Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социального сиротства 6
1.1. Понятие социального сиротства и причины его возникновения 6
1.2. Правовое обеспечение профилактики социального сиротства 12
Глава 2. Деятельность органов опеки и попечительства оржоникидзевского района города екатеринбурга 25
2.1. Направления деятельности Органов опеки и попечительства
Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга 25
2.2. Анализ деятельности по профилактике социального сиротства в отделе Органов опеки и попечительства Орджоникидзевского района
г. Екатеринбурга 34
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения 58
В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется тем, что с каждым годом при общей рождаемости, относительно, большое количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики. По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться.
Наиболее глубокой причиной социального сиротства является кризис семейного образа жизни, связанный как со структурой приоритетов и ролевых моделей позднеиндустриального общества, так и с отсутствием систематической семейной политики, направленной на восстановление семейного образа жизни. Важнейшим дефицитом препятствующими восстановлению такого образа жизни, являются: безработица и невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен. Невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи. и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, преобладание карьерного приоритета над фамилистическим в структуре личностной мотивации (это особенно характерно для социального сиротства в среде благополучных социальных групп, а также отсутствием механизмов выявления «трудных» семей на ранней стадии, недостаточной профилактикой данной проблемы.
По данным Федерального статистического наблюдения численность детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за год на 2,3%. В 2014 году таких детей в стране насчитывалось 493 тысячи 071 человек, а на конец 2015 года, составила 481 921 человек, усыновлено 6649 детей, а на другие формы устройства - под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание - передано 52 706 детей. Из этого следует, что большая часть детей-сирот остается на бюджете у государства, учитывая, что 90% детей-сирот - социальные, имеющие живых родителей, вопрос профилактики социального сиротства, как никогда остро нуждается в дополнительных мерах социальное поддержки государства по устранению проблемы.
Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов А.
Маслоу, М. Мид, Й. Лангмейера, 3. Матейчек, отражающие развитие социального сиротства как социального явления. Российские ученые Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. Ф. Дементьева, Чепляев В. Л. особое место в своих исследованиях уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей - социальных сирот и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам. В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б. Г. Ананьев, М. И. Буянова, В. С. Мухина, Н. О. Османов и другие. Несмотря на то, что, казалось бы, к проблеме социального сиротства обращались многие авторы (И. Л. Одногулова, А. Я. Варга, В. И. Брутман, М. В. Фирсов, И. Б. Назарова, И. А. Зимняя, М. Г. Панкратова и др.), мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами.
Объект исследования: социальное сиротство.
Предмет: профилактика социального сиротства.
Цель исследования - проанализировать деятельность Органов опеки и попечительства Орджоникидзевского района города Екатеринбурга по профилактике социального сиротства.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы социального явления
«социального сиротства»;
• Определить причины возникновения социального сиротства;
• Проанализировать правовое обеспечение вопросов социального сиротства, усыновления, опеки и приемной семьи.
• Проанализировать деятельность по профилактике социального сиротства в Органах опеки и попечительства Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, экспертный опрос.
Исследование проводилось в Управление социальной политики в отделе органов опеки и попечительства Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает по 2 пункта, заключения, приложений.
Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства, тем не менее, о полной ликвидации социального сиротства как явления говорить еще преждевременно. Одно из основных положений профилактики предполагает тщательное выявление неблагополучных семей и оказание им адресной помощи, психологической и материальной. Выявление неблагополучных семей должно входить в обязанности сотрудников всех учреждений, работающих с населением - полиции, детского сада, школы. С департаментом семейной политики может связаться каждый, кому что-либо известно о таких семьях.
Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье или находящимся в условиях социальной депривации.
Профилактика считается одним из перспективных и необходимых направлений деятельности в работе органов опеки по преодолению социального сиротства. Актуальная профилактическая работа посодействует внушительному сокращению издержек социальной работы с ранее выявленными девиациями. Социальная профилактика создает этот обязательный фон, в котором максимально благополучно выполняются все без исключения виды профилактики: психологическая, преподавательская, медицинская и социально-педагогическая. Главная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и обстоятельств, которые ведут к изменению в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления данных девиаций с помощью социально-экономических, правовых, координационно-
воспитательных, психолого-педагогических мер влияния. В
профилактической деятельности для специалиста по социальной работе огромное значение имеет способность верно и быстро ориентироваться в любой конкретной ситуации, справедливо, с научной достоверностью обобщать фактический материал, основательно исследовав все без исключения причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
Проведенный опрос экспертов позволил сделать вывод о том, что необходимо комплексно подходить к проблеме социального сиротства в масштабах государства, начиная с экономической ситуации в стране, уделяя внимание менее защищенным социальным слоям населения, такие как молодые семьи, наименее обеспеченные многодетные семьи. Медицинские учреждения должны быть обеспечены необходимыми мерами немедленного реагирования на потенциальных мам, желающих отказаться от ребенка, создание консультационных центров. И учреждения по содержанию детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть обеспечены всем необходимым для благоприятного воспитания детей. Так же государство должно поддерживать политику возрождения ценностей семьи, моральной нравственности и ответственности молодежи через СМИ и образовательные учреждения, с ранних лет культивировать здоровое социальное общество.
Анкетирование респондентов (25 человек) так же раскрыло ряд проблем, связанных с деятельностью органа опеки и попечительства. Обращая внимание на выявленные факты, возможно, предполагать, что публикация информационных материалов по усыновлению, опеке, патронату и приемной семье необходимо располагать в местах более интенсивного посещения потенциальных родителей такого рода как: ДОУ, и в школах, и в детской поликлинике.
Анализируя, деятельность органов опеки и попечительства возможно сформулировать следующие рекомендации:
организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем для предотвращения изъятия ребенка из семьи; организация информационно-просветительской и реабилитационной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности; повышение квалификации и обучение специалистов отдела; изменение подхода к организации работы по подбору замещающих семей от существующего в настоящее время преимущественно заявительного к активно-поисковому.
Социальное сиротство - одна из серьезнейших социальных трудностей. Для ее решения стране и обществу следует найти опору в компетентном подходе, прогрессивных научных знаниях и практическом опыте, подтвердившем свою результативность. Только лишь совместная деятельность абсолютно всех учреждений и ведомств, персонально направленная на поддержку каждой семьи по отдельности, способна предоставить заметные результаты, обладающие пролонгированным действием, уменьшить число социальных сирот, улучшить положение семьи в целом.
1. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей: теоретико-методологические основы. / В.А.
Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 9. С. 142143.
2. Астоянц М.С. Учебно-методическое пособие для вузов. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ М.С Астоянц // Учебное пособие, 2009. URL: http: //gsuazovr.ru/uni/nr/Posobie .doc.
3. Басов Н.Ф. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) / Н.Ф. Басов // Учебное пособие, 2012. - 618 с.
4. Зверева Н. В. Система ценностных ориентаций человека и место в нем ребенка // Тезисы докладов на конференции "Семья и дети в современной России". / Н.В. Зверева // М., 2006. стр. 55
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска/ Н.Ф. Дивицына // Изд. Владос, Краткий курс лекций для вузов, 2008 г. - 352 с.
6. Дмитриева М. А. Причины социального сиротства. Молодой
ученый. / Н.В. Дмитриева // 2012. — №11. — С. 353-355.
URL: http: //www. moluch.ru/archive/46/5646/
7. Егоров Г. В. Профилактика социального сиротства как задача
практической социальной работы. / Г.В. Егоров // 2012
URL:http://surafamily.ru/meropriyatiya/konferentsiya-vlast-i-obshchestvo-v- interesakh-detej/stati-konferentsii/egorov-g-v-profilaktika-sotsialnogo-sirotstva- kak-zadacha-prakticheskoj-sotsialnoj-raboty.html
8. Конвенция о правах ребенка ООН. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
9. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
10. Интернет-проект Министерства образования РФ, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей URL: http: //www. usynovite. ru/statistics/2014/6/
11. Кедярова Р.Н. Социальное сиротство как социальнопедагогическая задача / Р.Н. Кедярова // Социально-педагогическая работа. 2008. - № 5. - С. 34-40.
12. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. / М.Ю. Кондратьев // - М., 2007.
13. Комарова Н.М. Методические рекомендации социальным работникам по социального сопровождения приемных семей. / Н.М. Комарова // - М., 2009
14. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале / О.В. Кучмаева // Научная статья. - 2008 . http://uchil.net/?cm=55799
15. Ловцова Н.И. Социальное сиротство: региональные и муниципальные ресурсы контроля // Журнал исследований социальной политики. / Н.И Ловцова // 2009. Том 7. № 2. - С. 197-222....40