Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена одиночества пожилых людей 5
1.1. Характеристика феномена одиночества пожилых людей как
социального явления 5
1.2. Специфика организации досуговой деятельности с гражданами
пожилого возраста 14
Глава 2. Опыт организации досуговой деятельности по преодолению одиночества граждан пожилого возраста в кцсон «малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга 24
2.1. Содержание досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в
КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга 24
2.2. Исследование востребованности досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города
Екатеринбурга 33
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 57
Каждый человек хотя бы раз в жизни чувствовал себя одиноким, независимо от возраста, пола, социального положения, материального достатка и уровня образования.
На протяжении истории человечества происходит поиск средств преодоления одиночества, однако действенного механизма решения данной проблемы до сих пор не найдено. Учитывая тенденции в изменении социально-демографической структуры населения, усугубление социальных проблем населения, изменения социально-экономической ситуации в стране проблема одиночества становится всё более актуальной для отдельных категорий населения, особенно для граждан пожилого возраста.
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Потому создание «Школ пожилого возраста» нацеливается на преодоление комплексов и переживаний людей преклонного возраста, связанных с потерей социальной активности и страхами остаться один на один со своим возрастом и неизбежными болезнями.
При написании данной работы нами использованы статьи Конституции Российской Федерации и основы Законодательства Российской Федерации о культуре. Вопросы социальной работы и досуга населения рассматриваются в работах Л.И. Анциферовой и Е.И. Холостовой. Также использована учебная литература Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова.
Объект исследования - граждане пожилого возраста.
Предметом исследования является досуговая деятельность с гражданами пожилого возраста по преодолению одиночества.
Цель работы - изучить особенности организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста на примере деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику феномена одиночества пожилых людей как социального явления;
2. Определить специфику организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста;
3. Изучить содержание досуговой деятельности по преодолению одиночества пожилых людей в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга;
4. Провести исследование востребованности досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретические - анализ научной литературы, обобщение и систематизация материала; эмпирические - интервью, анкетирование.
Базой исследования является КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В рамках данной выпускной квалификационной работы нами исследовалась тема: «Досуговая деятельность как средство преодоления одиночества граждан пожилого возраста». Анализ проведен на примере КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Задачи, поставленные в дипломной работе, достигнуты полностью.
В ходе изучения теоретической стороны вопроса нами были изучены особенности переживания чувства одиночества у граждан пожилого возраста, а также рассмотрен вопрос об организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в рамках реализации проекта «Школа пожилого возраста». Обобщая теоретическую часть исследования, мы можем сделать вывод, что пожилые люди — это особая группа клиентов в социальной работе, так как является наиболее уязвимыми членами общества. Есть пожилые люди, которые активные в социальном, физическом и духовном плане, но существует и противоположность им тихие, спокойные, замкнутые в себе, но абсолютно для всех существует одна достаточно веская проблема одиночество, с которой и должны бороться специалисты социальной работы используя разнообразные формы и методы своей деятельности. На сегодняшний день такой формой выступает досуговая деятельность, а правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Эффективность досуговой деятельности как целостной системы в значительной мере зависит от таких факторов, как финансовая и материальная база учреждения, модель организации в нём свободного времени, его кадровые, морально-психологические, информационнометодические и социально - демографические ресурсы.
В настоящий момент организацией досуговой деятельности для пожилых людей активно начали заниматься комплексные центры социального обслуживания, реализуя проект «Школа пожилого возраста», 51
который старается полностью удовлетворить потребности учащихся как в обучении, так и в продуктивном использовании свободного времени пожилых людей.
Проведенное исследование на базе КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга подтверждает необходимость организации досуговой деятельности для пожилых людей, а в дальнейшем совершенствование данного процесса с учетом индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста. Благодаря занятиям в «Школе пожилого возраста» люди «третьего» возраста ощущают себя востребованными в современном обществе, общение друг с другом способствует их адаптации и интеграции. Из-за сложившихся в обществе стереотипов касаемо пожилых людей, мы забываем, что лица старшего возраста должны и могут заниматься посильной трудовой деятельностью, физической культурой, участвовать в общественной и культурной жизни общества. Для этого необходимо не только создавать оптимальные условия, но и способствовать преодолению барьера возраста - как можно более активно включать пожилых людей в пространство социальной жизни, помогать приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, открывать доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Эту роль на себя должны взять специалисты социальной работы, которые в рамках реализации «Школы пожилого возраста» имеют возможность изменить предвзятое отношение к людям пожилого возраста, возникшее в обществе.
1. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособ. для вузов / Л. А. Акимова. М.: МГИК, 2013. 123 с.
2. Альперович В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: учеб. пособ. / В. Д. Альперович. М.: Приор, 2008. 270 с.
3. Башмановская Я. В. Преодоление социального отчуждения как условие выхода из состояния одиночества / Я. В. Башмановская // Философия. 2014. №6. С.25-30.
4. Белянский Р. Г. Потенциал социально-культурной анимации и рекреации в организации досуга населения / Р. Г. Белянский // Гуманитарные науки. 2011. №7. С. 126-129.
5. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы
переживания одиночества / С.Л. Вербицкая // Автореф. канд. психол. наук - СПб.: Питер, 2012. - 21 с.
6. Возьмитель А. А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 58-64.
7. Доронина И.В. Психология зрелого возраста: практикум / И.В.Доронина. Новосибирск.: СИБАГС, 2009. 156 с.
8. Ефименко В.Л. Депрессии в пожилом возрасте / В.Л. Ефименко. М.: Логос, 2011. 184 с.
9. Закон Российской Федерации от 05.05.2014 №102 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2014. №19. Ст. 2307.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУК, 2009. 539 с.
11. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12. 12. 1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
12. Краснова О.В. Социальная психология старения: учеб. пособие для вузов / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. 288 с.
13. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление: Автореф. дис. ...канд. социол. наук. М., 2012. 145 с.
14. Левченко А. В. Переживание одиночества в пожилом возрасте / А. В. Левченко // Психология. 2014. №10 (116). С. 199-203.
15. Литвак Р. А., Резанович И. В. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 12-21....34