Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних 6
1.1 Основные характеристики несовершеннолетних правонарушителей 6
1.2 Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Зарубежный опыт профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних 20
Глава 2. Анализ деятельности территориальной комиссии тавдинского района по делам несовершеннолетних и защите из прав 26
2.1 Направления деятельности Территориальной комиссии Тавдинского
района по делам несовершеннолетних и защите их прав 26
2.2 Профилактики правонарушений как одно из направлений деятельности
Территориальной комиссии Тавдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав 34
Заключение 47
Список источников и литературы 50
Приложения 53
Сложная экономическая обстановка в обществе, в связи с этим низкая материальная обеспеченность населения и увеличение числа неблагополучных семей, отсутствие единой системы семейных ценностей и должного воспитания в обществе, и многие другие факторы негативно сказываются на каждом человеке, в первую очередь на подрастающем поколении. Данные обстоятельства способствуют появлению в обществе такого явления как правонарушения среди несовершеннолетних и их число с каждым годом увеличивается. Это явление становится одной из актуальных проблем современного общества.
Перед государством и обществом стоит одна из социально значимых задач, которая заключается в поиске оптимальных путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних. В связи с этим решением данной проблемы занимаются специалисты учреждений различного уровня. На правительственном уровне принимаются законы и нормативные акты, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также направленные на поддержание минимального материального обеспечения семьи несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом. Педагоги и психологи разрабатывают определенные методики, тесты и тренинги, способные выявить ранние отклонения в поведении подростка. Специалисты социальных служб используют межведомственный подход в профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также применяют меры по предупреждению девиантного поведения подростка. В совокупности все эти мероприятия образуют социальную работу с несовершеннолетними правонарушителями.
Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений, поскольку с каждым годом растет число преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, увеличивается число жертв, пострадавших от их противозаконной деятельности, что в свою очередь ведет к дестабилизации общества. В связи с этим необходимо разрабатывать программы по профилактике данного явления.
В литературе ряд авторов уделяет особое внимание данной теме. Предметом изучения большинства исследователей являются проблемы несовершеннолетних. Исследователи рассматривают социальную работу с несовершеннолетними правонарушителями не отдельной отраслью, а в различных контекстах. Например, Холостова Е.И. исследует данную тему в системе дезадаптации, Павленок П.Д. рассматривает несовершеннолетних правонарушителей в контексте девиации и девиантного поведения. В анализируемых источниках авторы рассматривают межведомственный подход, используемый в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В своих работах исследователи рассматривали различные аспекты данного явления. Например, Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и другие занимались проблемой профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Сухарева Е.Н., Личко А.Е., Болдырев Е.В., Бочкарева Г.Г. изучали особенности подросткового возраста и психофизиологические особенности подрастающего поколения. Исследователи проанализировали факторы и причины, порождающие явление девиаций в поведении подростков, предложены методики и типология диагностики отклонений в социальном развитии детей, а также внедрены стратегии и тактики по коррекционной работе с подростками девиантного поведения, что в совокупности влияет на управление процессом перевоспитания несовершеннолетних.
В целом, глубокое теоретическое осмысление проблем профилактики девиантного поведения (в том числе, и правонарушений) несовершеннолетних содержится в трудах Андриевского В. К., Бочаровой В. Г., Вейт М. И., Гурова В.Н., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Личко А.Е., Медведева Г.П., Мудрика А.В., Неймарка М.С., Яркиной Т.Ф. и ряда других исследователей.
Объектом исследования являются несовершеннолетние правонарушители или подростки, подверженные риску проявления отклоняющегося поведения.
Предметом исследования является содержание процесса профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.
Цель исследования - изучить процесс профилактики правонарушений несовершеннолетних как одного из ключевых направлений деятельности Территориальной комиссии Тавдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Задачи:
1. Охарактеризовать личность несовершеннолетнего
правонарушителя как объекта социальной работы
2. Рассмотреть понятие и виды технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних
3. Изучить и проанализировать зарубежный опыт профилактики правонарушений несовершеннолетних
4. Дать характеристику деятельности Территориальной комиссии Тавдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав
5. Исследовать процесс профилактики правонарушений несовершеннолетних как одного из направлений деятельности Территориальной комиссии Тавдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав
Методы исследования: анализ нормативно-правовой базы, анализ документов, экспертный опрос специалистов, анкетирование родителей.
В ходе данной работы мы проанализировали научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения подростков, а также установили, что данная проблема рассмотрена и разработана достаточно широко многими авторами научных трудов и учебных пособий по социальной работе.
В процессе изучения проблемы мы составили личностнопсихологическую характеристику индивида, который имеет склонность к совершению противоправных деяний и находится в группе риска или уже совершил правонарушение. Для них присущи следующие характерные черты: ослабление чувства стыда, равнодушие по отношению к человеческим переживаниям, грубость, ложь, не способность сдерживать себя и контролировать свои эмоции, агрессия, не способность к самокритичности. Преступники в подростковом возрасте имеют стойкие стереотипы антисоциального поведения.
Мы установили, что является основными причинами совершения противоправных деяний среди подростков, какие факторы на это влияют и какие условия способствуют развитию подобных стереотипов поведения. По нашему заключению семья является главным фактором, способствующим становлению подобных антиобщественных стандартов у ребенка подросткового возраста, в силу недостатков семейного воспитания.
Профилактика является важнейшей технологией ослабления интенсивности существующих проблем или предотвращения возникновения новых. Мы установили понятие профилактики, определили сущность и основное содержание профилактической работы. Выяснили, что профилактическая работа - это сложная многоуровневая система, имеющая целый ряд видов и типов. Рассмотрев профилактику с точки зрения специфики работы с подростками с отклоняющимся поведением, выяснили, что в зависимости от уровня выраженности отклоняющегося поведения
у подростков выделяется несколько уровней и видов профилактической работы, каждый из которых содержит ряд определенных технологий, соответствующих отдельной ситуации.
При оказании помощи подростку специалисты руководствуются общепринятыми нормами и положениями, закрепленными в основных нормативно-правовых актах. Принятые законодательные акты по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями нуждаются в дальнейшей разработке, а практическая деятельность требует внедрения инновационных технологий. Данное совершенствование необходимо для обеспечения безопасной среды, способствующей полноценному развитию подрастающего поколения.
Проанализировав зарубежный опыт профилактики правонарушений несовершеннолетних, мы выделили несколько ключевых аспектов: социальная работа с несовершеннолетними имеет профилактическую направленность и осуществляется на основе программ, направленных на определенную группу подростков, социальные работники делают упор на осуществление профилактики по месту жительства, а их профессиональной базой является разветвленная сеть социальных служб в общине.
Изучив основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, мы выяснили, что приоритетной формой осуществления функций учреждения является организация и контроль межведомственного взаимодействия, обеспечение системного подхода в решении проблем
Проведенные исследования показали, что деятельность Территориальной комиссии Тавдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется с учетом законодательных норм и правил, руководствуясь основными нормативно-правовыми документами в данной области. Одним из направлений деятельности данного учреждения является профилактика противоправного поведения 48
несовершеннолетних правонарушителей. Это направление включает комплекс мероприятий, охватывающий все стороны жизнедеятельности несовершеннолетнего. Успешность данного процесса зависит от профессионализма и высокого уровня компетентности специалистов, от активного участия семьи в данном процессе, а также от желания подростка изменить свой образ жизни, ценности и приоритеты. Исследование также показало необходимость разработки и внедрения инновационных технологий в деятельность учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в целях увеличения эффективности реализуемых функций.
1. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. 2013. №12. С. 620-624. URL: http: //www. moluch.ru/archive/59/7983
2. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. №20. С. 551-554. http ://moluch.ru/archive/79/14106/
3. Басов Н. Ф. (под общ. ред.) Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие. М.: Изд-во «Проспект», 2013.
4. Болотова А., Молчанова О. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. Изд-во: Litres, 2015 г.
5. Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2013. №7. С. 357-359 http://moluch.ru/archive/54/7451/
6. Жадан В. Н. Некоторые подходы к определению причини условий преступности несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. 2014. 17.1. С. 35-36. URL: http://moluch.ru/archive/63/10044/
7. Закон Свердловской области от 15.07.2005 №87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» (с изм. на 12.10.2015)
8. Левчук С. В. Социально-педагогическая поддержка
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: опыт США // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №11. с. 339 - 342 URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-
podderzhka-nesovershennoletnih-okazavshihsya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii- opyt-ssha
9. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права: учебник для бакалавров - Изд-во: «Проспект», 2014
10. Нестерова Г. Ф., Астэр И. В. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
11. Павленок П. Д. Основы социальной работы: учебник - 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.
12. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации URL: http://crimestat.ru
13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (с изменением, внесенным постановлением Пленума от 9 февраля 2012 г. № 3)
14. Путинцева Н. В. (под общ. ред.) Восстановительное правосудие в России. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.
15. Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции (Редакционный материал) // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2....25