Герман-Галкин, Г. А. Кардонов. - СПб: КОРОНА, 2013. -555c.
2. Черных И.В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB, SimPowerSystems и Simulink. - М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2012. -411c.
3. Дьяконов В.П., Matlab 6.5 Spl/7+Simulink 5/6. Обработка сигналов и проектирование фильтров. - М.: Солон-Пресс, 2015. - 313c.
4. Дьяконов В.П., Matlab 6.5 SP1/7/7 Sp2+Simulink 5/6. Инструменты искусственного интеллекта и биоинформатики. - М.: Солон-Пресс, 2016. - 456с.
5. Дьяконов В.П., Matlab. Анализ, идентификация и моделирование систем. Специальный справочник / Владимир Дьяконов, Владимир Круглов. - М.: СПб: Питер, 2012. - 448 c.
6. Дьяконов В.П., VisSim+Mathcad+MATLAB. Визуальное математичес. моделирование / Владимир Дьяконов. - М.: Солон-Пресс, 2014. - 384 c.
7. Кетков Юлий MATLAB 6.x: программирование численных методов / Юлий Кетков, Александр Кетков, Михаил Шульц. - М.: БХВ-Петербург, 2014. - 672 c.
8. Курбатова Е.А. MATLAB 7. Самоучитель / Е.А. Курбатова. - М.: Вильямс, 2016. - 256 c.
9. Потемкин, В. Г. MATLAB 6: среда проектирования инженерных приложений / В.Г. Потемкин. - М.: Диалог-Мифи, 2003. - 448 c.12. Вебер, Э. Переходные процессы в линейных цепях / Э. Вебер. - М.: Питер, 2012. - 392 c.
10. Вебер, Э. Переходные процессы в линейных цепях / Э. Вебер. - М.: Москва, 2015. - 392 c.
11. Волошин, И.Ф. Переходные процессы в цепях с термисторами / И.Ф. Волошин, В.А. Палагин. - М.: Минск: Наука и техника, 1975. - 244 с.
12. Евсеев, И. В. Когерентные переходные процессы в оптике / И.В. Евсеев, Н.Н. Рубцова, В.В. Самарцев. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 123 с.
13. Вентцель, А.Д Курс теории случайных процессов / А.Д, Вентцель. - М.: Москва 1996. - 567 с.
14. Волошин, И.Ф. Переходные процессы в цепях с термисторами / И.Ф. Волошин, В.А. Палагин. - М.: Минск: Наука и техника, 1986. - 244 с.
15. Гарднер, М. Ф. Переходные процессы в линейных системах / М.Ф. Гарднер, Дж.Л. Бэрнс. - М.: Государственное издательство физикоматематической литературы, 1997. - 551 с....20