ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена одиночества пожилых людей 5
1.1. Характеристика феномена одиночества пожилых людей как
социального явления 5
1.2. Специфика организации досуговой деятельности с гражданами
пожилого возраста 14
Глава 2. Опыт организации досуговой деятельности по преодолению одиночества граждан пожилого возраста в кцсон «малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга 24
2.1. Содержание досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в
КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга 24
2.2. Исследование востребованности досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города
Екатеринбурга 33
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 57
Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена одиночества пожилых людей 5
1.1. Характеристика феномена одиночества пожилых людей как
социального явления 5
1.2. Специфика организации досуговой деятельности с гражданами
пожилого возраста 14
Глава 2. Опыт организации досуговой деятельности по преодолению одиночества граждан пожилого возраста в кцсон «малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга 24
2.1. Содержание досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в
КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга 24
2.2. Исследование востребованности досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города
Екатеринбурга 33
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 57
Каждый человек хотя бы раз в жизни чувствовал себя одиноким, независимо от возраста, пола, социального положения, материального достатка и уровня образования.
На протяжении истории человечества происходит поиск средств преодоления одиночества, однако действенного механизма решения данной проблемы до сих пор не найдено. Учитывая тенденции в изменении социально-демографической структуры населения, усугубление социальных проблем населения, изменения социально-экономической ситуации в стране проблема одиночества становится всё более актуальной для отдельных категорий населения, особенно для граждан пожилого возраста.
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Потому создание «Школ пожилого возраста» нацеливается на преодоление комплексов и переживаний людей преклонного возраста, связанных с потерей социальной активности и страхами остаться один на один со своим возрастом и неизбежными болезнями.
При написании данной работы нами использованы статьи Конституции Российской Федерации и основы Законодательства Российской Федерации о культуре. Вопросы социальной работы и досуга населения рассматриваются в работах Л.И. Анциферовой и Е.И. Холостовой. Также использована учебная литература Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова.
Объект исследования - граждане пожилого возраста.
Предметом исследования является досуговая деятельность с гражданами пожилого возраста по преодолению одиночества.
Цель работы - изучить особенности организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста на примере деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику феномена одиночества пожилых людей как социального явления;
2. Определить специфику организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста;
3. Изучить содержание досуговой деятельности по преодолению одиночества пожилых людей в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга;
4. Провести исследование востребованности досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретические - анализ научной литературы, обобщение и систематизация материала; эмпирические - интервью, анкетирование.
Базой исследования является КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На протяжении истории человечества происходит поиск средств преодоления одиночества, однако действенного механизма решения данной проблемы до сих пор не найдено. Учитывая тенденции в изменении социально-демографической структуры населения, усугубление социальных проблем населения, изменения социально-экономической ситуации в стране проблема одиночества становится всё более актуальной для отдельных категорий населения, особенно для граждан пожилого возраста.
Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Потому создание «Школ пожилого возраста» нацеливается на преодоление комплексов и переживаний людей преклонного возраста, связанных с потерей социальной активности и страхами остаться один на один со своим возрастом и неизбежными болезнями.
При написании данной работы нами использованы статьи Конституции Российской Федерации и основы Законодательства Российской Федерации о культуре. Вопросы социальной работы и досуга населения рассматриваются в работах Л.И. Анциферовой и Е.И. Холостовой. Также использована учебная литература Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова.
Объект исследования - граждане пожилого возраста.
Предметом исследования является досуговая деятельность с гражданами пожилого возраста по преодолению одиночества.
Цель работы - изучить особенности организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста на примере деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику феномена одиночества пожилых людей как социального явления;
2. Определить специфику организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста;
3. Изучить содержание досуговой деятельности по преодолению одиночества пожилых людей в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга;
4. Провести исследование востребованности досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретические - анализ научной литературы, обобщение и систематизация материала; эмпирические - интервью, анкетирование.
Базой исследования является КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В рамках данной выпускной квалификационной работы нами исследовалась тема: «Досуговая деятельность как средство преодоления одиночества граждан пожилого возраста». Анализ проведен на примере КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Задачи, поставленные в дипломной работе, достигнуты полностью.
В ходе изучения теоретической стороны вопроса нами были изучены особенности переживания чувства одиночества у граждан пожилого возраста, а также рассмотрен вопрос об организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в рамках реализации проекта «Школа пожилого возраста». Обобщая теоретическую часть исследования, мы можем сделать вывод, что пожилые люди — это особая группа клиентов в социальной работе, так как является наиболее уязвимыми членами общества. Есть пожилые люди, которые активные в социальном, физическом и духовном плане, но существует и противоположность им тихие, спокойные, замкнутые в себе, но абсолютно для всех существует одна достаточно веская проблема одиночество, с которой и должны бороться специалисты социальной работы используя разнообразные формы и методы своей деятельности. На сегодняшний день такой формой выступает досуговая деятельность, а правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Эффективность досуговой деятельности как целостной системы в значительной мере зависит от таких факторов, как финансовая и материальная база учреждения, модель организации в нём свободного времени, его кадровые, морально-психологические, информационнометодические и социально - демографические ресурсы.
В настоящий момент организацией досуговой деятельности для пожилых людей активно начали заниматься комплексные центры социального обслуживания, реализуя проект «Школа пожилого возраста», 51
который старается полностью удовлетворить потребности учащихся как в обучении, так и в продуктивном использовании свободного времени пожилых людей.
Проведенное исследование на базе КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга подтверждает необходимость организации досуговой деятельности для пожилых людей, а в дальнейшем совершенствование данного процесса с учетом индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста. Благодаря занятиям в «Школе пожилого возраста» люди «третьего» возраста ощущают себя востребованными в современном обществе, общение друг с другом способствует их адаптации и интеграции. Из-за сложившихся в обществе стереотипов касаемо пожилых людей, мы забываем, что лица старшего возраста должны и могут заниматься посильной трудовой деятельностью, физической культурой, участвовать в общественной и культурной жизни общества. Для этого необходимо не только создавать оптимальные условия, но и способствовать преодолению барьера возраста - как можно более активно включать пожилых людей в пространство социальной жизни, помогать приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, открывать доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Эту роль на себя должны взять специалисты социальной работы, которые в рамках реализации «Школы пожилого возраста» имеют возможность изменить предвзятое отношение к людям пожилого возраста, возникшее в обществе.
Задачи, поставленные в дипломной работе, достигнуты полностью.
В ходе изучения теоретической стороны вопроса нами были изучены особенности переживания чувства одиночества у граждан пожилого возраста, а также рассмотрен вопрос об организации досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста в рамках реализации проекта «Школа пожилого возраста». Обобщая теоретическую часть исследования, мы можем сделать вывод, что пожилые люди — это особая группа клиентов в социальной работе, так как является наиболее уязвимыми членами общества. Есть пожилые люди, которые активные в социальном, физическом и духовном плане, но существует и противоположность им тихие, спокойные, замкнутые в себе, но абсолютно для всех существует одна достаточно веская проблема одиночество, с которой и должны бороться специалисты социальной работы используя разнообразные формы и методы своей деятельности. На сегодняшний день такой формой выступает досуговая деятельность, а правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Эффективность досуговой деятельности как целостной системы в значительной мере зависит от таких факторов, как финансовая и материальная база учреждения, модель организации в нём свободного времени, его кадровые, морально-психологические, информационнометодические и социально - демографические ресурсы.
В настоящий момент организацией досуговой деятельности для пожилых людей активно начали заниматься комплексные центры социального обслуживания, реализуя проект «Школа пожилого возраста», 51
который старается полностью удовлетворить потребности учащихся как в обучении, так и в продуктивном использовании свободного времени пожилых людей.
Проведенное исследование на базе КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга подтверждает необходимость организации досуговой деятельности для пожилых людей, а в дальнейшем совершенствование данного процесса с учетом индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста. Благодаря занятиям в «Школе пожилого возраста» люди «третьего» возраста ощущают себя востребованными в современном обществе, общение друг с другом способствует их адаптации и интеграции. Из-за сложившихся в обществе стереотипов касаемо пожилых людей, мы забываем, что лица старшего возраста должны и могут заниматься посильной трудовой деятельностью, физической культурой, участвовать в общественной и культурной жизни общества. Для этого необходимо не только создавать оптимальные условия, но и способствовать преодолению барьера возраста - как можно более активно включать пожилых людей в пространство социальной жизни, помогать приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, открывать доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Эту роль на себя должны взять специалисты социальной работы, которые в рамках реализации «Школы пожилого возраста» имеют возможность изменить предвзятое отношение к людям пожилого возраста, возникшее в обществе.
Подобные работы
- ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРОЖИВАЮЩИХ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2015 - РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Клубное общение как технология по улучшению самочувствия и активности пожилых людей (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности субъективного переживания одиночества пожилыми людьми
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ОДИНОЧЕСТВО ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ
ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Социальная реабилитация пожилых людей в сельской местности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация досуговой деятельности женщин пожилого возраста в условиях
сельского клуба
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021





