Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОКУМЕНТ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Работа №155337

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА 9
1.1. Сущность, генезис и развитие понятия «научное знание» 9
1.2. Структура и функции научного знания 11
1.3. Критерии современного научного знания 16
1.4. Взаимосвязь документоведения с другими научными дисциплинами.... 17
2. ДОКУМЕНТ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ 26
2.1. Определение понятия «документ» в законодательных и нормативных
актах 26
2.2. Развитие понятия «документ» в научных исследованиях 29
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДОКУМЕНТА 36
3.1. Социальный подход к изучению документа 36
3.2. Информационный подход к изучению документа 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58

В настоящее время среди отечественных ученых очень активно обсуждаются теоретические вопросы документоведения. Это связано, прежде всего, с интеграцией в международное профессиональное сообщество специалистов в области документоведения, появлением электронного документооборота, значительным расширением предмета документоведения, предпринятым специалистами в сфере библиотечных наук.
Одновременно выходят в свет значительное количество методических пособий, ориентированных в первую очередь на работников делопроизводственных служб, секретарей, руководителей небольших организаций и других управленческих работников, которым приходиться заниматься теми или иными аспектами документационного обеспечения. Ряд пособий адресован непосредственно студентам, обучающимся по специальностям и направлениям, требующим знаний и навыков в сфере документирования. Некоторые из этих изданий претендуют на статус пособия или учебника не только по документационному обеспечению, но и по документоведению. К сожалению, большинство этих изданий таковыми не являются, поскольку посвящены главным образом вопросам организации и технологии документационного обеспечения и лишь в малой степени затрагивают теоретические проблемы. Все это свидетельствует о том, что сохраняется нарушенный баланс между теоретическими исследованиями и прикладными разработками 1.
Директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела М. В. Ларин считает, что документоведение - это научная дисциплина, которая все еще находится в
1 Селезнева Т.А. Документоведение как научная и учебная дисциплина. [Электронный ресурс]. URL: http:// hist.i gni.urfu .ru/dais/pdf/12/21%2 0%D0 %A1%D 0%B 5%D0%BB%D0%B5% D0%B7%D0% BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0_v.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
процессе становления и до сих пор не решила задачи, возникшие в период ее зарождения, одним из которых является вопрос об объекте документоведения.
Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве.
Документы являются объектом исследования многих научных дисциплин - архивоведения, источниковедения, информационных технологий, юриспруденции, исторической науки, бухгалтерского учета, статистики и др. В отличие от перечисленных наук документоведение интересуется документом как таковым, не рассматривая его в качестве средства для решения других задач.
Большое значение для решения теоретических вопросов документоведения имеют работы А. Н. Соковой, которая обобщила выработанные советскими документоведами подходы к определению его объекта. К числу наиболее перспективных, требующих изучения вопросов она, например, отнесла потребность общества в документировании социальных, экономических и других процессов, документирование как создание «памяти общества», сохранение культуры и передачи традиций, социологические аспекты управления документацией, причины создания именно таких, а не иных документов, документ как информационный ресурс общества, влияние новейших технических средств на документ как источник оперативной информации и др.1.
Отметим, что большинство перечисленных проблем социально окрашено и определяет место документоведения в структуре общественных дисциплин, поскольку документ есть одно из средств, при помощи которого общество функционирует, управляет и оставляет информацию о себе. Социальная сущность документа признавалась всеми учеными, а также была закреплена в определениях документа, включенных в первый советский терминологический стандарт по делопроизводству и архивному делу (там сказано, что документ является результатом сознательной деятельности человека). Единство информационной и социальной составляющей тоже не подвергалось сомнению. В качестве основной, присущей всем документам, была названа информационно-социальная функция, отражающая его свойства как носителя социальной информации.
Совершенствование компьютерных информационных технологий в 1990-е гг. развернуло документоведение в сторону решения практических вопросов работы с документами на электронных носителях. Начался достаточно сложный этап в развитии документоведения, когда разрушилась советская государственная система документационного обеспечения управления, а принципы построения новой связывались с только намечавшейся административной реформой и информатизацией общества. На этом фоне усиление информационного подхода в документоведении стало закономерным и необходимым условием генезиса научной дисциплины2.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в современном документоведении исторически сложись два подхода к изучению документа как объекта: социальный и информационный. В настоящее время, говоря о документе как объекте документоведения, не стоит забывать о том, что документ представляет собой социально-информационную сущность, именно этот контекст изучения и развития документоведения как науки позволит провести наиболее полно идентификацию данной научной дисциплины в системе научного знания.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является изучение документа как системного объекта научного знания.
Предметом выпускной квалификационной работы являются теоретические подходы к изучению документа в современном документоведении как в науке.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических подходов к документу.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить сущность, генезис и развитие понятия «научное знание»;
• дать общее представление о структуре и функциях научного знания;
• рассмотреть критерии современного научного знания;
• определить взаимосвязь документоведения с другими научными дисциплинами;
• рассмотреть определение понятия «документ» в законодательных и нормативных актах;
• проанализировать развитие понятия «документ» учеными-специалистами;
• обобщить опыт изучения отечественными специалистами теоретических подходов к документу как объекту документоведения.
Источниковой базой работы послужили нормативно-правовые акты3 и государственные национальные стандарты, в которых содержатся определения документа 4.
Данные нормативные правовые акты закрепляют на законодательном уровне понятие «документ», одни из них дают более широкое толкование данного понятия, другие его конкретизируют исходя из сферы применения.
ГОСТ Р 52292-2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения»5 позволяет выявить социальные свойства документа как объекта - это фиксированность, доступность, целостность и легитимность....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время документоведение вступило в очень ответственную сферу деятельности по автоматизации управления документами, где наблюдаются общие, пересекающиеся и соприкасающиеся проблемы различных научных дисциплин, профессиональных областей и технологических подходов.
Документоведение - сравнительно молодая научная дисциплина. Возникает острая необходимость в научных исследованиях в этой области, а также в подготовке высококвалифицированных кадров, что послужило дальнейшим толчком к развитию документоведения как научной и учебной дисциплины.
В выпускной квалификационной работе было изучено развитие понятия «научное знание», дано общее представление о структуре и функциях научного знания, проанализировано определение понятия «документ» в российском законодательстве, а также даваемое отечественными специалистами.
На наш взгляд, определение понятия «документ» как объекта является одной из важнейших задач для окончательного формирования документоведения в самостоятельную научную дисциплину со своим предметом. Само понятие «документ» является междисциплинарным и поэтому в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни и с какой целью он будет использоваться и нужно акцентировать данное понятие1.
Рассмотрев социальный подход к изучению документа, мы считаем его недостаточно проработанным, поскольку исследователи в области документоведения связывают данный вопрос только с документом, а именно, определения его социальной сущности и характеристик, но при этом нет единой классификации признаков, свойств и функций документа. Многие ученые-специалисты отмечают в своих учебных пособиях, то что документ это явление социальное, так как в нем содержится социально-значимая информация, также то, что документ является необходимым элементом в социальной коммуникации и то, что это результат человеческой деятельности и на основании этого относят документоведение к комплексу общественных наук.
Информационный подход к изучению документа мы считаем более проработанным, нежели социальный. Он раскрывается через информационные свойства и признаки документа, однако ученые-специалисты в своих трудах объединяют в единое целое свойства информации и документа. Анализ свойства информации и документа позволило нам выявить определенные информационные свойства, такие как: объективность, достоверность, семантичность, ценность, точность, доступность, актуальность, полнота, стабильная вещественная форма К специфичным свойствам документа относятся: сложная композиционная и информационная структура, неизменность, юридическая сила документа, аутентичность, причинность, унификация.
Обобщив опыт изучения отечественными специалистами теоритических подходов к документу как объекту документоведения, мы приходим к выводу о том, что если документ изучается несколькими научными дисциплинами, предметная область каждой из них должна ограничиваться не наиболее существенными, а наиболее значимыми для нее свойствами объекта. Для документоведения это могут быть свойства, обусловленные статусом документа в обществе и системе общественных отношений, его ролью не только в фиксации, отражении социально-политических и социально­экономических отношений, но и в обеспечении воспроизводства и влияния на изменение этих отношений2.
Изучение теоретических подходов напрямую связано с практической деятельностью. Рассмотренные теоретические проблемы необходимо принимать во внимание на многих этапах работы с документами: при проведении экспертизы ценности документов, использовании унифицированных текстов, в ходе анализа критической оценки информации; при определении принципов и критериев ее ценности и т. п.
Иначе говоря, социально-информационные свойства документа реализуются как раз в процессе непосредственной работы с документами, начиная от их создания и заканчивая архивным хранением и использованием в качестве исторических источников.
В заключение можно сказать, начавшийся переход России к информационному обществу, а также глубокие социально-политические и экономические преобразования, происходящие в нашей стране сопровождаются пересмотром многих традиционных представлений в области общественных, гуманитарных наук. Все это в полной мере относится и к такой сравнительно молодой научной дисциплине как документоведение. Тесная связь документоведения с практикой работы с документами дает дополнительный стимул для исследований в этой сфере.


1. Андреев С.В. Следственное документоведение. Монография. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2004. - 92 с.
2. Бардаев Э.А., Кравченко В.Б. Документоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2008. - 304 с.
3. Вершинина Н.А., Писарева С.А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике: монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 148 с.
4. Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
5. Грошев А.С. Информатика: учебник для вузов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narfu.ru/ unive rsity/library/book s/0690.pdf
6. Данчул А. Н. Информатика: учеб. пособие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://padaread.c om/?book=19050&pg=23
7. Двоеносова Г.А. Свойства документа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lamb.viniti.ru/sid2/sid2free?sid2=J11136631
8. Двоеносова Г.А. Признаки, свойства и функции документа: опыт рационализации понятий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.v estar chive.ru/doky mentovedenie/2076-pri znaki- svoistva-i-fy nkcii-dok ym enta-opyt-racionalizacii-poniatii.html
9. Зиновьева Н.Б. Документоведение: учебно-методическое пособие. - М.: Профиздат, 2001. - 208 с.
10. Колычев П.М. Релятевная теория информации: учеб. пособие. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://books.ifmo.ru/fil
e/pdf/448.pdf
11. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебное пособие. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с.
12. Кулешов С.Г. Документология как учебный курс и научная дисциплина // Документация в информационном обществе законодательство и стандарты: доклады и сообщения на XII Международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2005 г. - М.: 2006. - С. 178-181.
13. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: «Знання». КОО, 2000. - С. 34. - 460 с.
14. Ларин М.В. Управление документацией в организациях. - М.: Научная книга. 2002. - 288 с.
15. Ларин М.В., Рысков О.И. Управление документами на основе международного стандарта ИСО 1544892001-2001: методическое пособие - М.: ВНИДАД, 2005. - 110 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ