Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №155362

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития общения и
взаимодействия со сверстниками в старшем дошкольном возрасте 9
1.1 Анализ понятий «общение» и «взаимодействие» в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности развития общения и взаимодействия в старшем
дошкольном возрасте 13
2 Экспериментальная работа по развитию общения и взаимодействия
ребенка со сверстниками посредством организации сюжетно-ролевой игры 19
2.1 Диагностика развития общения и взаимодействия детей старшего
дошкольного возраста 19
2.2 Система организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего
дошкольного возраста, направленных на развитие общения и 32 взаимодействия со сверстниками
2.3 Методические рекомендации по развитию общения и
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно-ролевых игр 39
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение А Результаты первичной диагностики по методике «Изучение взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игры» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 53
Приложение Б Стимульный материал к диагностической методике «Картинки» 54
Приложение В Таблица № 1-Протокол опроса по методике «Картинки» .... 55
Приложение Г Протокол наблюдения за ребенком 58
Приложение Д Тематический план комплекса сюжетно - ролевых игр, направленных на развитие общения и взаимодействия у старших дошкольников 60


Вопросы обеспечения процессов общения и взаимодействия являются особо актуальными в современном обществе, так как в нормативных документах, регламентирующих образовательную политику нашего государства, в частности, в Национальной доктрине «Об образовании в РФ до 2025 года» отмечается, что такие личностные качества как умения налаживать коммуникацию и взаимодействие с другими людьми, являются одними из основных возможностей, необходимых для осуществления любых повседневных потребностей человека [64].
В том числе, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что, начиная с дошкольного образования, необходимо создавать условия для разностороннего развития детей, опираясь на их возрастные и индивидуальные особенности, обеспечивая им возможность полноценно и комфортно в дальнейшем жить и функционировать в обществе.
В свою очередь федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит педагога дошкольного образовательного учреждения перед выбором механизмов достижения целевых ориентиров, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одним из которых является - развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.
Для достижения целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО рекомендованы такие виды деятельности, как: познавательно- исследовательская деятельность, конструирование, самообслуживание, однако, особым образом, выделена игровая деятельность в различных ее проявлениях и форматах. Одним из основных видов игр, предусмотренных для организации в воспитательно-образовательном процессе детского сада, это сюжетно-ролевая игра [65]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятия «общение» и «взаимодействие» и пришли к выводу, что они являются базовыми в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам деятельности в ДОУ.
В контексте нашего исследования под понятием «общение» и «взаимодействие» мы будем придерживаться позиции А.А. Леонтьева, который считает, что общение это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми, так или иначе связанных друг с другом общественными отношениями. Общение в качестве обязательного компонента имеет социальный контакт и обмен информацией, а также предполагает реализацию или актуализацию общественного отношения контактирующих лиц. Взаимодействие опосредовано общением, благодаря которому оно возникает и предполагает организацию совместных действий, позволяющих партнерам прийти к общей цели.
Мы охарактеризовали специфику развития общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевой игры:
- для развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста необходимо целенаправленное руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны педагога;
- при организации сюжетно-ролевых игр необходимо максимально разнообразить сюжеты из повседневной жизни, в которой должно быть задействовано большое количество персонажей, по сюжеты игры, которые должны адекватно взаимодействовать друг с другом;
- при организации игры педагогу необходимо при неблагоприятном течении игры показать образец желательного поведения при взаимодействии персонажей;
- при организации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие общения и взаимодействия в старшем дошкольном возрасте необходимо мотивировать детей как можно больше использовать в игре речевых комментариев и высказываний, что будет способствовать необходимости плодотворного взаимодействия дошкольников друг с другом.
Нами была организована опытно-экспериментальная работа, в ходе которой мы продиагностировали уровень развития общения и взаимодействия, детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали методики: «Изучение взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игры» цель: изучить взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игры; методику изучения общения детей дошкольного возраста «Картинки» цель: выявить развитие общения ребенка старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками; а также карту наблюдений за проявлениями развития общения у дошкольников цель: определение ведущей формы общения ребенка со сверстниками.
В результате нами были получены следующие данные: высокий уровень не продемонстрировал ни один ребенок, средний уровень мы выявили у 20 дошкольников (87,5%), и, соответственно, низкий показатель у 4 детей старшего дошкольного возраста (12,5%).
Мы предположили, что если подобрать перечень сюжетно-ролевых игр, целью которых будет развитие общения и взаимодействия, и систематически и целенаправленно организовывать их в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, то показатели развития общения и взаимодействия дошкольников будут прогрессировать.
В ходе формирующего эксперимента мы проводили сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
При проведении повторной диагностики мы использовали тот же диагностический инструментарий.
Таким образом, сопоставив результаты диагностик, мы видим, что уровень развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками дошкольного возраста был на этапе первичной диагностики низкий уровень, в частности - 4 человека, процент составил (12,5%), средний 20 человек, процент составил (87,5%), высокий не проявился, после диагностики детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень развития общения и взаимодействия со сверстниками детей старших дошкольников.
Мы подобрали и реализовали с октября 2020 г. по апрель 2021 г, с детьми комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. В апреле провели повторную диагностику, результаты показали низкий уровень 1 человек, процент составил (4,2%), средний уровень 17 человек, процент составил (70,8%), при повторной диагностике высокий уровень показал 6 человек, процент составил (25%). По результатам видно у детей первоначально продемонстрировавшим низкий уровень, при повторной диагностике изменился в сторону увеличения, детей со средним уровнем стало меньше после проделанной работы.
Полученная положительная динамика говорит об эффективности подобранных нами сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю. В. Авдеева. - Москва : Сфера, 2017. - 64 с.
2. Арушанова, А. Г. Развивающее общение с детьми 6-7 лет / А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова. - Москва : Сфера, 2017. - 208 с.
3. Андреева, Г. М. Речь и общение : популярное пособие для родителей и педагогов / Г. М. Андреевна. - Ярославль : Академия Развития, Академия ИК, 2018. - 240 с.
4. Бабаева, Т. И. ФГОС Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» / Т. И. Бабаева. - Санкт-Петербург : Детство-пресс,
2017. - 384 с.
5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярная книга для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия Развития,
2018. - 240 с.
6. Белоус, Е. А. Развитие речи и фонематического слуха в сюжетно-ролевой игре / Е. А. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 66-70.
7. Березенкова, Т. В. Моделирование игрового опыта на основе сюжетно-ролевых игр дошкольного возраста / Т. В. Борзенкова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 55 с.
8. Бычкова, С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. - Москва : АРКТИ, 2012. - 96 с.
9. Ванюхина, Г. А. Экстернат речевой культуры для дошкольников / Г. А. Ванюхина. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
10. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2018. - 416 с.
11. Волков, Б. С. Психология педагогического общения / Б. С. Волков, И. В. Волкова, Е. А. Орлова; под общ. ред. Б. С. Волкова. - Москва : Издательство Юрайт, 2014. - 336 с.
12. Волосовец, Т. С. Речевое развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре : теоретические основы и новые технологии / Т. С. Волосовец // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 9. - С.59-63.
13. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 2016. - 420 с.
14. Выготский, Л. С. О роли игры в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс] / Л. С Выготский, К. С. Глаголева // Проблемы в игре. -
2017. - № 4. - С. 324-326. - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/ 138/38773/
15. Выготский, Л. С. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Дошкольное образование. - 2015. - № 5. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/article. php?ID=200500510...69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ